Исследования С.Ф. Понятовского и проблемы этногенеза коренных народов Приамурья
Категория: Русская Америка, Иркутская область : Об области
Предыдущая статья | Следующая статья
С.В. Гончарова (Хабаровск)
Исследования С.Ф. Понятовского и проблемы этногенеза коренных народов Приамурья
Среди имен польских исследователей, внесших значительный вклад в изучение коренных народов Сибири и российского Дальнего Востока, малоизвестным остается имя Станислава Францевича Понятовского — этнографа и антрополога.
В отличие от многих своих соотечественников, попавших в эти северные районы не по своей воле, его приезд на Амур был связан с проведением международных научных исследований, с разрешением проблем этногенеза коренных народов Восточной Сибири и Северной Америки.
Станислав Понятовский родился 6 ноября 1884 г. в небольшом местечке Церанов на Подлясье Королевства Польского. После окончания средней школы он начал изучать физико-математические и технические науки на механическом факультете Варшавского Политехнического института. Вступление в Польскую социалистическую партию, изучение философской и общественной литературы изменили приоритеты будущего исследователя. В 1906 г. он выехал в Швейцарию, где поступил на философский факультет Цюрихского университета. С этого момента его научные интересы стали неразрывно связаны с изучением антропологии.
На рубеже ХIХ-ХХ вв. антропология как наука находилась на стадии становления. В центре внимания ученых были исследования морфологии (отчасти физиологии) человека, изучение человеческих рас, а также вопросы антропогенеза. Накопленный научный материал включал не только данные о живых людях, но и ископаемый, палеонтологический материал. К началу ХХ в. в целом сформировался фундамент будущей науки, были определены ее основные направления и содержание.
Вместе с тем начало века совпало с кризисом зарождающейся научной дисциплины: не было создано общепринятой теоретической базы, единых исследовательских методик, разработанные классификации вариаций современных человеческих популяций были во многом противоречивы и часто носили расистский характер. Недостаточно было данных об этногенезе и путях расселения человечества. В связи с этим вся первая половина ХХ в. была посвящена разработке основных антропологических параметров, характеризующих человека как биологический объект.
В то время университет Цюриха был одним из крупнейших научных центров Европы, где работали многие известные европейские ученые, в том числе и Рудольф Мартин [1]. Этому немецкому ученому принадлежит приоритет в разработке современной методики антропологических исследований. Во многом благодаря его работам была усовершенствована техника измерений черепа, костей и человеческого тела, а также преодолен кризис, связанный с проблемой определения расовой принадлежности.
Работая в Цюрихе, Рудольф Мартин заложил основы методологии антропологических исследований и физической антропологии как науки. Позднее созданный им учебник положил начало накоплению систематических данных, сравнимых в мировом масштабе. В сферу научных интересов ученого входила и этнография [2]. Разносторонние научные интересы, новейшие методики проведения исследований, яркая личность учителя — все это оказало большое влияние на студентов. Станислав Понятовский не был исключением, изучение основ антропологии под руководством Р. Мартина навсегда определило будущую специальность.
Помимо антропологии в курс обязательных предметов на философском факультете университета входила и этнография. В это время ее преподавали на кафедре географии профессора О. Столл и Я. Гейерли [3]. Примерно в тот же период времени в Цюрихе начали свое обучение Я. Чекановский, Е. Лот, М. Рейхер, Т. Войно, В. Гондзикевич и другие известные в будущем ученые, профессора крупнейших университетов Польши. На протяжении шести лет обучения эти люди были основным окружением молодого польского исследователя. В 1911 г. С. Понятовский с отличием закончил учебу, получив степень доктора философии.
По возвращении в Варшаву он работал ассистентом в антропологической лаборатории. В 1912 г. произошла его встреча с известным антропологом А. Хрдличкой [4], сотрудником Смитсоновского института [5]. Американский ученый приехал в столицу Польши в связи с подготовкой экспедиции в Сибирь и предложил Станиславу Францевичу принять участие в этом международном антропологическом проекте.
К этому времени исследования, проведенные на территории Восточной Сибири [6] и северо-западной Америки среди индейцев, выявили существование между этими народами культурных связей. На основании собранных материалов была выдвинута гипотеза об азиатском происхождении американских индейцев. Ученые предполагали, что оба континента некогда составляли единое целое, что делало возможным проникновение человека в древности из Азии в Америку [7].
«Однако культурные связи сами по себе не могли служить достаточным основанием вышеуказанной гипотезы, учитывая возможные заимствования. В равной степени и установление физического родства между сравнительно близко живущими чукчами и коряками, с одной стороны, и индейцами северных тихоокеанских побережий, с другой, не могло стать достаточно сильным аргументом против принятой некоторыми авторами возможности прибытия этих народов в Азию из Северной Америки. Зато гораздо более важным для упомянутой гипотезы было бы установление физического родства между американскими индейцами и сибирскими народами, проживающими вдали от них» [8]. Алеш Хрдличка, автор этой гипотезы, планировал провести целую серию экспедиций в разные районы Восточной Сибири и российского Дальнего Востока, с целью сбора антропологического и этнографического материала, подтверждающего его предположение. К выполнению поставленных задач он привлек молодых польских ученых С. Понятовского и К. Столыхву [9], с которыми встретился в Варшаве, перед отъездом в экспедицию по Сибири.
Первоначально проведение исследований С. Понятовского было запланировано на 1913 г., позднее сроки были перенесены на весну 1914 г. Одной из причин, повлиявших на изменение планов, была необходимость в изучении новейших методик антропологических исследований, в частности метода изготовления гипсовых масок с живого человека. Для обучения он должен был встретиться с известным чешским ученым, профессором И. Матейка [10]. За неделю пребывания в Праге Станислав Францевич научился делать маски, а также получил от А. Хрдлички специальные инструменты для проведения антропологических измерений.
Вместе с тем в начале 1914 г. Понятовский был занят и созданием кабинета этнологии, основу которого составили этнографические коллекции Варшавского музея промышленности и сельского хозяйства. Планируя поездку в Приамурье, он встретился в Кракове с Брониславом Пилсудским, исследователем народов Сахалина, известным к этому времени не только в Польше, но и в Европе [11].
После долгих сборов при содействии американского Национального музея польский ученый выехал в свою первую крупную антропологическую и этнографическую экспедицию в начале мая 1914 г. Основные исследования, определенные Смитсонов-ским институтом, должны были охватить гольдов [12], орочен [13], гиляков [14], ольчей [15] и выявить наличие культурных связей между народами Америки и Азии. Целью экспедиции был сбор материалов, подтверждающих гипотезу А. Хрдлички, главным образом, «поиск среди тамошних туземных народностей физических типов, родственных американским индейцам» [16]. По продолжительности поездка должна была длиться от полутора до двух месяцев, на изучение каждой этнической группы отводилось по три недели.
Научное оборудование экспедиции включало в себя два комплекта антропологических инструментов (присланный А. Хрдличкой и личный набор ученого, привезенный им из Швейцарии), два фотографических аппарата, 480 фотопластин Agla размером 12 х 16,5 и 13 х 18 см, 36 пленок. Кроме того, фотохимикаты и маленькая темная палатка для затемнения во время смены фотопластин.
Путешествие Станислава Понятовского началось с Петербурга, где он посетил Русское Географическое общество, а также познакомился с известными российскими учеными Э.К. Пекарским и Л.Я. Штернбергом [17]. Последний дал рекомендательное письмо и посоветовал польскому исследователю обратиться за помощью в организации экспедиции к В.К. Арсеньеву, директору музея в Хабаровске [18]. Дальнейший путь из Петербурга занял две недели. Станислав Понятовский проехал по российским железным дорогам через Вятку, Пермь, Челябинск, Омск, Красноярск, Иркутск, Владивосток и Никольск-Уссу-рийск.
Конечным пунктом его маршрута был г. Хабаровск, где к этому времени существовал научный центр — Приамурский отдел Императорского Русского географического общества, музей и библиотека [19]. Члены отдела вели разноплановые исследования не только в Приамурье, но и на всей территории российского Дальнего Востока. Значительную роль в работе ПОИРГО (1906-1918) играли экспедиции и исследования В.К. Арсеньева, который к 1914 г. уже был известен как признанный знаток Приамурья и на общественных началах исполнял обязанности директора Гродековского музея [20]. Опубликованные работы, накопленный научный потенциал сделали имя Арсеньева известным не только в стране, но и за рубежом. Можно сказать, во многом встреча двух исследователей была предопределена, а дружеское расположение, общность научных интересов, взаимный обмен информацией послужили основой для дальнейших плодотворных контактов.
Днем 3 июня они впервые встретились в музее. Перед Понятовским стоял худощавый человек немного выше среднего роста, лет сорока, с лицом суровым, но очень симпатичным. Польский ученый вручил В.К. Арсеньеву рекомендательные письма от Русского Географического общества и Л.Я. Штернберга. «Дорогой Владимир Клавдиевич, — писал Лев Яковлевич, — податель сего польский антрополог Станислав Понятовский, едет на Амур для антропологических измерений. Очень прошу Вас оказать свое товарищеское содействие своим опытом, советом и связями. В свою очередь, быть может, г. Понятовский будет и вам полезен своими знаниями и антропологическим опытом» [21].
Арсеньев тепло принял польского ученого и согласился помочь в проведении запланированных исследований в Приамурье. Он познакомил Понятовского с историей возникновения Гродековского музея и его экспозицией. В большей степени польского ученого заинтересовал отдел этнографии, в котором подавляющее число экспонатов было собрано самим В.К. Арсеньевым во время его экспедиций по краю. Наиболее полно в экспозиции были представлены коллекции по материальной и духовной культуре орочей и удэгейцев [22].
Масштаб исследований, проведенных Арсеньевым за незначительный промежуток времени, произвел большое впечатление на польского ученого: «За время своих поездок он смог, как никто другой до него, изучить весь Уссурийский край, создать множество топографических карт, собрать геологические, зоологические и археологические коллекции, составить списки и планы различных руин наземных построек, созданных предположительно в период так называемого средневекового царства Бохай, составил огромный словарь языка орочей — удехэ: причем он, не зная научной транскрипции, придумал свою собственную фонетическую транскрипцию, и одновременно собрал много первосортных материалов по самым различным областям знаний» [23].
Больший интерес польского ученого вызвали опубликованные работы В.К. Арсеньева и составленные им подробные карты Уссурийского края. Русский исследователь обстоятельно отвечал на вопросы польского коллеги и даже составил небольшую этнографическую карту Уссурийского края с прилагающейся объяснительной запиской [24]. Особенно поразили польского исследователя дневники русского путешественника. Это были подробные полевые записи, включавшие разносторонние сведения о географии, населении, истории, растительном и животном мире Приамурья. Скрупулезность ведения рабочих материалов, вдумчивость Арсеньева, его педантичность поразили Понятовского, получив высокую оценку — «капитальные дневники!!» [25].
К подготовке экспедиции польского ученого В.К. Арсеньев привлек И.А. Лопатина [26], хорошо знавшего район предстоящей экспедиции. Был разработан план совместных антропологических, этнографических исследований среди нанайцев и орочей. В свою очередь Понятовский познакомил дальневосточных исследователей с новейшими методами, применяемыми в антропологии. Позднее, закупив гипс и все необходимые материалы, польский ученый на практике показал технику изготовления масок, проведя показательный урок по краниологии [27]. Несколькими днями позже под руководством Станислава Францевича Лопатин изготовил маску с лица Владимира Клавдиевича Арсеньева.
Вновь встретившись, 6 июня исследователи обсудили и уточнили план предстоящей этнографической экспедиции. Следующие две недели заняла подготовка к полевым исследованиям, и только 15 июня экспедиция выехала из Хабаровска в Сикачи-Алян на моторном катере [28]. В состав экспедиции вошли жена Лопатина Любовь Григорьевна и ученики Хабаровского реального училища: Евгений Воропаев, Николай Делле и Григорий Стрижевский.
Исследования проводились в следующих населенных пунктах [29]:
1. Сикачи-Алян (нанайское стойбище на правом берегу р. Амур, в 72 км от Хабаровска) с 16 июня по 4 июля;
2. «Нижнее Мари» (нанайское стойбище «на левом берегу протоки Мари») с 4 по 9 июля;
3. «Муху» (нанайское стойбище «на правом берегу протоки Орэ») с 9 по 11 июля;
4. Дада (нанайское стойбище ниже по той же протоке) с 12 по 14 июля;
5. Даерга (нанайское стойбище «на правом берегу Гардамской протоки») с 14 по 15 июля;
6. Найхин (нанайское стойбище «на правом берегу протоки Докэ») с 15 по 17 июля;
7. «Торгон» (нанайское стойбище, «расположенное на двух островах ближе к правому берегу реки Амур») с 17 по 20 июля;
8. Троицкое (русское село в 209 км ниже г. Хабаровска, основано в 1859 г.) с 20 по 21 июля;
9. «Баркас — баочан» (нанайское стойбище «на правом берегу реки Амур») 21 июля «Мынгэн» (нанайское стойбище «на острове с правой стороны реки Амур») с 22 по 26 июля;
10. В орочонских селениях на р. Хунгари исследования проводились с 26 по 31 июля;
11. Вознесенское (русское селение в 361 км от г. Хабаровска, основано в 1864 г.) с 1 по 2 августа;
12. Среднетамбовское (русское селение, основано в 1860 г.) с 5 по 7 августа.
В начале августа исследования были прерваны начавшейся Первой мировой войной. После завершения экспедиции в Хабаровске С. Понятовский рассказал В.К. Арсеньеву о проведенных исследованиях и обратился с просьбой оказать содействие в отправке собранных им коллекций [30]. Ученые запланировали в следующем году встретиться вновь и провести совместные исследования среди удэгейцев. Перед расставанием В.К. Арсеньев подарил польскому коллеге свои печатные работы: доклад «Вымирание инородцев Амурского края» и «Материалы по изучению древнейшей истории Уссурийского края» [31].
Между тем август 1914 г. был знаменателен для этнографии Приамурья, в Хабаровске в силу обстоятельств встретились и обсуждали проблемы этнографических исследований венгр Б. Барато-зи, поляк С. Понятовский и русский В.К. Арсеньев. Приамурский край все еще оставался малоизученным в этнографическом отношении, поэтому ученые строили планы совместных исследований после окончания войны.
К сожалению, начавшаяся Первая мировая война и последующие события не позволили осуществиться планам, связанным с проведением совместной этнографической экспедиции. Сохранившаяся переписка Арсеньева с Понятовским свидетельствует, что в их отношениях проявился характер подлинного научного сотрудничества, взаимно обогащавшего обоих ученых [32]. Уже из Польши ученый написал письмо с распоряжением, касающимся оставленных им в Хабаровске коллекций [33]: «будьте добры, выслать в Америку два ящика и один пакет /длинный, в полотне/ с этнографическими коллекциями. Вышлите, пожалуйста, на счет получателя National Museum in Washington. Что касается двух желтых сундуков /S.P. I, S.P. II/ и большого ящика с гипсом, то, если возможно, пусть все это пока остается у Вас в музее до распоряжения Dr. Ales Hrdlicka, curator of the Division of phisical Antropology in United States National Museum? Washington D.S., ...» [34].
По возвращении в Польшу Станислав Понятовский был занят обработкой обширного этнографического материала. Проведенные им антропологические измерения фактически не подтвердили гипотезу о физическом сходстве восточносибирских народов и североамериканских индейцев [35]. Позднее, в 1923 г., выходит его небольшая работа «Материалы к словарю амурских гольдов» [36].
Осенью 1915 г. он был назначен директором библиотеки Варшавского университета. Годом позже принял кафедру этнографии в Варшавском Вольном Польском университете. Исполнение обязанностей директора библиотеки оставляло ученому мало времени для научной работы, поэтому в 1919 г. он оставляет этот пост и целиком посвящает себя этнологическим исследованиям, издательской и преподавательской деятельности. В 1934 г. С. Понятовский был назначен экстраординарным профессором этнологии и общей этнографии гуманитарного факультета Варшавского университета.
Начало Второй мировой войны застало Станислава Понятовского в Варшаве, где он продолжает тайно проводить занятия и семинары для студентов. Десятого ноября 1942 г. он был арестован гестапо и заключен в концлагерь. По последним данным, полученным польским исследователем А. Кучинским, датой смерти С. Понятовского следует считать 8 января 1945 г.
К сожалению, военные действия не только привели к значительным человеческим потерям, но и нанесли большой урон архивным фондам, собраниям библиотек и коллекциям музеев. Безвозвратно исчезли многие документы, в том числе и имеющие отношение к С. Понятовскому, его научному наследию.
Как отмечает профессор А. Кучинский, в 1966 г. «дневник экспедиции в несовершенном виде был опубликован на страницах польского журнала „Ludњ» [37]. В архиве Польского этнографического общества во Вроцлаве хранятся многочисленные документы и коллекции, относящиеся к исследованиям С. Понятовского в Приамурье, не введенные в научный оборот до настоящего времени [38]. Между тем собранные в экспедиции 1914 г. материалы польского ученого и сегодня остаются ценным источником по этнографии и антропологии народов Нижнего Амура.
Примечания
1. Мартин Рудольф (1864-1925), немецкий антрополог. Создатель современной методики антропологических исследований.
2. Зубов А.А. Физическая антропология на рубеже ХХ-ХХI вв. // Этнографическое обозрение. 2002. № 3. С. 29.
3. Столл Отто (1849-1922), профессор, преподавал географию, антропологию и этнографию в университете Цюриха (1898-1919); Гейерли Якоб (1853-1912), доктор исторических наук, преподавал археологию в университете Цюриха (1900-1912).
4. Хрдличка Алеш (1869-1943), американский антрополог. По национальности чех. Основные труды по палеоантропологии и расоведению. Автор теории азиатского происхождения индейцев Америки, обосновал неандертальскую стадию в эволюции человека.
5. Смитсоновский институт основан в 1846 г. в Вашингтоне (США). В состав института входят астрофизическая обсерватория, Национальный зоологический парк, Национальный музей, Национальная галерея и др.
6. Богораз В.Г. (1865-1936), Иохельсон В.И. (1855-1937), этнографы, исследователи культуры народов Крайнего Севера. Приняли участие в работе экспедиции Сибирякова (1895-1897) и Джезуповской Северо-Тихо-океанской экспедиции (1881-1908) по изучению культурно-исторических связей Северо-Восточной Азии и Северной Америки.
7. В настоящее время первое проникновение человека из Азии на Американский континент датируется учеными периодом 12-15 тыс. лет назад.
8. Poniatowski S. Dziennik wyprawy (do kraju goldow i oroczonow w 1914 roku) // LUD T. L. Wroslaw, 1966. S. 7.
9. Столыхва К. летом 1913 г. выехал в экспедицию по Енисею.
10. Матейка (Matiegka) И. (1862-1941), чешский антрополог. Основные труды по краниологии, соматологии и антропологии людей позднего палеолита на территории Чехословакии.
11. Пилсудский Б. (1867-1918), этнограф, исследователь народов острова Сахалин: айнов, ороков, нивхов.
12. Нанайцы (устаревшее название — гольды). Народ, преимущественно проживающий на территории Хабаровского края, в бассейне рек Амур и Горин. Нанайский язык относится к тунгусо-маньчжурским языкам.
13. Орочи (орочены — неверное название, под которым в литературе ХIХ в. подразумевались удэгейцы, а также орочи). Народ, проживающий на юге Хабаровского края, в низовьях р. Тумнин, на р. Копи и побережье Татарского пролива. Орочский язык относится к тунгусо-маньчжурским языкам.
14. Нивхи (устаревшее название — гиляки). Народ, проживающий в низовьях р. Амур (Хабаровский край) и на острове Сахалин. Нивхский язык не классифицирован в настоящее время.
15. Ульчи (устаревшее название — ольчи). Народ, проживающий в Хабаровском крае, ниже по течению Амура от района расселения нанайцев. Ульчский язык относится к тунгусо-маньчжурским языкам.
16. Poniatowski S. Dziennik wyprawy (do kraju goldow i oroczonow w 1914 roku).
17. Штернберг Л.Я. (1861-1927), выдающийся этнограф и лингвист, профессор Петербургского университета, член-корреспондент Российской академии наук. Основные труды по этнографии народов Сибири, Дальнего Востока и первобытной религии.
Пекарский Э.К. (1858-1934) — языковед, этнограф, фольклорист. Составил фундаментальный словарь якутского языка; работы по этнографии якутов и эвенков.
18. Арсеньев В.К. был директором Хабаровского музея в 1910-1919, 1924-1925 гг.
19. Приамурский отдел Русского Географического общества был основан в 1894 г. в г. Хабаровске.
20. Музей Приамурского отдела Императорского Русского географического общества создан в 1894 г. С 1902 г. носит название Гродековский музей. Н.И. Гродеков (1843-1913) — генерал-губернатор Приамурского края, первый председатель Приамурского отдела ИРГО, много сделавший для открытия музея и библиотеки в г. Хабаровске.
21. Тарасова (Васина) А.И. Письма Л.Я. Штернберга к В.К. Арсеньеву // Страны и народы Востока. Вып. 20: Страны и народы бассейна Тихого океана. М., 1979. Кн. 4. С. 33.
22. Удэгейцы — народ, проживающий в горных районах Приморского и Хабаровского краев. Удэгейский язык относится к тунгусо-маньчжурским языкам.
23. Stanistaw Poniatowski Dziennik wyprawy (do Kraju Goldоw i Oroczonоw ' w 1914 roku) // LUD. Wroclaw, 1966. С. 45.
24. Полевой Б.П. Этнограф Понятовский о В.К. Арсеньеве // Дальний Восток. 1976. № 9. С. 36.
25. Stanistaw Poniatowski Dziennik wyprawy (do Kraju Goldоw' i Oroczonоw w 1914 roku). Р. 35.
26. Лопатин И.А. (1888-1970) — этнограф. В 1914 г. был преподавателем Хабаровского реального училища, занимался изучением жизни и быта нанайцев. В 1913-1914 гг. на средства Общества изучения Амурского края (основано 1888 г. в г. Владивостоке) проводил исследования в долинах рек Амур, Уссури, Имана и Тунгуски. Позднее по итогам многолетних экспедиций издал работу «Гольды амурские, уссурийские и сунгарийские. Опыт этнографического изучения» (Владивосток, 1922). В 1920-х гг. приват-доцент Государственного Дальневосточного университета (Владивосток). Эмигрировал в Маньчжурию. Профессор Педагогического института (Харбин). В 1929 г. защитил магистерскую диссертацию «География Ванкувера» в университете Британской Колумбии (Канада). Преподаватель на факультете антропологии Вашингтонского университета в Сиэтле (США). В 1935 г. защитил докторскую диссертацию в университете Южной Калифорнии (Лос-Анджелес). До конца жизни занимался сравнительным языкознанием народов Дальнего Востока. Судьба рукописей ученого до сих пор неизвестна.
27. Краниология — раздел антропологии, изучающий вариации размеров и форм черепа и его частей.
28. Моторный катер принадлежал П.И. Делле (управляющий государственными имуществами Приморской и Сахалинской области) — отцу Николая Делле, ученика Хабаровского реального училища, принимавшего участие в экспедиции 1914 г.
29. Названия населенных пунктов и сведения об их расположении, взятые в “ », цитируются по материалам Архива Общества изучения Амурского края. Ф. 14. Оп. 1. Д. 111а. Т. 2. Л. 2-3.
30. Гродековский музей имел специальные этикетки для отправки грузов, такие перевозки были бесплатными.
31. Кучинский А. Неизвестная переписка Владимира Арсеньева с польским этнологом Станиславом Понятовским // Вестник Сахалинского музея: ежегодник Сахалинского областного краеведческого музея. Южно-Сахалинск, 2001. № 8. С. 131.
32. Подробнее о переписке см.: Гончарова С.В. История одной переписки; Кучинский А. Указ. соч.
33. По распоряжению А. Хрдлички коллекции были отправлены в Америку в 1917 г.
34. Архив Общества изучения Амурского края. Ф. 108. Оп. 1. Д. 1. Л. 227 об.
35. Marcin Samsonowicz — Gоrski Dwa autografu W.K. Arsienjewa w zbiorach Biblioteki Uniwersynenu Warszawskiego // Wroctawskie Studia Wschodnie. 1998. № 2. Р. 24.
36. Poniatowski S. Materials to the Vocabulary of the Amur River gold. (Materialy do slownica Goldow nadamurskich) // “Bibliotheca Universitatis Liberae Polonae”. Easc. 10. Varsaviae, 1923. S. 1-11.
37. Кучинский А. Указ. соч.
38. Там же.
РУССКАЯ АМЕРИКА
Материалы III Международной научной конференции
«Русская Америка» (Иркутск, 8–12 августа 2007 г.)
Предоставлена архитектурно-этнографическим музеем Тальцы