Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Две старые железные дороги, – Понтеббанна в Италии, Кругобайкалка в России

Железная дорога Понтеббана (Италия). Виадук и старый мост.

Вход в тоннель. Дорога Понтеббана.

Понтеббана, виадук

Мост железной дороги Понтеббана через современную автостраду (Италия)

Мост старой железной дороги, ставший автострадой

Вход в тоннель на старой железной дороге (ныне автостраде)

Опоры моста дороги Понтеббана

Подпорная стена у городка Донья, Италия

Инженерные сооружения на старой железной дороге в Италии

Три моста. Италия

Кругобайкальская железная дорога. Россия

Мост на железной дороге по берегу Байкала

Подпорная стенка на Кругобайкальской железной дороге. Россия

Вход в тоннель старой железной дороги. Россия, Байкал

В прошедшем году мне довелось поездить по Фриули, поскольку в Италии была издана моя книга «Итальянцы на берегах Байкала». Состоялись презентации в тех городках, откуда родом были те, кто более века назад пришли на Байкал строить тоннели и вести прочие каменные работы на дороге вокруг Байкала.

Со своими спутниками я возвращалась из Карнии по скоростной автостраде, внезапно в склоне огромной горы я увидела портал тоннеля, это было настолько неожиданно, что попросила остановиться. Но остановка в таких местах запрещена. А этот вход в тоннель мне был знаком, хотя я здесь до этого никогда не была. Тогда вспомнила, что точно такие же порталы тоннелей существуют на Кругобайкалке. Спросила, что же это такое и почему тоннель. Мне ответили, что это старая железная дорога от Удине до Тарвизио времён кронпринца Рудольфа. Вдруг над автострадой возник виадук старинного облика, я вновь попросила остановиться. «Нельзя», –  был ответ. «Хоть на минуту», – взмолилась я. «Если застукает дорожная служба, будешь платить штраф? «Буду», –  бодро сказала я, хотя не знала во что это выльется, и не придётся ли мне просить после  этого лицензию на нищенство, которые выдавали когда-то в давние времена в Венеции. Я сфотографировала виадук. Потом возникли новые виды и мы нашли карман для остановки. Ближе нельзя было остановиться, тогда один из спутников мне сообщил, что у меня в фотоаппарате есть телеобъектив, о котором я постоянно забываю. Если на Кругобайкалке железная дорога идёт почти у самой кромки воды, то здесь она забралась на большую высоту и полотно дороги кое-где поддерживали мощные одевающие стенки и виадуки были не мысленной высоты. Виадук, брат-близнец Ангасольского был выше его раза в три и возвышался над долиной реки Феллы на 42 метра. Я всё-таки сделала около 25 снимков, теперь нужно было ответить на вопросы, которые возникли у меня об этой дороге. Она была старшей сестрой Кругобайкалки, и родилась на тридцать лет раньше.

Стало очевидно, что многие итальянцы из Фриули, пришедшие на строительство дороги на Байкале, уже имели опыт строительства таких тоннелей и мостов на родине.

Я много раз писала о строителях-итальянцах на Байкале, но даже не подозревала, что железная дорога с подобными тоннелями, мостами, подпорными стенками и другими инженерными сооружениями существует в Италии, хотя и преобразованная уже в соответствии с требованием времени. И увидеть столь похожее на Кругобайкальскую железную дорогу стало настоящим потрясением. Эта дорога называется "Старая железная дорога Понтеббанна" (La vecchia ferrovia Pontebbana).

Но русским этот путь был известен ещё триста лет назад, когда в этих местах пролегала дорога с севера на юг во времена Священной Римской Империи.

Борис Петрович Шереметев по поручению Петра Великого в 1697 году отправился в Вену, Рим, и на Мальту.

16 января он со свитой «...ехав две мили весь день великими снегами» из Арнольдштейн «ночевал в местечке Тавриз (Тарвизио)». 18 января они были в Понтеббе, тогда граница между Священной Римской Империей и Венецианской республикой. «... промеж которой веси течет река Понтева и граничит по сию сторону жителей Цесарского государства, а по ту Венецианского; из того места ехать было никак невозможно ни саньми ни верхом»... (из-за снега).

Генваря проти 27 числа о полуночи земля так дрогнула, что строение все во всех домах затряслось, и люди проснулись и говорили тутошние жители что де знатно где-нибудь землетрясение было.
 
...Генваря 27 числа всякую рухлядь понесли было наемные люди на себе пеши, и отошли было с версту и с гор велики снега опали и дорогу завалило... и затем с этою рухлядью вернули назад до Понтева (Понтебба) и наняли человек со-ста прочищать дорогу... Боярин же (Шереметев) самтретей до Понтева не вернулся, пошёл чрез те великия горы и чрез те великия опалые с гор сугробы, и шли они с гор...верст семь и ночевали в деревнюшке Доня...». 29 числа доехали до Венцоне. «...по всему этому пути люди зело нуждны и бедны, к тому же еще большая половина трудноватых, у мужска и у женска пола на шеях и под горлами и на грудях велики болячки и люд самый худой...»

30 января обедали в Джемоне, а затем поехали дальше через Сан-Даниеле. Далее дорога их вела не с такими приключениями на Рим, Венецию, Мальту. Это сообщение из «Записок путешествия генерала-фельдмаршала... графа Бориса Петровича Шереметева в европейские государства и так далее... Москва, 1773...

В Венцоне останавливался на обратном пути Пётр Андреевич Толстой, ночевал в гостинице «Cavallina (или Cavalla) Bianca”. Венцоне в настоящее время прелестный городок, пропахший лавандой, центр лавандового края.  Где-то около 1840 года Исмаил Иванович Срезневский написал книгу о Фриули, останавливался в Резиутте. Шереметев там тоже останавливался, к нему подошли две девочки из Резии, там и поныне живут какие-то славяне и спросили: «Купите вина?»

Эти выдержки из путешествия графа Бориса Петровича Шереметева мне любезно сообщил Марио Корти, давно занимающийся историей итальянцев на русской службе, в частности, у него вышла книга на русском языке о врачах-итальянцах, бывших на службе в России, ещё со времён царя Алексея Михайловича. В настоящее время он занимается судьбами  итальянцев-военных на русской службе, а их было немало.

Он же мне сообщил, что генерал-губернатор Восточной Сибири Леццано, был не итальянцем, как полагают некоторые, а швейцарцем.
Почему я вспомнила о давнем путешествии графа Бориса Петровича Шереметева, которому уже четвёртый век пошёл? Только оттого, что старая дорога Понтеббана пролегает по тем местам, где пробирался через великие снега Шереметев. Упоминаемая «деревнюшка Доня», где обитатели были «нуждны и бедны» современная Донья, превратившаяся в славный городок, где не осталось следов от деревнюшки. В этом месте у Доньи я снимала объекты старой дороги.

Борис Петрович, наверное, был первым русским альпинистом в Италии, рискнувший с двумя людьми, во время снежных обвалов пробираться через горы.

Понтеббана и Кругобайкалка во многом, как сёстры, схожи: Понтеббана — 94 км, Кругобайкалка (порт Байкал-Култук) — 96 (91.5 версты). Разница только в том, что Понтеббана намного выше на склонах гор, мощнее, сооружения Кругобайкалки кажутся намного изящней и она никуда не отходит от Байкала, пролегая почти по берегу.

Начало этой дороги на территории Италии  в Удине и заканчивается в Тарвизио, с отрезком пути в Австрии длина её 94 километра.
Строительство началось в 1875 году и закончилось в 1879 г. под руководством кронпринца Рудольфа. Австрийская монархия пожелала иметь железную дорогу от Вены до Венеции, от Венеции к Удине.
Первые исследовании пригодности этой местности для проведения дороги к Удине, Тарвизио и Виллаху датируется 1855 годом.

Строительство началось в 1860 году. В 1864 году линия шла от Марбурга до Фортецци к линии из Бреннеро, перевал через Альпы, там и сейчас проходит граница между Австрией и Италией.

Это древняя дорога, которая соединяла фриулийскую равнину с Каринцией, пересекая долину реки Феллы, долины Тарвизио, издавна по ней проезжали исследователи, путешественники и купцы. В, частности, и граф Шереметьев проследовал, направляясь на Мальту.

В 1879 году в этих прекрасных долинах состоялось открытие линии железной дороги.

На строительство всей дороги ушло чуть более четырёх лет, в эксплуатацию были поэтапно введены следующие участки:

  • Удине-Джемона 15 ноября 1875 года
  • Джемона-Карния 18 декабря 1876 года
  • Карния-Резиутти 7 мая 1877 года
  • Резитти-Кьюзазафорте 17 марта 1879 года
  • Резиутти-Понтебба 25 июня 1879 года
  • Понтебба-Тарвизио 11 октября 1879 года

Итальянская часть дороги Удине-Понтебба составляет 68 км., и на ней было 28 тоннелей, общей протяжённостью  5500 м, 11 железных мостов, 17 каменных и было сооружено 16 подпорных стенок. Многие из этих работ были проведены на 11 километрах между Кьюзафорте и Понтеббой.
26 марта 1920 года на мосту Муро через Феллу случился ужасающий инцидент. С моста упало несколько вагонов, столкнувшись с другим поездом, погибло 11 студентов, которые следовали в Берлин на учёбу.
Дорога между Карнией и Понтеббой была выведена из эксплуатации в 1955 году. Только в одном месте сохранился трёхкилометровый отрезок пути, по которому ходят грузовые поезда. В других же местах часть железнодорожного полотна превращена в автостраду, под неё же приспособлены тоннели.

Одиноко стоят здания железнодорожных вокзалов, которые уже никогда не дождутся поездов.

 

Иркутск
декабрь 12г. — январь 13г.
Эльвира Каменщикова