Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Гужиры и Еловка : По Тункинской долине (часть 1)

Весной 2009 года состоялась поездка на велосипедах Юрия Лыхина и Ларисы Аболиной по Тункинской долине. Как всегда, в ходе поездки было сделано большое количество фотографий, которые удалось разобрать и прокомментировать только сейчас. Надеемся, что тема Тункинской долины получит продолжение и в дальнейшем...

По Тункинской долине. Часть первая

В последних числах апреля мы сели на свои велосипеды, в очередной раз отправившись в Тункинскую долину. Благо, что для иркутян эта жемчужина в природном ожерелье Бурятии гораздо достижимее, чем для жителей Улан-Удэ. В поселке Култук у Байкала, где мы начали свой путь, было еще прохладно, но преодолев перевал и оказавшись в долине с ее особым микроклиматом, мы почувствовали будто въехали в летний, хотя и пасмурный день.

Совсем рядом с трассой Култук – Монды, по которой мы едем, горит лес, и сизым дымом затянут весь горизонт.

С другой стороны дороги лениво извивается Иркут, по берегам которого еще остались белые пятнышки льда.

Доехав до села Торы, в котором до революции находилась Степная дума тункинских бурят, мы свернули с асфальтированной трассы, пересекли Иркут по старому деревянному мосту и, выбравшись на неширокую отсыпную дорогу, направились в сторону села Гужиры. Именно так до 1930-х гг., до прокладки нынешней трассы по правому берегу Иркута, и шел путь в Тунку.

Дорога тянется по пойме Иркута, зеленая травка здесь только-только начинает пробиваться сквозь желтую прошлогоднюю траву.

На подъезде к Гужирам на небольшом пригорке расположен памятник советского времени, установленный в «память борцам, павшим от рук белоказаков». Когда-то на этом месте разыгралась трагедия.

Над синеющим контуром Тункинских гольцов нависли низкие тучи. Небо как будто хмурится, также не одобряя кровавые раздоры Гражданской войны.

Но вот и Гужиры. Как обычно, в подобных поездках и экскурсиях мы обращаем внимание на дома местных жителей, на их устройство и внешнее убранство.

Нарядная резьба и веселые оконные наличники радуют душу не только хозяев, но и всех проходящих мимо дома.

В один из домов мы даже попросились зайти, чтобы посмотреть русскую печь. Она, однако, оказалась не столь старой, как нам бы хотелось, уже без традиционной лежанки наверху и с пристроенной сбоку плитой.

Здесь же, в Гужирах, нашли неказистую баню, топящуюся по-черному – это нынче редкость. Трубы у такой бани нет. Дым из печи-каменки во время топки заполняет баню, а для выхода его на улицу приоткрывают дверь и окошко (раньше волоковое). Хозяева говорят, что в черной бане дух лучше, чем в белой.

Наши велосипеды, подобно взнузданным лошадям, все время стоят наготове. Как только мы заканчиваем осмотр, они готовы тронуться в путь.

Тункинская долина состоит из нескольких самостоятельных котловин, соединенных между собой течением реки Иркут. Одной из них является Торская котловина, протянувшаяся от села Тибельти до села Гужиры. Возвышающаяся за Гужирами большая Бычья гора, на которую мы сейчас поднимаемся, отделяет Торскую котловину от Тункинской. С вершины Бычьей горы, как писал один из проезжавших здесь в начале XX века путников, «открывается роскошный вид на Торскую степь. Внизу расстилается большая равнина, покрытая живописным разноцветным ковром посевов, лугов и кустарников. Кругом плотным кольцом ее окружают горы, частью покрытые лесом, частью совершенно голые. Посредине равнина прорезывается серебристой лентой р. Иркута и небольшими речками, быстро и с шумом бегущими в него с гор. Вообще окрестности Гужир своей сказочной красотой поражают всякого заезжего сюда человека».

К сожалению, сейчас еще не лето, когда можно насладиться всем природным разнотравьем и разноцветьем. Зато теперь с высоты Бычьей горы хорошо просматриваются селения Торской котловины. Ближе всего – расположившееся на берегу Иркута село Гужиры с белеющим пятнышком полуразрушенной церкви. Дальше за Гужирами справа виднеются Торы, а слева – сливающиеся в одну линию Далахай и Хонгодоры.

Гужиры – село не древнее, оно было основано в 1827 году новокрещеными бурятами куркутского рода, перешедшими к оседлому образу жизни. С появлением православной церкви в селе образовался Гужирский миссионерский стан. Первая деревянная церковь, построенная в 1852 году, скоро сгорела, вместо нее в 1866 году возведена двухэтажная каменная, остов которой можно видеть и сегодня.

На верху Бычьей горы еще лежит не растаявший с зимы снег.

От старой дороги до Тунки сохранились лишь небольшие участки, вроде этого, с плотным рядом берез, посаженных по обочине.

Старая гать на бывшем Тункинском тракте размыта неутомимым ручейком.

На полдороге от Гужир к Тунке находится село Еловка. Сейчас мы поднимаемся к нему со стороны Иркута, ведя велосипеды по разъезженной дороге.

С дорожного пригорка становится видно место расположения села, широко раскинувшегося между пологих, поросших смешанным лесом увалов.

В прогалине между деревьями видима лишь часть Еловки. Дома и многочисленные подсобные постройки сосредоточились вдоль главной улицы, а ниже их по склону разместились огороды, оконтуренные жердевыми изгородями.

На краю села, как некий символ, стоит чье-то хозяйство: вроде еще жилое и в то же время наполовину развалившееся…

Брошенных домов в Еловке много. Окна этого заколочены совсем недавно – покрашенные наличники еще весело голубеют на фоне потемневшей от времени бревенчатой стены. Но время неумолимо, вот один из них уже покачнулся…

Еще одна старая изба. Два забитых досками окна – словно глаза покойника, закрытые медными пятаками.

Деревенские дома зачастую не имели палисадников, и окна выходили прямо на улицу.

Основательные двустворчатые ворота с калиткой – непременный атрибут любой старой усадьбы.

В некоторых усадьбах до сих пор сохранились заплоты – сплошные ограды из бревен или, как в этом случае, из теса, вставленного в пазы вертикальных лиственничных столбов. Толщина столбов впечатляет – теперь таких деревин в ближайшем лесу и не сыщешь.

Несмотря на то что отдельные дома имеют вполне привлекательный вид, судьба Еловки незавидна. Жизнь в большом когда-то селе неуклонно угасает.

Однако некоторые люди осознанно предпочитают оставаться здесь, отказываясь от городской тесноты и толчеи и выбирая спокойную жизнь на природе. Таких, например, красавцев индюков, гуляющих на воле вокруг дома, в городе не заведешь.

Покидаем с интересом осмотренную Еловку и продолжаем свой путь по направлению к Тунке.

Бычья гора, по которой тянулся старый Тункинский тракт, по представлениям бурят, есть не что иное как окаменевшее тело Буха-нойона – шаманского божества, спустившегося на землю и превратившегося в быка. По геологическим же понятиям, это Еловский отрог Тункинского хребта.

Как сто и двести лет назад справа от тракта поднимаются вершины заснеженных гольцов.

Дорога здесь ровная и прямая, до Тунки осталось совсем немного.