Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Игры и развлечения эвенков

Орокот — игра в оленей. Художник В. Власов

Эвенкийские игрушки — кости плюсны и подколенные косточки, изображавшие людей и животных. Художник В. Власов

Людмила Георгиевна Чинагина,
методист Эвенкийского
краеведческого музея,
пос. Тура Красноярского края

Глухариная кость (хорокинги умэкин). Играет один человек. Берет за концы кость предплечья глухаря и старается, не опираясь ни на что, переломить ее. Если не сможет, то кость передается второму, третьему и т. д. Побеждает человек, сломавший кость. Чтобы сломать кость, надо знать приемы. А ломать надо так: левой рукой жать кость влево, а правой одновременно жать вправо.

«Кто перетянет» (тангматкан). В игре участвуют двое. Они садятся друг к другу, а ноги упираются ступнями. Между ступнями кладут круглую прочную палку диаметром 7–8 сантиметров, длиной 1 метр и упираются в нее. Берутся за нее руками. Потом тянут, стараясь перетянуть друг друга. Кто перетянет, перебрасывает побежденного через голову и считается победителем.

«Любит? Не любит?». Играют парами девушка и парень. Девушка берет платок и собирает вместе все его углы. Потом предлагает парню взять любой угол, а сама другой рукой тоже берет один угол, и каждый тянет к себе платок за взятые углы. Если платок при этом развернется треугольником, значит, парень любит девушку и должен носом прижаться к ее щеке. Раньше у эвенков это было равносильно поцелую, целоваться у них не было заведено. Если же платок развернется не углом, значит, парень не любит, и девушка продолжает играть с другим парнем.

Игра девочек «наперсток спрячем» (уняптунма дяякат). В ней участвует большое количество игроков. Садятся в чуме в кружок, каждый выставляет в круг кулак правой руки. На круг выходит водящая, которой завязывают платком глаза. Один из сидящих в круге прячет в зажатой руке наперсток. После этого водящей развязывают глаза и она ищет наперсток, подходя к любой участнице и разнимая у нее руки. Подойти можно только к трем участницам. Если наперсток будет найден, то водящей становится та девочка, у которой он обнаружен, а водящая садится на ее место. Если наперсток не найдется, то его перепрятывают и водящая продолжает поиски тем же порядком.

Бэюктэдерэ (буквально «охотятся»). В лесу на площадке с воткнутыми в землю ветками дети расставляют «диких зверей» (бабки) и «охотников» (бабки, обмотанные тканью), переговариваясь между собой и окрикивая собак, мальчики стреляют из игрушечных луков.

Мата эмэрэн («гость приехал»). Дети разводят из щепочек костер, вокруг расставляют «людей» (бабки); несколько детей, сидящих вокруг кукол, разговаривают с «гостем», подражая взрослым; иногда играет и один ребенок, разговаривая с собой на разные голоса.

Уринчэдерэ («устраивают стойбище»). Дети расставляют «караван оленей» (в разных местах вокруг площадки — отдельные фигурки этих животных, около каравана и на площадке — «людей») и ведут разговор и перебранку при воображаемой разгрузке каравана и установке чума.

Нулгиктэдерэ (буквально «кочуют»). Дети устанавливают «караван», а вокруг, между деревьями — «оленей» и, подражая взрослым во время кочевки, ведут разговор, окрикивают оленей.

Орокот — игра в оленей. Дети изображают оленей и бегают по тайге; или два мальчика, взяв в руки ветки-«рога», изображают дерущихся порозов до тех пор, пока ветки не сломаются.

Орорду (буквально «в стаде»). Мальчики и девочки расставляют оленей из бересты или раскладывают на земле берестяные головы оленей разного возраста. Каждый олень имеет свою кличку, а дети представляют себя пастухами.

Шамалдирэн (буквально «он шаманит»), шуэнчэкэл («пошаманить»). Эта игра была распространена на стойбищах, где имелся шаман. Для нее взрослые делали детям маленький бубен, колотушку и давали платок, который «шаман» набрасывал на голову и спускал на лицо. Дети садились в кружок, «помощник шамана» делал вид, что греет бубен, затем передавал «шаману». Он начинал петь, а другие подпевали. Заранее изготовляли духов-помощников, духов-предков и расставляли их вокруг перед игрой.

Уэрэлибгивун (сымские эвенки) — игра в вылавливание предмета. Дети садились в круг плотно друг к другу, ноги сгибали в коленях, руками под коленями передавали друг другу палку или платок. Стоявший в середине старался выхватить предмет, и пойманный с предметом заменял его.

Игра в аркан (подкаменно-тунгусские эвенки). Аркан (маут) растягивали по кругу, брались за него обеими руками, стоя лицами внутрь круга. Водящий выходил на середину. Игра заключалась в том, что стоявшие по кругу, перехватывая руками по аркану, бегали то в одну, то в другую сторону. Водящий тоже бегал, стараясь тронуть чью-либо руку, тот, кого он трогал, выходил из игры. Еще одним вариантом игры в аркан была игра, в которой дети пытались заарканить (поймать) колышек, воткнутый в землю, затем своего товарища, а позже — живых оленей.

Хавсидугат (подкаменно-тунгусские эвенки). Игра заключалась в подбрасывании вверх лопаткой «бутылочки» (лунури). Деревянная лопатка (хавсиду) имела короткую ручку, а лунури представляла собой маленькую бутылкообразную деревянную фигурку с пучком подшейного волоса, вклеенным в горлышко. Выигрывал подбросивший большее количество раз. У ербогачёнских эвенков эта игра называлась паксиду. Лунури у них заменял мяч, набитый волосом. У них же была игра килакаткат, заключавшаяся в загоне в ямку деревянного мяча лопаткой (киликавун) с длинной ручкой. Выигрывал загнавший большее число раз.

 

 

Журнал "Тальцы", 1 (32), 2009 год