Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Детский сад - памятник архитектуры

«Детский сад». Почтовая карточка начала XX века. Из книги: Медведев С.И. Иркутск на почтовых открытках 1899-1917. – М., 1996

Проект «Детского сада» архитектора Г.В. Розена. Северо-западный фасад.

Разрез.

Планы 1-го и 2-го этажей

Реестровый план Иркутска 1929 г. Фрагмент с местом Харлампиевской церкви и Детского сада

«Детский сад». Фото 1970-х гг. Архив СООКН

Современный вид

Детский сад на погосте

В Иркутске трудно кого-либо удивить трагическими историями о разрушенных зданиях, сожженных памятниках архитектуры, об издевательствах над объектами истории и культуры, которые стали для города и его жителей зданиями-символами. Слишком много поводов для переживаний возникает всякий раз, когда мы не только физически теряем памятник архитектуры, но и приобретаем в процессе реставрации новый объект, который к концу реставрации или реконструкции уже перестает быть памятником. Такая судьба постигла Харлампиевскую церковь: со своими гладко оштукатуренными поверхностями, бетонным декором, совершенно нетипичными для сибирских барочных церквей золотыми куполами, медной кровлей, она действительно выглядит как новая. Сложно поверить, что в ней когда-то венчался Колчак.

В непосредственной близости от церкви, то есть прямо на церковном кладбище располагается еще один многострадальный объект – здание необычной, сказочной архитектуры с удивительной историей. Детский сад № 14. Безусловно, в городе, где центральное кладбище отдали под Центральный парк культуры и отдыха, мало кого удивит детский сад, здание которого перенесли и поставили на церковных костях. Так он простоял до сегодняшнего дня, когда наконец зазвонили колокола церкви Архистратига Михаила, и соседство садика становится невозможным не только потому, что он стоит на погосте, но и потому, что теперь он оказался вплотную прижат к храму, который стал действующим. Думаю, что даже крестный ход вокруг церкви можно будет пройти с трудом.

И вот стоит он, ветхий и заброшенный, и судьба его настолько неясна, что становится очень тревожно. А между тем это особенное здание, которое во что бы то ни стало необходимо сохранить. Это первое детское воспитательное заведение города. Идея его основания принадлежит уроженке Иркутска педагогу Марии Гавриловне Тюменцевой. В 1868 году она предлагает открыть новое образовательное учреждение, готовившее детей младшего возраста к поступлению в первый класс гимназии и предлагает использовать систему немецкого педагога Ф. Фребеля. Ее идею поддерживает Ричард Карлович Маак – главный инспектор училищ Восточной Сибири, и по его просьбе генерал-губернатор М.С. Корсаков утверждает проект первого детского сада в Иркутске, рассматривая его как экспериментальный. С неутомимой энергией Мария Гавриловна собирает первые пожертвования от частных лиц в сумме 1 650 рублей. И «4 марта 1869 года открывается учебное заведение для детей младшего школьного возраста под названием «Детский сад». По прочтении утвержденного г. генерал-губернатором Восточной Сибири положения об этом заведении было отслужено молебствие с водоосвящением, в присутствии председательствующего в совете Главного управления, директора училищ Иркутской губернии, начальницы сада г. Тюменцевой и ее помощниц, поступивших в училище детей и их родителей. Записано желающих поступить в это заведение до 50-ти детей, поступило же в день открытия 20 детей»1.

Первоначально для школы было выделено старое здание Главного управления. «5 марта в школе начались занятия при 20 воспитанниках, в июне их уже было 39. В первые годы «Детский сад» содержался на пожертвования частных лиц. С 1873 года городские власти стали отпускать на его содержание ежегодно 1500 рублей»2.

Иркутский золотопромышленник, известный меценат И.И. Базанов приобрел в 1874 году деревянный дом с двумя флигелями, ранее принадлежавший Главному управлению Восточной Сибири. Большой иркутский пожар 1879 года уничтожил все постройки и имущество Детского сада кроме нескольких книг и настенного атласа. М.Г. Тюменцева и члены попечительского совета стали добиваться возобновления работы школы «Детский сад». В течение одного года Детский сад размещался в здании Института благородных девиц, выделившего ему комнату; затем удалось нанять частный дом. В 1882 году специально для Детского сада, с учетом всех пожеланий на Амурской улице по проекту Г.В. Розена построен настоящий деревянный сказочный терем. «14 октября произошло освящение здания. Постройка обошлась в 30 000 рублей, причем большая часть суммы поступила от старшего попечителя «Сада» И.А. Сиверса»3.

Украшенный искусной резьбой, с двумя ризалитами по главному фасаду, увенчанными остроконечными крышами с нанесенным рисунком шахматными ромбами, с верандой и крылечками, витражами, резными наличниками – этот терем действительно напоминает сказочный домик. Его планировка чрезвычайно компактна: на первом этаже коридоров нет вообще, на втором только один. На первом этаже расположены три комнаты под квартиры начальниц, один большой зал и два класса для занятий, а также передняя, столовая, буфет и кухня; на втором этаже располагался гимнастический зал, три комнаты отданы под классы или спальни; туалеты были на каждом этаже. Большую живость плану придают четыре крыльца и одна веранда. Вообще план производит самое приятное впечатление. Благодаря наличию нескольких печей, в здании была идеально организована система вентиляции и отопления, что так важно для учебного заведения, особенно детского. Очень интересно решена угловая часть здания с расположенным в ней главным входом: благодаря далеко вынесенному парадному крыльцу и одноэтажному объему передней, угол здания воспринимается легко, даже воздушно, и большую композиционную роль начинает играть ризалит по боковому фасаду с резным балконом, искусно изукрашенным фронтоном и изящными колоннами, поддерживающими крышу балкона.

Здание чрезвычайно интересно еще и тем, что, помимо затейливого, богатого и тонкого декора, оно обладает очень грамотным, интересным объемно-планировочным решением. Безусловно, это одно из лучших зданий, спроектированных и построенных Розеном в Иркутске. Сейчас от его былой красоты почти ничего не осталось: декор во многом утрачен, а то, что осталось, в печальном состоянии: крыши кое-как прикрыты шифером и толем, стены обшиты вагонкой, хотя изначально был открытый брус, и его угловые соединения и консольные выносы играли роль конструктивного декора, угловой витраж по боковому фасаду беззастенчиво зашит листами ДВП. Этот удивительный памятник истории и архитектуры уже раз пережил трагедию в своей жизни, когда в 1938 году его перенесли с улицы Амурской в ограду Харлампиевской церкви (на его месте в 1940-м году по проекту архитектора Б.М. Кербеля построили Областную больницу № 2). Дом поставили прямо на погост, и уже тогда он потерял часть деталей и элементов, делавших его облик гармоничным и законченным, как, например, парадное крыльцо и веранду. В таком вопиюще неподходящем месте и в таком истерзанном виде он простоял больше семидесяти лет, но сейчас он просто умирает.

Может быть, у нас хватит понимания, что мы теряем уникальнейший памятник истории и архитектуры, памятник, который будет нашей гордостью и радостью, мимо которого не пройдет без восхищения ни один турист или гость города и который мы можем восстановить, благо хорошие мастера-реставраторы в Иркутске еще есть и авторские проектные материалы Розена тоже в полной сохранности. И можно найти ему место где-нибудь на одной из центральных улиц исторического центра города и сделать его музеем истории образовательных учреждений Иркутска. Эта история совершенно потрясающая, изучая которую удивляешься людям, жившим в столице Восточной Сибири, их самоотверженной идее дать настоящее образование каждому, а городу – хороших специалистов; людям, которые легко отдавали свои капиталы на строительство и содержание новых школ, гимназий, училищ, институтов, приютов.

Надеюсь, что мы воспользуемся возможностью сохранить уникальное здание, показать мастерство и грамотность иркутской реставрационной школы и получить замечательный музей, материалы которого, может быть, подвигнут горожан на более активное участие в жизни родного города.

текст Татьяна Чеботарева

  1. Романов Н.С. Иркутская летопись 1857–1880. Иркутск, 1914. С. 243
  2. Терновая И.И., Терновой И.В. Образователь ные заведения города Иркутска во второй половине XIX – начале XX веков. Иркутск, 2009. С. 50
  3. Там же. С. 51.

литература

  1. Романов Н.С. Иркутская летопись 1857–1880. – Иркутск, 1914.
  2. Терновая И.И., Терновой И.В. Образовательные заведения города Иркутска во второй половине XIX – начале XX веков. Иркутск, 2009.
  3. Медведев С.И. Иркутск на почтовых открытках. – Москва : Галларт, 1996.

Журнал "проект байкал/project baikal"  
2009/20 стр.150-151