Довузовская работа со школьниками в Иркутском институте международного туризма
Категория: Иркутская область : Туризм
Предыдущая статья | Следующая статья
Одна из наиболее важных проблем содержания профессионального образования – это его встроенность в систему многоуровневой подготовки специалистов. Стремительная гуманизация общества, социальный прогресс, темпы обновления техники и технологии, форм организации труда стали значительно превосходить темпы смены поколений людей.
Содержание системы непрерывного образования раскрывается в постоянной его ориентации на изменяющиеся потребности личности и общества, в предоставлении каждому человеку широкого выбора различных жизненных ориентиров, позволяющих индивиду реализовать собственную систему получения образования.
Наиболее важное значение в системе непрерывного образования имеет общеобразовательная школа, играющая роль базового звена системы непрерывного образования, которая и обязана дать общественно необходимый уровень научных знаний, приобщить человека к культурному наследию.
Все более жестокая конкуренция заставляет вузы обращать особое внимание на довузовскую работу с будущими студентами. Одна из проблем - это получение наиболее способных к дальнейшему обучению абитуриентов. Вторая часть проблемы - заранее подготовить школьников к новым условиям жизнедеятельности: к рыночным условиям, специфике учебы в вузе. В отличие от школы в вузе нужно работать более активно и более самостоятельно, четко ориентируясь на свою послевузовскую деятельность
Наконец, на довузовской стадии может решаться еще одна важная сегодня задача: подготовка будущих студенческих лидеров, студенческого ядра.
Уже 7 лет в институте реализуется программа довузовского образования в виде профильных классов, которая позволяет:
- осуществить профессиональную ориентацию и начальное профессиональное образование по образовательному стандарту уже в рамках среднего общего образования;
- продолжить и получить высшее профессиональное образование на более высоких образовательных ступенях в институте сразу после окончания средней школы;
Довузовский модуль работы со школьниками включает программу 500 часов, которая составлена в соответствии с программой первого курса.
Наряду с общеобразовательными дисциплинами 20 % учебного плана отдается предметам туристского профиля: введение в туризм, основы экскурсоведения, рекреационные ресурсы и др. Здесь же проводятся дополнительные занятия по английскому языку, формируются навыки работы на компьютере.
Довузовское образование в виде профильных классов – это первая ступень высшего туристского образования, задача которого – дать учащимся средней школы профессиональные ориентиры в сложном мире туристской практики.
Подготовка в профильных классах позволяет учащимся средней школы:
- компенсировать отсутствие в образовательном цикле средней школы дисциплин, тематики и практики туристского профиля;
- хорошо ориентироваться в новой для них профессиональной сфере, где в настоящее время занято более 12% трудоспособного населения развитых стран мира и где создается 18% новых рабочих мест.
Обучение проходит по воскресным дням в течение 2-х лет. По результатам итоговой аттестации, прошедшим довузовскую подготовку, выдается сертификат.
В ИИМТ за семь лет программу довузовской подготовки прошло около 200 человек, 90% из них пришли учиться в институт.
Основными формами организации учебных занятий являются лекции, семинары, практические занятия, учебные экскурсии и другие активные формы обучения. В летний период учащиеся проходят практику в эколого - туристском лагере на р. Бабха.
Таким образом, профильные классы дают учащимся средних школ наряду с общим средним дополнительное образование.
Схема непрерывного образования в сфере туристской деятельности ориентирует всю систему подготовки на новые целевые подходы обучения.
Главная цель заключается в предоставлении учащимся возможно большей широты знаний о направлениях профессиональной деятельности в туризме.
Образовательные процессы и содержание профессионального образования в профильных классах связаны с решением двух традиционных задач: воспитания и обучения специалистов туристского профиля. Приоритетным разделом воспитания является формирование мотивации и ценностных ориентаций в ходе индивидуальных занятий с учетом жизненно важных интересов учащихся.
Такая система образования оказывает значительное влияние на выбор профессионального пути выпускников образовательных школ.
Елена Удольская
Журнал "Академия туризма" №2, май 2008 года