Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Довузовская работа со школьниками в Иркутском институте международного туризма

Одна из наиболее важных проблем содержания профессионального образования – это его встроенность в систему многоуровневой подготовки специалистов. Стремительная гуманизация общества, социальный прогресс, темпы обновления техники и технологии, форм организации труда стали значительно превосходить темпы смены поколений людей.

Содержание системы непрерывного образования раскрывается в постоянной его ориентации на изменяющиеся потребности личности и общества, в предоставлении каждому человеку широкого выбора различных жизненных ориентиров, позволяющих индивиду реализовать собственную систему получения образования.

Наиболее важное значение в системе непрерывного образования имеет общеобразовательная школа, играющая роль базового звена системы  непрерывного образования, которая и обязана дать общественно необходимый уровень научных знаний, приобщить человека к культурному наследию.

Все более жестокая конкуренция заставляет вузы обращать особое внимание на довузовскую работу с будущими студентами. Одна из проблем - это получение наиболее способных к дальнейшему обучению абитуриентов. Вторая часть проблемы - заранее подготовить школьников к новым условиям жизнедеятельности: к рыночным условиям, специфике учебы в вузе. В отличие от школы в вузе нужно работать более активно и более самостоятельно, четко ориентируясь на свою послевузовскую деятельность

Наконец, на довузовской стадии может решаться еще одна важная сегодня задача: подготовка будущих студенческих лидеров, студенческого ядра.    

Уже 7 лет в институте реализуется программа довузовского образования в виде профильных классов, которая позволяет:

  • осуществить профессиональную ориентацию и начальное профессиональное образование по  образовательному стандарту уже в рамках среднего общего образования;
  • продолжить и получить высшее профессиональное образование на более высоких образовательных ступенях в институте сразу после окончания средней школы;

Довузовский  модуль работы со школьниками включает программу 500 часов,  которая составлена в соответствии с программой первого курса.

Наряду  с общеобразовательными дисциплинами 20 % учебного плана отдается предметам туристского профиля: введение в туризм, основы экскурсоведения, рекреационные ресурсы и др. Здесь же проводятся дополнительные занятия по английскому языку, формируются навыки работы на компьютере.

Довузовское образование в виде профильных классов – это первая ступень высшего туристского образования, задача которого – дать учащимся средней школы профессиональные ориентиры в сложном мире туристской практики.

Подготовка в профильных классах позволяет учащимся средней школы: 

  • компенсировать отсутствие в образовательном цикле средней школы  дисциплин, тематики и практики туристского профиля;
  • хорошо ориентироваться в новой для них профессиональной сфере, где в настоящее время занято более 12% трудоспособного населения развитых стран мира и где создается 18% новых рабочих мест.

Обучение проходит по воскресным дням в течение 2-х лет. По результатам итоговой аттестации, прошедшим довузовскую подготовку, выдается сертификат.

В ИИМТ за семь лет программу довузовской подготовки прошло около 200 человек, 90% из них пришли учиться в институт.

Основными формами организации учебных занятий являются лекции, семинары, практические занятия, учебные экскурсии и другие активные формы обучения.  В летний период учащиеся проходят практику в эколого - туристском лагере на р. Бабха.

Таким образом, профильные классы дают учащимся средних школ наряду с общим средним  дополнительное образование.

Схема непрерывного образования в сфере туристской деятельности ориентирует всю систему подготовки на новые целевые подходы обучения.

Главная цель заключается в предоставлении учащимся возможно большей широты знаний о направлениях профессиональной деятельности в туризме.

Образовательные процессы и содержание профессионального образования в профильных классах связаны с решением двух традиционных задач: воспитания и обучения специалистов туристского профиля. Приоритетным разделом воспитания является формирование мотивации и ценностных ориентаций в ходе индивидуальных занятий с учетом жизненно важных интересов учащихся.

Такая система образования оказывает значительное влияние на выбор профессионального пути выпускников образовательных школ.

       

Елена Удольская
Журнал "Академия туризма" №2, май 2008 года