Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Иркутские франчайзи

Елена Ларина, официальный представитель проекта «Экспедиция» в Иркутске и Ангарске:

Это мой первый бизнес. Хотя… «Экспедиция» — это не торговля, это жизнь!

О том, что компания продает франшизу, я узнала год назад из фирменного альманаха, в то время через Иркутск проходил маршрут гонки «Экспедиция-Трофи». Очень понравилась продукция и отношение к жизни.

Главная трудность на первом этапе покупки франшизы — доказать франчайзеру, что ты лучший. А поскольку тебя видят впервые, и никто даже не догадывается, какой ты весь из себя замечательный, для начала нужно иметь хорошее торговое место. И потом, конечно, сделать все, чтобы компания не пожалела, что выбрала именно тебя своим представителем в регионе. Для этого надо не просто работать, нужно «пахать». Головой, руками, ногами и чем-то там еще, как в песне поется.

Я считаю, что начинать бизнес по франшизе легче, чем совсем с нуля. Легче в техническом плане. Тебе помогают решать многие вопросы, предоставляют матрицу товара и готовый дизайн-проект оформления магазина.

Стоимость франшизы «Экспедиции» нулевая, поэтому главным критерием выбора партнеров является соответствие ценностям компании. Можно не иметь опыта, больших финансовых возможностей: для «Экспедиции» главное — люди и их преданность делу.

Конечно, прежде чем купить франшизу, нужно для себя решить — готов ли ты к определенной несвободе. Как правило, человек, намеревающийся заняться бизнесом, стремится к полной независимости, что при франчайзинге невозможно. В моем случае, мы с главной компанией так подошли друг другу, что я этой несвободы не ощущаю, зато чувствую огромную поддержку хороших людей.

Мне кажется, если есть внутренние сомнения — гарантий успешности нет ни в случае покупки франшизы, ни при открытии своего бизнеса. Главное — до конца быть уверенным, что это дело твоей жизни. И нет разницы, как начинать, все равно получится.

 

Татьяна Блажко, директор сети магазинов «Красный куб» в Иркутске и Ангарске:

Раньше я была наемным работником, но потом поняла, что созрела и хочу быть сама владельцем бизнеса. Почему-то я сразу была уверена, что самое лучшее для меня — это франшиза. Ничего не надо придумывать заново — все уже придумано и продумано, каждый шаг прописан. Без сомнения, плюсом является и помощь, которую оказывает франчайзер. Можно сказать, что, когда открываешь дело по франшизе, уже работает эффективная реклама — «сарафанное радио», поскольку торговая марка уже известна в стране или даже мире. Работать с уже популярным брендом намного проще. Я считаю, что сообразнее найти деньги на паушальный взнос и купить франшизу, чем изобретать велосипед, разрабатывая самостоятельный бизнес.

Купить франшизу просто, трудности начинаются потом. Естественно, самое сложное — это открытие магазина, за внешней красотой кроется тяжелый физический труд.

Но помимо этого, есть некий момент, как говорится в бытовом обиходе, тягомотины. Когда компания большая и у нее много партнеров, руководство пытается упорядочить все эти отношения и начинает издавать всевозможные указы и приказы. А значит, каждое действие сопровождается бумагами, приходится составлять очень много отчетов. Затрудняет работу также большое количество согласований. Например, я не могу без увязки с франчайзером изготовить фирменные пакеты в Иркутске, несмотря на то, что логотип у меня есть. Приходится ждать, пока главный офис централизованно закажет пакеты и вышлет их нам. У каждого франчайзера свои условия. Например, мы продали товар — деньги отправили в главный офис, за непроданный товар мы денег не отправляем. При этом товарный кредит у нас всегда пополняется.

Везде есть свои минусы и плюсы. Это уж кому что по душе — франшиза или самостоятельный бизнес. Я же считаю, что за франшизами будущее, с каждым днем торговые марки все больше вытесняют с прилавков безымянный товар.

 

Роман Гладких, директор проекта «ТВ-Мобиль» в Иркутске:

Наша компания выкупила франшизу, разрешающую использовать на территории Иркутска инновационный вид размещения рекламы — ТВ-Мобиль. Реклама транслируется на экране, закрепленном на автомобиле.

Всегда очень сложно что-либо начинать с нуля. Поэтому, если франчайзер оказывает поддержку и помощь, то это замечательно. Я считаю, что продавец франшизы должен на федеральном уровне раскручивать свой бренд, либо вести информационную политику в интересах уже известного товара.

Наша ситуация оказалась довольно-таки сложной. Мы учли ряд вещей, попытались под них подстроиться и скорректировать свою работу, но в то же время на некоторые особенности мы не обратили внимание. Например, наш город очень сложно и долго привыкает к какимлибо инновациям, поэтому «ТВ-Мобиль» оказалось очень сложно «раскрутить». Плюс ко всему, наша компания-франчайзер не выполнила прописанных в договоре обязательств по рекламе бренда на федеральном уровне. Без федеральной рекламной поддержки, конечно, тяжело. Еще есть проблемы с технической поддержкой, оборудование дорогостоящее и тонкое, нужны советы по ремонту, рекомендации. Это выполняется иногда с трудом. Все эти моменты так же должны оговариваться скрупулезно в договорах.

Несмотря на трудности с выполнением обязательств, мы (франчайзи) должны были ежемесячно предоставлять ряд отчетов. Кстати, по условиям договора федеральный центр оставляет за собой 10% эфирного времени на ТВМобиле в нашем городе. Но пока обращений с их стороны не было, хотя готовится договор с крупной компанией на трансляцию рекламы более чем в 40 городах.

Можно сказать, что мы отчасти разочаровались в приобретенной франшизе. Но сейчас проводим необходимые перестановки и переговоры, которые обеспечат будущее данному проекту.

Вообще, я считаю, что успешность бизнеса в первую очередь зависит от идеи. Проект должен быть инновационным — в этом случае возможен максимальный процент, что этот бизнес выиграет. Своя идея может быть гораздо лучше чужой, за которую придется заплатить, но при этом довольно сложно будет ее раскрутить. Если подойти грамотно к выбору бизнеса, который ты будешь открывать по франшизе, если, действительно, будут выполняться все прописанные в договоре условия, если обо всем заранее договориться и учесть чужой опыт, — то все может получиться.

 

Валерия Володичева, директор магазинов «INCANTO» в Иркутске и Братске:

Сложность российского франчайзинга состоит в том, что фирмы-франчайзеры не дают франчайзи развивать свой бизнес. В интересах франчайзеров, прежде всего, поставить в регионе свой бизнес, а ведь он не всегда может быть приспособлен к региональной специфике. Естественно, что франчайзер диктует определенные правила. Открывая магазин по франшизе, я столкнулась с рядом сложностей. В частности, были трудности с подбором помещения — любой франчайзер предъявляет достаточно жесткие требования по его выбору, учитываются площадь, месторасположение, пешеходная проходимость, а также соседство других брендов. В итоге, пришлось сразу отбросить вариант торговых центров и остановить выбор на отдельном помещении.

Кроме того, франчайзер не выступает гарантом прибыльности будущего предприятия. При плохом исходе все убытки несет только франчайзи, и никогда — франчайзер. Также возникает сложность с кредитованием, которое на начальном этапе необходимо, но с франчайзингом у нас не готовы пока работать ни банки, ни страховые компании.

Понятно, что первоначальные вложения во франчайзинговый бизнес велики, но они себя оправдывают. Фирмы-франчайзеры ставят свои условия по интерьеру, способу ведения бизнеса, подготовке кадров. Условия одинаковы для всех, кто работает в данной системе франчайзинга, а их соблюдение — неотъемлемая часть сотрудничества. Следовательно, приходится вкладывать деньги в дорогостоящие отделочные материалы, подсветку, фирменное оборудование, программное обеспечение. Но ведь в обмен на это ты получаешь бизнес, сразу поставленный на нужный уровень. Получаешь возможность избежать многих ошибок. Можешь рассчитывать на консалтинг со стороны квалифицированных специалистов и получать постоянную рекламную поддержку. Как итог, у франчайзи, независимо от сложностей, преимуществ намного больше, чем минусов.

К тому же, на первоначальном этапе любой бизнес просчитывается, и ты понимаешь, через какое время окупятся вложения. Я считаю, что нужно изначально вложить большую сумму денежных средств, чтобы бизнес «пошел». В том числе, значительная часть затрат придется на рекламу. Как говорят, вложите в рекламу 10 рублей и получите отдачу на 10 рублей, вложите в рекламу один миллион — получите отдачу на три миллиона.

Я считаю, что за франчайзингом будущее. Во многих сферах это наиболее удобная форма ведения бизнеса.

 

Журнал "Правила игры" №2, 2008 год