Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

ТОФАЛАРИЯ, дорога в будущее

С думой о судьбе древнейших оленеводов планеты

Тофаларию благополучно миновали две главные российские беды – здесь почти нет дорог (благодаря чему до сих пор сохранилась нетронутой природа этой горной страны), а  дураки или вымерли, или давно уже съехали туда, где прожить можно и без мозгов…

 Оставшиеся, проявляя чудеса выносливости и смекалки, живут, и никому не завидуют. Потихоньку приобщаются к цивилизации благодаря построенной солнечной электростанции (пока, правда, только в деревне Нерха, но районные власти обещают и до Алыгджера, "столицы" Тофаларии, добраться), но с головой нырнуть в «прелести городской жизни» никто не спешит. Наоборот, здесь начинают появляться люди, которые уже хлебнули этих «прелестей», и хотели бы реабилитироваться за счет матушки-природы.

   Попытка насильственного приобщения к «цивилизации» коренного народа, тофаларов, окончилась для них, что греха таить, плачевно. Большинство, утратив кровную связь со своими стойбищами, с родовыми землями, потеряли связь и с родной культурой, с языком. Тех, кто еще сохранил эти связи, осталось крайне мало, и именно в расчете на них Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области сегодня производит установленные законодательством процедуры согласования предложений по созданию в Нижнеудинском районе территории традиционного природопользования (ТТП). Как эта территория будет сочетаться с Тофаларским заказником (режим которого подразумевает ограничения любой хозяйственной деятельности, и, в первую очередь, охоты) предсказать пока трудно. Но даже само намерение попытаться сохранить этот самый традиционный образ жизни уже заслуживает поддержки.

  Вопрос в другом: а реально ли тем из тофаларов, кто не хочет рвать связь с родной землей, со своими корнями, сегодня прожить только за счет охоты, за счет сбора дикоросов, за счет все сокращающегося поголовья северного оленя?!.. Реально ли заработать на обучение детей в вузах (всех ведь сегодня в тайге не оставишь!), на боеприпасы, на оружие? Вопрос, скорее всего, риторический. Но мировая практика сегодня знает инструмент, позволяющий не только сохранить традиционные формы природопользования, но и возродить утраченные. Инструмент, который из забвения вытаскивает национальную культуру и ремесла, и создает при этом условия для нормальной жизни, без ущерба природе. Конечно, это туризм. Но не просто туризм, а такой, который сегодня называют ответственным и устойчивым. Именно про такой туризм – проект ООО «Абсолютная Сибирь» (первая в России турфирма c правом использования символики ответственного туризма под эгидой ВТО) и ООО «Тофаларская усадьба». Этот проект называется «Тофаларский этно-туристический комплекс» (ЭТК).

  Об этом проекте мы уже упоминали на своих страницах (http://www.pribaikal.ru/obl-events/article/20953.html ). Суть проекта довольно проста: в Алыгджере строится комплексный объект, стилизованный под сибирское подворье, и с элементам тофаларской культуры (например, поставить в качестве дополнительных номеров два-три чума). Такие комплексы сегодня принято называть визитно-информационными центрами (ВИЦ). Но по замыслу авторов проекта данный объект будет решать более широкий круг задач, вплоть до проведения мастер-классов (изготовление настоек из пантов и струи кабарги, сувениров, и т.п), и при этом не только для туристов, но и для местных, для приезжих, для тех , кто решил связать свою жизнь с лесом, для местных детей – чтобы прививать им тягу к промыслам своего народа. ВИЦ в Алыгджере – это также база для сети туристских маршрутов, по которым, вместе с местными охотниками и оленеводами, будут путешествовать туристы. Возможно, что где-то эти маршруты даже будут оборудованы стоянками для туристов в виде стойбищ оленеводов. Суть, однако, в другом – местные охотники или оленеводы, следуя по своим участкам, будут брать с собой туристов, выступая в качестве проводников, и, естественно, получать за это оплату, к взаимному удовлетворению. Тогда они в этих «организованных» туристах будут заинтересованы, и не только в них, но и в оленях, которые для этих туристов будут едва ли не главной мотивацией, а для местных станут еще одним ресурсом, на этот раз туристским.

  Конечно, это очень схематично, но суть понятна. Алексей Никифоров (директор ООО «Абсолютная Сибирь» и, по сути, автор проекта) говорит: «Проект, над которым мы работаем на общественных началах совместно с местным населением, ставит задачей создание этно-туристских центров в местах проживания коренных народностей Иркутской области. В такой уникальной глубинке как Тофалария нужно развивать социально-ответственный, организованный туризм. Т.е. такой туризм, который учитывает материальный и духовный интересы местных общин, пропагандирует национальные традиции и снимает социальное напряжение, не приносит вред природе». Алексей Петрович знает, что говорит: он не только разработал, вместе с местными, маршруты по Тофаларии, но и привозил на эти маршруты туристов из Европы, из США. Его сорокалетний опыт работы с туристами из англоязычных (и не только) стран подсказывает ему, что такой уникальный турпродукт будет востребован, а доходы от него поддержат местную экономику.

   Другими словами, маршруты, предусмотренные проектом, будут вписываться в традиционный уклад жизни тофаларов и логистику их сезонных передвижений. Организованный именно таким образом туризм станет устойчивым фактором сохранения и стада северного оленя, и других природных ресурсов в Тофаларии. А для всей Иркутской области (да и других регионов России) он может стать пилотным в плане создания комплексного турпродукта всего Прибайкальского региона. Потому что вслед за ним могут претвориться в реальность подобные этно-туристские центры: «Чинанга» в Качугском районе, «Синилген» - в Катагском , «Киренга» - в Казачинско-Ленском, «Чайный путь» - в Слюдянском районе. Немаловажно и то, что создание подобного турпродукта не только на берегах Байкала, но и на других территориях Прибайкалья, в перспективе будет содействовать снижению нагрузки с озера Байкал.

   Важно еще и то, что центры, подобные тому, что запланирован в Тофаларии, не предусматривают строительство больших отелей или рекреационных центров. Поэтому не потребуют огромных инвестиций со стороны государства, не изменят ландшафты, сохранят и поддержат местные обычаи/культуру малых уникальных народностей. И помогут молодежи остаться, закрепиться здесь - в Нерхе, в Алыгджере, в Верхней Гутаре. 

    Безусловно, такие масштабные проекты, как горнорудный комбинат на Зашихинском месторождении редких металлов в Тофаларии, предусматривающий огромные инвестиции, нужны региону, коль скоро они привнесут значительные поступления в виде налогов в местные бюджеты. Но сами тофалары на этом комбинате работать не будут, туда поедут вахтовики. Тофы не смогут выжить без своего таежного уклада, без своей тайги. Проект поможет им достойно жить именно за счет тайги.

    В Плане экономического развития муниципальных образований Иркутской области, пострадавших в ходе наводнения, в пятом разделе «Перечня инвестиционных проектов, требующих дополнительной проработки Правительством Иркутской области совместно с инвесторами и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти», на странице 21 скромно приютился и проект «Тофаларский этно-туристический комплекс- ТОФА». Очень надеемся, что этот проект войдет в сферу внимания «заинтересованных федеральных органов исполнительной власти». Тем более, что местные жители смогли, должным образом оценив данный проект, собрать средства в размере 30% от общей стоимости проекта, необходимые, в соответствии с законодательством, для софинансирования. А это более 9 миллионов рублей (!)- огромный для этих мест собственный финансово-имущественный вклад! Собирали да занимали всем миром.   И если государство найдет возможность поддержать этот уникальный проект Тофаларского этно-туристского центра, то тем самым сделает очень важный вклад в дело сохранения традиционного образа жизни одного из самых малочисленных народов России. Да и не только образ жизни сохранится, но и, в итоге, сам народ – тофалары (раньше их называли «карагасы», т.е.  племя «черного гуся»), древнейшие оленеводы планеты , самые выносливые и мудрые таежники.