Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Надо ли ехать на Байкал?!..

Обращение к китайским туристам и намёки субъектам местной индустрии туризма.

ЗАМЕТКИ О ТУРИЗМЕ НА БАЙКАЛЕ (с продолжением) Часть IV.

Напомню, я начал свои «Заметки» с проблематики перспектив значительного роста объемов китайского туризма на Байкале под впечатлением своего участия в акте подписания якобы многомиллиардного Соглашения между «Гранд Байкалом» и пулом ведущих китайских туроператоров (http://www.pribaikal.ru/obl-events/article/22782.html). Вторая часть «Заметок» называлась «Массовый туризм – зло или благо?..» (http://pribaikal.ru/organizations-item/article/22934.html). Часть третья называлась «Опять о массовом туризме» (http://www.pribaikal.ru/events-tourism/article/23015.html )

Байкал в представлении китайцев

Согласно опросам, посвященным перспективам развития китайского туризма, китайцы считают, что в России обязательно следует посетить Москву, Санкт-Петербург и Байкал. При этом всё чаще китайские туристы свой маршрут по России начинают именно с Байкала: прилетают, например, из Пекина, в Иркутск, посещают Байкал, а потом улетают на запад – в Москву или в Санкт-Петербург.

Таким образом, Байкал (а вместе с ним – и Иркутск) стали для китайцев едва ли не главными «въездными воротами» в Россию. В китайском интернете – миллионы упоминаний о Байкале. Правда, половина из них относится к песне «Байкал» 秋裤男神李建演唱“贝加尔湖畔”, которую исполняет известный китайский певец Ли Цзянь (Li Jian). Кстати, эта песня, пользовавшаяся огромной популярностью в Китае года два назад, сформировала дополнительный интерес к поездкам на Байкал, и до сих пор делает свой вклад в этом направлении. Было бы справедливо пригласить и Ли Цзяня, и авторов слов и музыки посетить Байкал и, может быть, написать цикл песен о Байкале. Вот рекламный шанс для, например, «Байкальской визы»! – пригласить, и благодаря этому – прославиться на весь Китай!...

У китайцев сформировался определенный визуальный образ Байкала. В их представлении, это огромный водоем среди высоких гор с заснеженными вершинами, на берегах которого весело шумят красивые березовые рощи, раскинулись поля и колоритные русские деревни. В самых живописных местах стоят хорошие гостиницы, проложены тропинки, по которым удобно подойти к берегу Байкала, и потом на красивом корабле плыть по озеру, непрерывно делая прекрасные снимки…

А что на самом деле?

Насколько соответствует это идеальный образ Байкала реалиям, то есть тому, что есть на самом деле?!.. Все, что я перечислил выше – все это действительно есть на Байкале – и высокие горы, и березки, и деревни, и корабли, и гостиницы. Так почему же очень часто китайские туристы уезжают с Байкала разочарованными?!.. Я бы хотел напомнить, что длина береговой линии Байкала составляет около 2000 км. Это значительно больше, чем по прямой лететь из Иркутска до Пекина самолетом, или почти столько же, как от Байкала до Пекина ехать по автомобильной дороге. Многие туристы воспринимают эту цифру с огромным недоверием, но это действительно так – если идти по берегу Байкала пешком, то надо пройти 4 тысячи ли! Кстати, поделюсь еще одной цифрой, которой тоже мало кто верит: Байкал вмещает 23 тысячи кубических километров чистейшей пресной питьевой воды! Если всю эту воду заморозить, и нарезать из получившегося льда кубы с гранью в 1 км (то есть 1000 метров высота, 1000 метров ширина и столько же – длина), то из таких ледовых кубиков можно построить Великую Байкальскую стену от Северного полюса до Южного, и еще дальше на 3 тысячи километров!..

Так вот, вдоль этих 2000 тысяч километров береговой полосы Байкала действительно много по-настоящему восхитительных, поражающих воображение пейзажей. Но еще больше на Байкале монотонных, невыразительных ландшафтов. Так, 350 км юго-западного и западного побережья Байкала занимает невысокий (900-1000 метров), но с крутыми покатыми склонами Приморский хребет, только изредка радующий туриста живописным пейзажем. К таким местам могут быть отнесены исток реки Ангары в районе поселка Листвянка, или, например, Бухта Песчаная Довольно однообразным является побережье Байкала и на юге (там вдоль берега проложен Транссиб), а также на востоке, плоть до полуострова Святой Нос. Там все красоты – на севере, куда добраться можно только теплоходом, а чтобы полюбоваться байкальскими пейзажами, порой необходимо несколько часов подниматься звериными тропами через тайгу высоко в горы, чтобы оттуда окинуть взглядом огромные пространства.

Столь милые китайскому взгляду березовые рощи тоже не часты на берегах Байкала, где преобладают такие хвойные породы как лиственница, сосна и кедр. Именно из этих пород и состоит, в основном, тайга – угрюмый и непроходимый сибирский лес, пугающий жителя Поднебесной, где лес всегда ассоциировался с угрозой – хищным зверем, разбойниками и другими опасностями. Лес никогда не кормил китайцев, а наоборот – отнимал у них посевные площади, поэтому с лесом всегда боролись – выжигали, вырубали и выкорчевывали. Вот и довыжигали – полноценных лесов сегодня в Китае почти не осталось…. Но и сегодня китайцы предпочитают любоваться лесом издалека (что обычно не учитывают российские туроператоры).

Байкальская старина

А что же на Байкале с русскими деревнями?!.. Старинные русские деревни на Байкале немногочисленны, и располагаются, в основном, на восточном берегу озера. Раньше, еще 15-20 лет назад, такой деревней была Листвянка. Сегодня она застроена коттеджами и гостиницами, отчего потеряла свой изначальный облик, и превратилась в забавное недоразумение с претензиями на местный курорт. На самом юге Байкала, и всего в 90 км от Иркутска, находится поселок Култук, который в июне этого года отмечает 370 лет. Но, к сожалению, за последние 100 лет Култук практически полностью утратил свое своеобразие и исторический облик, превратившись в обычный невзрачный рабочий поселок. Сегодня он интересен туристам, пожалуй, только тем, что над ним, на горе, находится обзорная/смотровая площадка, с которой открывается один из самых замечательных видов на Байкал, а точнее – на его южное завершение, обрамленное отрогами Восточного Саяна и вершинами хребта Хамар-Дабан. Также через Култук проходит популярный и единственный железнодорожный туристский маршрут на Байкале – это Кругобайкальская железная дорога. Настоящая, еще сохранившая колорит былых времен, деревня, а точнее село – это Посольское, которое можно посетить по дороге из Иркутска в Улан-Удэ. Основанное 350 лет назад на самом берегу Байкала, это село сыграло важную роль в установлении отношений между Россией и Китаем. Оно известно не только своей историей, но и старинным действующим мужским монастырем. Но это уже достаточно далеко от Иркутска. И, тем ни менее, у туристов есть прекрасная возможность составить себе представление о настоящей старинной русской деревне, посетив этнографический музей «Тальцы», который находится на высоком берегу реки Ангары менее чем в 50 км от Иркутска, при этом по дороге на озеро Байкал, в направлении Листвянки. В Тальцах есть настоящие старые сибирские дома – из огромных бревен сосны или лиственницы, с натуральными предметами старинного сибирского быта. Но строятся, с соблюдением всех народных технологий, и новые дома, и за счет этого деревня Тальцы растёт, развивается. Здесь же можно и пообедать, и купить хорошие сувениры, сфотографироваться в обнимку с русской красавицей в национальной одежде, или, как минимум, с берёзкой...

О комфорте и питании на Байкале

А вот что касается гостиниц на Байкале, то это вопрос очень непростой…. Если речь вести о по настоящему комфортных («звездных») гостиницах на берегу Байкала, то их всего несколько, и то они расположены в одном месте. А именно – в поселке Листвянка. Есть относительно комфортные гостиницы и в других уголках Байкала, но абсолютное большинство из них я бы назвал «сельский русский гостевой дом». Почему?! – да потому, что они, как правило, построены из деревянного бруса (реже – из круглого бревна), и оснащены, по большей части, простой деревянной мебелью. Постельное белье тоже простое, туалет и душ в номере – большая редкость, а чаще – в коридоре, а то и вовсе на улице. Питание основано на местных, натуральных продуктах. Оно не слишком разнообразно, и сориентировано, в основном, на русских, или европейских туристов. Китайцам оно кажется очень скудным, и вредным. Хозяева таких «сельских» гостиниц обычно переоценивают вкусовые достоинства и привлекательность для китайских туристов местных деликатесов: в первую очередь – омуля, и бурятских бууз (то, что по-русски называют «позы») - похожих на большие пельмени, но с рубленым мясом внутри. Если уж и хотите порадовать китайцев «позами», то сделайте их из свиного мяса, или с варёными, мелко порубленными овощами, а можно и вперемежку…

Принимая китайских туристов на Байкале (да и вообще в России) их часто пытают молоком и молочными продуктами: творогом, сметаной, кефиром. А ведь организм китайцев, как известно, вырабатывает недостаточно лактазы – фермента, который необходим для «переваривания» лактозы, или «сложного сахара», который содержится в молоке. В итоге – диарея, и прочие «радости». Расстройство желудка у китайцев часто вызывают наша гордость – блины со сливочным маслом, или со сметаной, а также и салаты на майонезе, и даже окрошка (овощной холодный суп на квасе), которую обычно подают со сметаной. И редко кто догадается положить в блины опять-таки овощи, курицу или вареную рыбу, обжаренный мясной фарш, или субпродукты. Поэтому нередко китайские туристы остаются голодными, и, естественно, неудовлетворенными. Не понимают, как правило, китайские туристы и прелестей копченой и соленой рыбы, предпочитая жареную, запеченную, или на приготовленную на пару, а также просто вареную, в том числе и в виде ухи. Впрочем, в интернете достаточно информации насчет того, чем и как накормить китайцев, и те, кто делает ставку на прием китайских туристов, обязательно должны учесть эти рекомендации, а также рекомендации направляющих этих китайских туристов турфирм, сопровождающих их переводчиков.

Оправдает ли ваши ожидания остров Ольхон?

Среди зарубежных (в том числе – и китайских) туристов на Байкале наибольшей популярностью пользуются всего два объекта. Это поселок Листвянка в 70 км от Иркутска, и остров Ольхон. И если в Листвянку едут, по большей части, в силу необходимости (когда на Байкал отведено не больше одного-двух дней), то на Ольхон едут, практически, все те, для кого Байкал – главная цель поездки в Россию (ну, или одна из главных, наряду с Москвой и Санкт-Петербургом). Почему же этот остров так к себе притягивает?!.. Почему его считают «сердцем Байкала»? Наверное, дело в том, что Ольхон, по сути, является своего рода моделью всей Байкало-Монгольской Азии в миниатюре. Здесь есть и типичные монгольские степи, и сибирская тайга, и горы, и даже песчаные барханы, совсем как в пустыне!.. И все это – в обрамлении синих вод Байкала!.. Одним словом, мечта, казалось бы, любого туриста! Но вот самый свежий пример из собственной практики: повезли мы туда, на Ольхон, китайских туристов. И не просто туристов, а руководителя турфирмы, которая решила посмотреть все своими глазами, прежде чем отправить на Байкал большую группу туристов. Поехали на автомобиле «УАЗ-Патриот» - вполне комфортном внедорожнике с кондиционером. Наши пассажиры «скисли» уже на подъезде к Еланцам – районному центру Ольхонского района. А до Хужира на Ольхоне – еще почти 90 км! Очереди на паром не было, так как туристский сезон еще, по сути, не начался. Зато началась гравийная дорога, и мы все моментально покрылись пылью. Пассажиры еще больше приуныли…. Но вот мы добрались до гостиницы, и, бросив вещи, китайцы просят показать им главную «визитную карточку» Ольхона – знаменитую скалу Бурхан (она же «Шаманка»). Увидев Бурхан, наши туристы переглянулись, сделали несколько селфи, и попросили отвезти в ресторан. Бурхан их явно не впечатлил. Вот тут уже приуныли мы. Но ужин в ресторане у Никиты Бенчарова, и небольшая доза алкоголя, вроде бы, поправили дело. Кстати, у Никиты нашим гостям понравилось куда больше, чем в более комфортабельном новом ольхонском отеле, который они забронировали сами. И пояснили: - Здесь, «У Никиты», хоть и более просто, но уютно, и создана особая благожелательная атмосфера, больше возможностей для общения с туристами из разных стран! - Назавтра, естественно, была запланирована поездка на северную оконечность острова Ольхон, коей является мыс Бурхан. Кто ездил, тот знает – доехать до Хобоя можно только на внедорожнике. И это хорошо, потому что плохая дорога служит естественным препятствием для легковых автомобилей, иначе их было бы там не меньше, чем на главной улице Иркутска. Но наши пассажиры были в ужасе от этой «натуральной сибирской дороги», и только спрашивали, когда она, наконец, закончится?!.. А когда, наконец, закончилась мысом Хобой, то они недоверчиво несколько раз переспросили – это действительно Хобой?!.. Они явно ожидали чего-то более грандиозного, чем исполосованный десятками тропинок, а точнее сказать – вытоптанный напрочь, обрывистый берег…. Не впечатлили их, казалось бы, беспроигрышные варианты с видовыми площадками вдоль восточного берега Ольхона, а «добил» пикник на берегу озера в Узурах. Впрочем, это была уже лично моя вина: ради красивой фотографии (столик, за которым сидят туристы, стоящий под мощной лиственницей, а на заднем плане – обрывистый берег озера, а на воде качается катер…) я заставил их мерзнуть на пронизывающем ветре-хиусе!.. Подходящей на такой случай одежды у наших пассажиров не оказалось. При этом буквально в 50 метрах от берега было жарко....

А что не так на Ольхоне?

После такого «обеда» наши пассажиры мечтали только об одном – поскорее попасть в Иркутск, и ради этого они отказались от запланированного ночлега в «сибирском гостевом доме» на полпути до столицы Прибайкалья. Очереди на паром с острова Ольхон до «материка», слава Богу, снова не было, и китайцам не довелось столкнуться с обозленными многочасовым ожиданием русскими «крутыми ребятами»…. Возвращаясь, я напомнил владелице турфирмы, что пытался отсоветовать поездку на Ольхон, и, тем более, на Хобой, предлагая вполне равноценные варианты поближе к Иркутску. И вот сейчас она не только согласилась со мной, но и попыталась сформулировать свои впечатления через призму предстоящей поездки на Байкал той самой большой группы туристов. И вот что она сказала про Ольхон: - Ваши Тажеранские и ольхонские степи нас, китайцев, не впечатляют потому, что точно такие же степи, только более грандиозные, а также песчаные, но значительно более высокие, барханы можно увидеть в нашей Внутренней Монголии, их часто показывают по телевизору, и для китайцев они являются привычным национальным ландшафтом, которым сложно удивить.. Высокие обрывы над Байкалом очень похожи на те, что, например, в Даляне на побережье Желтого, или Южно-Китайского и других наших морей. А вот такая дорога – это действительно для нас, китайцев, непривычно! И не хотелось бы привыкать! По такой дороге если я повезу своих туристов, то потом будет слишком много жалоб. Поэтому я переделаю маршрут для своей группы, и не повезу их дальше Листвянки! Обязательно мы посетим деревню-музей Тальцы, и прокатим туристов по Байкалу на теплоходе, но недалеко, и недолго. Или отправим туристским поездом по Кругобайкальской железной дороге. Три дня вполне хватит на то, чтобы мои туристы получили представление о Байкале в целом, и удовлетворили свое тщеславие, повидав самое известное озеро в мире! Если будут туристы помоложе, то им мы предложим трекинг (пешеходную прогулку налегке) от Листвянки до Больших Котов! И этого будет больше чем достаточно, не надо их мучить поездками на Ольхон! – резюмировала хозяйка турфирмы.

Реальность и китайская вежливость

- Но ведь на всех байкальских турбазах только самые восторженные отклики от китайских туристов! – попытался я ей возразить. Она, снисходительно улыбаясь, сказала, что китайские туристы обычно скрывают свое неудовлетворение, не желая обидеть хозяев, которые, безусловно, искренно стараются им угодить. Но вернувшись в Китай, часто откровенничают в соцсетях. И там – в интернете, кстати, чаще других звучит не то чтобы жалоба, а, скорее, недоумение – почему оказался таким неказистым, по китайским меркам – деревенский! - иркутский международный аэропорт?!.. Ведь он же является «въездными воротами» к знаменитому на весь мир природному объекту, Байкалу! Почему, получив багаж, надо еще куда-то далеко с ним тащиться, чтобы сесть в автобус? – удивляются китайцы, посетившие Иркутск и Байкал. Впрочем, они много еще чему удивляются, побывав в наших краях. Обобщая, можно сказать, что их шокирует уровень развития нашей туриндустрии в целом. Вызывают недоумение и цены на объекты размещения, крайне низкий уровень благоустройства Иркутска и Листвянки («Это же въездные ворота на Байкал!..»), ну и, само собой, Хужира (часто упоминается знаменитая лужа посреди поселка, которую, помнится, хотели превратить в сквер), примитивность наших туристских объектов на Ольхоне и на Малом море.

Эти комментарии, безусловно, нам, живущим здесь, в Иркутске и на Байкале, обидны, но вполне справедливы, если учесть тот факт, что в самом Китае индустрия туризма развивается настолько динамично, что китайцы уже успели позабыть тот факт, что еще лет десять-пятнадцать назад и их гостиницы, даже на самых известных туристских объектах, не блистали ни комфортом, ни чистотой…

Кому бы я посоветовал поехать на Байкал, и куда

А теперь я возвращаюсь к вопросу, вынесенному в заголовок этой статьи: - А надо ли вообще китайцам ехать на Байкал, и если ехать, то куда конкретно?!.. Ждут ли их там, готовы ли достойно принять? Честно скажу, что те местные жители, которые никак не связаны с туризмом, не хотят видеть на Байкале ни китайских, ни американских, ни корейских и даже русских туристов!.. Они скучают по тем временам, когда берега Байкала были пустынны, и первозданно чисты. К таким местным жителям отношусь и я сам…. Но уже очень многие в Иркутске, в Листвянке, да и в других местах Байкала крайне заинтересованы в китайских туристах (а точнее – в их деньгах), потому, что продают им свои товары и свои услуги. Они, и их семьи получают от китайских туристов доход, с которого платят налоги государству (конечно, далеко не все, и не полностью…). В итоге постепенно повышается общий жизненный уровень населения Байкальского региона. А это реальная польза и для тех местных жителей, кто, казалось бы, никак не заинтересован в китайских туристах.

Большинство китайских туристов едут на Байкал с одной целью – сделать селфи на фоне этого всемирного объекта, и потом похвастаться такой фотографией в социальной сети вэйсин (вичат/WeChat). Таким туристам я бы посоветовал съездить из Иркутска в Листвянку (по пути заехав в музей «Тальцы»), там переночевать, и на следующий день, переплыв в Порт Байкал, прокатиться по Кругобайкальской железной дороге с возвращением в Иркутск. Такой маршрут можно назвать «Здравствуй, Байкал!». Это будет вполне достаточно, чтобы получить общее впечатление о Байкале. Они увидят и озеро, и далекие заснеженные горы Хамар-Дабан на другом, южном берегу Байкала, получат некоторое представление и о сибирских лесах.

На Ольхон же лучше ехать ранней весной, когда, если повезет, можно сфотографировать «голубой лед» и красиво обледеневшие крутые берега этого острова. Но только надо быть готовыми к тому, что ехать туда придется 3-4 часа, что может быть очень холодно и ветрено, а кроме этого есть реальные опасности в виде трещин, встречаются и полыньи. Летом на Ольхоне может быть интересно настоящим фототуристам – как профессионалам, так и любителям, способным найти сюжет не только в формате роскошного пейзажа, но и у себя под ногами: байкальские скромные цветы, камни на пляже, омываемом прозрачной байкальской водой, игра света на восходе или закате солнца…

Поехать на Ольхон, да и в другие, менее известные, но не менее красивые места байкальского побережья можно рекомендовать тем китайским туристам, кто не боится настоящей (не облагороженной, и не обустроенной) природы, кто не расстроится, если узнает, что до ближайшего туалета – несколько десятков километров, кто не испугается, увидев, что лесная тропа будет натуральной – не оборудованной, а часто – и просто опасной. Восхищенным с Байкала вернется тот, кто поймет, что красота Байкала заключается не только в роскошных пейзажах (как я сказал выше, их не так много, и большинство из них труднодоступны), но и в деталях обычного прибрежного ландшафта, в сохранившейся возможности посидеть вечером у костра, и послушать шум набегающих байкальских волн, побыть наедине с самим с собой, или в немногочисленной компании. Таких людей в России называют романтиками, потому что ради возможности увидеть новые места и пейзажи, ради возможности посидеть с друзьями у костра и получить новые эмоции и впечатления они готовы преодолевать серьезные трудности.

Кстати, часто китайских туристов такие пустынные места реально пугают, потому, что в своей повседневной жизни они всегда среди толпы, или в большом коллективе, и психологически «настроены» так, что эту толпу, фактически, не замечают. Но реально замечают её отсутствие.

Факторы, влияющие на качество байкальского туризма

Индустрия туризма на Байкале все еще находится в самом начале своего развития, а туристский сезон реально длится не более двух месяцев в году. Поэтому строить большие «звездные» гостиницы нет никакого смысла, процветают только те самые непрезентабельные, но душевные «сибирские гостевые дома», которые без особых проблем можно законсервировать на зиму. Если китайский турист будет знать все это заранее, то поймет и желание хозяев заработать за эти два месяца побольше, не особенно вкладываясь в интерьеры и благоустройство своего объекта размещения. Но и в этом, в самом факте проживания в таком простом деревянном доме, есть своя прелесть, да и где еще, как не в России, представится такая возможность – ночевать, вдыхая аромат натурального дерева, а не синтетических отделочных материалов?!..

Заключение

Завершая, я хотел бы сказать, что Байкал – это не сказка, это огромный реальный природный объект с присущими природе неожиданностями, а порой – опасностями и неприятностями (например, в виде внезапного и сильного ветра под названием «сарма» на Малом море, который может не только унести палатку, но даже опрокинуть автомобиль). Байкал – это не городской парк, где устроены тропинки и мостики в классическом китайском стиле. Здесь можно увидеть и следы былых пожаров, здесь можно «подцепить» энцефалитного клеща, или подвернуть ногу. К сожалению, среди сотен тысяч туристов, приезжающих на Байкал, немало и таких уродов, которые оставляют за собой мусор, которые приезжают сюда с одной целью – выпить как можно больше водки, или незаконно ловить рыбу. Они тоже попадаются туристам на глаза, и это тоже реальность, которую невозможно спрятать, или замаскировать. Не хватает на Байкале и туалетов (и тем более – благоустроенных), не сформировалась индустрия переработки мусора.

Если и это вас не пугает, и вы все равно мечтаете о Байкале, то тогда вам остается найти надежную и опытную туристскую фирму, которая сделает ваше пребывание на Байкале действительно незабываемым!..

Владимир Бережных, эксперт по экологическому туризму, главный редактор журнала «Россия и Китай».

Примечание: заказ микроавтобуса и внедорожника для поездок на Байкал – по телефонам 89025600225, 89248377324