Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

1 ноября – «Дзяды» – День поминовения предков

 «Дзед» в переводе с белорусского на русский это душа умершего предка. «Дзедам» может быть и старик, и человек среднего века, и даже маленький ребёнок, умерший неожиданной смертью. Любой человек, ушедший из жизни достоин памяти.

У белорусского народа Дни поминовения умерших сохранились ещё с дохристианских времён, когда предки наши жили племенами и только осваивали будущие земли Восточно-европейской равнины. Многие древние элементы поминовения из языческих обрядов утратили свой первоначальный смысл. Под давлением новых веяний и учений они трансформировались, видоизменялись, а некоторые и вообще потерялись во времени.

Но всё же белорусский народ основные свои обряды сохранил. Более того, из поминальных дней весенняя «Радаýнiца» и осенние «Змiтраýскiя Дзяды» являются самыми распространенными обрядами в нашем Крае и по сей день.

Согласно народной традиции, «Радаýнiца» всегда проводилась во второй вторник после «Вялiкдня». В этот день люди шли на могилки своих родных и близких людей, умерших недавно, при памяти того поколения семьи, которое пришло поминать.

Осенние же «Дзяды» проводились 1 или 2 ноября в доме. В этот день вспоминались не только умершие члены семьи, но  и весь род, а иногда и дальше – прославленные предки, (может быть даже не родственники) память о которых сохранилась в народной молве.

Обряд «Дзяды» является источником чистых мыслей и чувств. Ему всегда придавалась особое важное значение. Именно этот обряд может спасти от забывчивости своих корней, что влечёт к бездуховности и безразличию, потери нравственности. Мне кажется всем ясно прописная истина: Народ, который потерял память, быстро исчезает с лица земли. Он ассимилируется, растворяется среди других народов.

Наши предки это понимали. Ведь недаром они называли дни «Дзядоý» святымi светлыми.

Провести обряд не самое главное. Важнее всего понять необходимость этого обряда. Только тогда оправдаются наши усилия возродить древние  традиции.

Как же наши предки проводили обряд ранее?

Заранее мылись в бане, убирались в доме, вывешивали чистые рушники, занавески, застилали белой скатертью стол.  Ближе к вечеру все дальние  и близкие родственники собирались в доме у самого старшего из рода. Причём каждый приходил со своими припасами и блюдами. Накрывался богатейший стол, где обязательно присутствовали три обрядовых блюда: куцця, блины и кисель. Хозяйка дома ставила специальную посуду для «Дзядоý, куда от каждого блюда понемногу откладывалась еда. Эта еду нельзя было трогать в течении всего ужина, а затем её отдавали беднякам. Затем вставал хозяин дома, он же являлся главой Рода, и говорил ритуальные слова:

 

Сьвятыя Дзяды, завём Вас,  хадзіце да нас, ляціце да нас!

Чым толькі хата багата, што ёсць тут – я для Вас ахвяраваў!

Прыходзьце, Дзяды!

І старыя , і малыя, хто на гэтай сялібе жываў, хлеба- солі ядаў.

Прыходзьце Дзяды!

Да свайго стала, да свайго прыпечка,

хлеба-солі засылайце, каб было чым душу памінаць год ад году, век ад веку.

Прыходзьце Дзяды!

            П’ю за Вас, продкі нашы сардэчныя, каб ведалі, што нічога не шкадую Вам.

            Прыходзьце Дзяды!

 

В этот момент хозяйка дома, либо сыновья и дочери, открывали окна и двери и в молчании сидели несколько минут, давая возможность «Дзядам» войти в дом и отведать блюда.

Затем снова поднимался хозяин. Он вспоминал зачинателя их Рода, либо самого прославленного предка. Немного рассказывал о нём и предлагал выпить за его душу. Затем хозяин дома, либо кто-нибудь из его сыновей перечислял всех предков минимум до 10 колена, при этом давалась краткая характеристика положительных качеств. Например: «Дзед Мiкола – добры быý каваль, прадзед Мiхась – цудоýна граý на цымбалах…» и т. д.

После этого начиналась трапеза. Во время ужина шла тихая «бяседа». Рассказывались приключения предков, описывались их характеры, вспоминались легенды связанные с Родом. «Бяседа» длилась до «3-их петухов». Было что рассказать нашим предкам о своих прародителях, тяжелее нам. За сталинское время память людская сильно укоротилась. Мы помним в лучшем случаи своих дедушек и прадедушек, но не далее.

Однажды, когда я приехал в отпуск в Беларусь, мне захотелась поподробнее распросить свою бабушку Ляксандру (как её называли в деревне) о её родителях, прародителях и других родственниках. Меня поначалу очень удивили её неохотные немногословные ответы. Я уже подумал, что она многое подзабыла. Но в конце нашей беседы, я понял истинную причину умалчивания. Она, видя, что я всё записываю, с тревогой спросила: А на што ж ты гэта ýсё ýнучак запiсываеш? А потым да мяне нiхто з мiлiцыяй ня прыйдзе?…» Бабушка была воспитана в сталинское время, когда о своих родственниках лучше было поменьше знать, ибо наверняка кто-то да был сослан, либо расстрелян. Но самое ужасное то, что тот Страх жив до сих пор.

И всё же, сейчас, в наше время. Когда и мы с Вами, пытаемся восстановить пробелы нашей истории и истории жизни наших предков, появилась Надежда на Возрождение нашей Духовной Силы. Она всё сильнее пробивается сквозь годы от наших «Дзядоý» к нам. И она, я надеюсь, не только поможет нам победить Страх, но и сплотит Белорусский народ, поможет встать с колен и занять «пачэсны пасад мiж народамi».

Алег Рудакоў.