Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Ничто не забыто! Никто не забыт! Об общественной организации "Дань памяти"

Интересно, кто из вас, дорогие читатели, знает, что в водах Байкала затонул английский паровоз, в скалах над великим озером есть железная дверь с надписью «НКВД», а в глухой сибирской тайге находятся забытые японские кладбища и ржавеют десятки американских самолетов?.. Первый раз слышите о подобном? А есть люди, которым не понаслышке известно об этих и многих других удиви-тельных фактах. Зовутся они бойцами Союза поисковых отрядов Иркутской области.

Туннель Половинный

Туннель Половинный

Подъем и установка упавших памятников строителям КБЖД

Подъем и установка упавших памятников строителям КБЖД

Находка на 128 м километре КБЖД. Колесо от телеги,

Находка на 128 м километре КБЖД. Колесо от телеги,

130-й километр КБЖД

130-й километр КБЖД

Исследование бухты Березовой (отряд Байкальский следопыт)

Исследование бухты Березовой (отряд Байкальский следопыт)

Звучит странно, но поисковое движение в нашем краю началось благодаря ошибке. В 1974 году Трофим Николаевич Яскин, участник боев за освобождение Белоруссии, отправился на берега Днепра, чтобы почтить память погибших товарищей. Бойцы 2-ой стрелковой роты 1-го стрелкового батальона, среди которых и Трофим Николаевич, в 1944 году первыми форсировали Днепр. Но оказалось, что памятник, установленный по случаю этого события на восточном берегу реки, прославляет совсем других героев. Да и дата начала переправы на нем неверна.

Такая историческая несправедливость пробудила желание восстановить истину. С тех пор ветераном была проделана колоссальная работа, в которую постепенно включалось все больше и больше людей: обширная переписка с участниками и очевидцами военных событий, годы исследований в архиве Министерства обороны, создание в 1985 году музея Боевой славы в школе №3 города Шелехова, экспедиции в Белоруссию, встречи с ветеранами. Это движение уже нельзя было остановить – оно стало массовым. А значит, потребовало определенной организации и порядка.

В 1996 году Александр Трофимович Яскин был приглашен в Калугу для участия во Всероссийской Вахте Памяти. Там состоялось знакомство с поисковыми организациями из разных городов России. Там же возникла идея создания подобного объединения поисковиков в Иркутской области.

Был разработан устав, в основу которого легли уставы западных областей. И, наконец, осенью 1998 года родилась юридически зарегистрированная областная молодежная общественная организация «Дань Памяти». Одним из ее учредителей стал Александр Яскин. Он же является председателем Правления организации. Опыт в области поисковой работу у Александра Трофимовича накоплен немалый. Будучи учителем в гимназии города Шелехова, он организовывал для школьников походы, краеведческие экспедиции. С 2003 по 2007 возглавлял сводный поисковый отряд «Поиск – 42». Работал в архивах Министерства Обороны. 

Сейчас «Дань Памяти» объединяет тридцать отрядов из многих городов и поселков нашей области – от Усть-Илимска на севере до Слюдянки на юге, от Тайшета на западе до Киренска на востоке. Сегодня организация увеличила не только численный состав поисковиков, но и повысила их профессиональный уровень. Ребята из отрядов отдыхают и набираются сил в лагере «Поисковик», показывают свои умения и оттачивают мастерство на ежегодных слетах, выступают на городских, областных и международных конференциях. Кроме того, «Дань Памяти» ставит сейчас перед собой новые задачи: отряды не только восстанавливают имена тех, кто привел нашу Родину к победе в 1945-м, но и изучают историю родного края, берут шефство над ветеранами войны и труда, ухаживают за памятниками и занимаются их восстановлением, устанавливают новые мемориальные плиты, занимаются исследованиями по теме гражданской войны в Сибири. «Дань Памяти» сотрудничает с Белоруссией, Новгородской, Ленинградской, Московской областями, налаживает связи с Красноярским краем, Бурятией, Монголией и Японией.

Многочисленные мероприятия проводятся по изучению истории авиаперегоночной трассы «Аляска – Сибирь». Американские самолеты через Аляску, Чукотку, Якутию, Восточную Сибирь перегоняли в Красноярск по ленд-лизу с 1941 по1945 годы. Всего за четыре года из США было поставлено 14126 (!) самолетов.

АЛСИБ недаром называют трассой мужества. Из-за дальности перелетов (летчики огибали более половины земного шара), из-за экстремальных условий (полет на высоте 5-6 км без кислородных приборов, пятидесятиградусные морозы) на трассе происходило огромное количество крушений. До сих пор с вертолета в болотах и топях, в тайге и в горах можно увидеть потемневшие остовы этих железных птиц.

Добраться до них стоит огромных усилий. Тем не менее, такого рода препятствия не останавливают поисковиков. Так, в 2003 году была организована экспедиция сводного отряда в Чунский район. Там, в тайге, были обнаружены фрагменты дальнего бомбардировщика Ил-4. Он следовал по маршруту Иркутск – Красноярск. Под обломками самолета и толстым слоем мха были найдены останки пилота. Штурманскую кабину нашли в пятидесяти метрах от корпуса бомбардировщика в относительно хорошем состоянии. Но останков штурмана и стрелка-радиста не было найдено, несмотря на тщательные поиски. Может быть, они выжили? Может быть, были спасены местными жителями? Может, погибли в тайге, пытаясь добраться до селений? Пока это нерешенная загадка.

Этим же летом в тайге в районе Усть-Кута нашли второй самолет (А-20 «Бостон»), вел который старший лейтенант И.И.Заломин. Поисковики также обнаружили останки штурмана Максимова И.А. В ходе экспедиции бойцами поискового движения были найдены личные вещи летчиков, а также три разбитых крупнокалиберных пулемета «Браунинг». На месте катастрофы был установлен крест.

Это далеко не все находки поисковиков. Работа по теме АЛСИБа ведется несколькими отрядами и не прекращается круглый год.

Другим не менее значимым направлением деятельности ОМОО «Дань Памяти» является изучение военной истории, связанной с озером Байкал. Одним из наиболее успешных в этой области стал созданный в 2006 году отряд «Байкальский следопыт».

Организатором отряда является учитель второй саянской школы Сеченов Игорь Вячеславович. Он сплотил вокруг себя людей разных возрастов, профессий, увлечений, но объединенных жаждой приключений и открытий. Отряд Сеченова сотрудничает с ИГУ, ИрГТУ, ИГПУ, с музеем истории ВСЖД, областным военкоматом и СМИ. За небольшой срок своего существования отряд успел получить такую широкую поддержку, но самое главное, успел организовать больше 10 экспедиций и провел 2 сплава.

Деятельность «Байкальского следопыта» началась с исследования Кругобайкальской железной дороги, а точнее, ее сохранившегося участка между Иркутском и Слюдянкой. Студенты, а их большинство в группе, и Игорь Вячеславович отмечали на карте ныне разрушенные и (или) забытые строения, мосты, галереи, туннели, отводные каналы, оставшиеся от первого пути КБЖД. Его затопило при строительстве Иркутского водохранилища. После пуска плотины этот путь демонтировали. Вторая ветка была построена позже. Сейчас по ней ходят «Байкальский круиз» и «Байкальский экспресс».

Именно в районе КБЖД отряд Сеченова сделал свои первые открытия и находки. Так, на сто сорок первом километре Кругобайкалки «следопытами» были обнаружены рессоры и колесная пара паровоза времен Второй мировой войны. По версии местных жителей, это был эшелон с оружием, хотя ни винтовок, ни пулеметов, ни патронов никто пока не нашел. Неизвестной остается и история английского паровоза, который доставили на Байкал по частям и собрали здесь предположительно в 1943, и который сошел с рельсов вскоре после прибытия на Иркутскую землю. «Байкальский следопыт» занимается поисками затонувших паровозов, которые похоронили вместе с собой бесценные свидетельства той эпохи.

Кроме того, отряд ведет расчистку боковых выходов тоннелей. Большинство из них недоступны из-за  обрушенных камней. Но богатое народное воображение приписало завалы этих ходов не природе, а коварным планам советской власти. Местные легенды гласят: в неприступных скалах над Байкалом чекисты прорубили потайные лазы, которые ведут к запертой железной двери. На ней белой краской намалевано «НКВД». Есть ли на самом деле эта дверь? Что за ней скрывается? Ответов нет.

Находки «Байкальского следопыта» сейчас хранятся в музее истории ВСЖД и музее Ленд-лиза в Москве.

Деятельность группы Игоря Вячеславовича касается не только истории нашего края, но и затрагивает историю других государств, в частности, Японии.

Все началось 30 лет назад. Тогда японский телеканал NHK снимал сюжет о Транссибе. Спустя некоторое время одна из режиссеров канала – госпожа Накагава – решила снять фильм о том, как изменилась великая сибирская магистраль за три десятка лет. И здесь не обошлось без участия «Байкальского следопыта». В конце сентября 2007 года Сеченов и его отряд отправились в поход вместе со съемочной группой из восточной страны. Местом назначения стал поселок Бурдаковка. В его районе когда-то располагался лагерь японских военнопленных площадью 4 га и кладбище. Японцы снимали, как «следопыты» исследовали территорию бывшего поселения, делали замеры, наносили отметки на карту, обсуждали находки.

В октябре фильм был показан в Японии. Он получил широкий отклик: посыпались запросы от бывших военнопленных и их родственников. Об этом знал отряд Сеченова. Он послал запрос в страну восходящего солнца, касающийся общего проекта на 2008 год. По этому проекту предполагается  совместно с японской стороной провести исследовательскую работу в местах захоронений военнопленных из этой страны, а потом – мемориальные работы на кладбищах русских моряков на островах. По словам Игоря Вячеславовича, в Японии «за могилами наших матросов следят очень хорошо, поэтому там и исследовать-то нечего, там на каждой могилке стоит памятная плита с именем погибшего». Ответ на запрос «Байкальский следопыт» пока ждет.

Это далеко не все проекты, которые планируют привести в жизнь неутомимые исследователи. Например, в следующем году планируется сплав по Лене с изучением тринадцати заброшенных деревень. В команду будут приглашены немецкие студенты.

Как говорят поисковики, найденная вещь, а тем более останки – это целая история. История жизни, борьбы, подвигов, трагедий, побед, поражений и смерти. Только представьте себе чувство, которое возникает, когда держишь в руках старый медальон солдата с пожелтевшей весточкой маме, написанной неровным почерком где-нибудь в окопе!    

Именно поэтому бойцы поисковых отрядов ОМОО «Дань Памяти» ищут предметы минувших лет – уникальных свидетелей былого. Они разыскивают пропавших без вести и павших в боях за Родину солдат. Они вписывают в историю имена доселе неизвестных героев. Они не дают кануть в лету славным делам прошлого, доказывая: ничто не забыто, никто не забыт.

Мария Сергеева