Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Минеральные богатства Монголии интересуют многих потенциальных инвесторов из Прибайкалья

Современное состояние горной промышленности Монголии Об этом пишет 24 мая в газете «Одрийн Сонин» бывший президент Монголии, доктор технических наук, горняк П.Очирбат.


1. Место, занимаемое горным сектором в монгольской экономике
По данным за 2007 год горная промышленность составила 42 проц всего бюджета Монголии, дала 52 проц налогов, доходы от экспорта в 78.4 проц и составила 30 проц всего ВВП страны, произведя 70 проц всей промышленной продукции. Доход на душу населения от горного сектора составил 600 долларов США. Рост горной продукции достиг 13.2 проц. Если в 2002 году иностранные инвестиции составили 40 млн долларов, то за 2006 год – около 200 млн долларов, что равно 48.4 проц всех инвестиций. 4 проц капитала от всех мировых геолого-разведочных работ приходится на Монголию, занявшей по данному показателю 9-е место в мире. Это стало возможным благодаря двум факторам: принятию в 1997 году закона о природных ресурсах и ростом цен на полезные ископаемые на мировом рынке.
В горном секторе Монголии работает 39.8 тысяч людей, что составляет 35 проц кадров всей промышленности. 70 проц транспортных перевозок приходится на транспортировку горной продукции. По данным Геологической службы США Монголия добыла 6.9 проц плавикового шпата в 2005 году и по данному показателю заняла третье место в мире. Также в 2005 году Монголия добыла 0.9 проц всей мировой добычи меди, а золота – 1 проц. По добыче молибдена Монголия в том же году заняла 9-е место.

2. Определение стратегического плана развития горного сектора, сделанное в рамках Комплексной программы национального развития
В данной программе целью ставится «интенсификация экономического развития, усовершенствование экономической структуры, создание экономики, основанной на знании, формирование финансовых возможностей и капиталов путем эксплуатации стратегических месторождений и на базе высокой технологии».
Стратегические цели развития горного сектора будут реализовываться в 2 этапа в ближайшие 15 лет. Приведу только один пример возможного развития горной промышленности. С освоением Оюу Толгой горный сектор составит в 2011 году 41 проц ВВП Монголии, а в 2021 году – 65 проц.

3. Благоприятные и неблагоприятные внешние и внутренние факторы, влияющие на развитие минерального комплекса
К благоприятным факторам относятся:
1) Рост мирового и регионального потребления минералов.
2) Стабильный рост мировых цен на горную продукцию.
3) Вступление КНР в ВТО и предстоящее вступление РФ в ВТО. Тем самым создадутся условия для равноправного сотрудничества с двумя соседями, имеющими гигантские рынки.
4) Наличие ресурсов минералов, представляющих высокий спрос на мировом рынке.
К неблагоприятным факторам относятся:
1) Нестабильность государственной политики и политизация горного сектора.
2) Нестабильность правовой системы, осуществление руководства горным сектором волевым решением одного чиновника, а не на законодательной основе.
3) Государство утратило права на свою собственность и право распоряжаться ею. Бесконтрольность в лицензировании и деятельности старателей привела к экологической катастрофе. Невозможность эксплуатации месторождений монгольскими и иностранными инвесторами.
4) Неумение получить поддержку местных жителей при деятельности, направленной на развитие горного сектора  и, как следствие, протест со стороны местных граждан, который имеет экологическую, экономическую и социальную мотивации.
Экологические мотивации происходят из того, что деятельностью компаний и старателей наносится ущерб природе, происходит загрязнение почвы, водоемов, отравление пастбищ и растений.
Экологический вред приводит к снижению пастбищных площадей  и ограничению земледелия, тем самым наносится экономический ущерб скотоводам и земледельцам.  Министерство финансов не выполняет закона о переводе платы за использование земли и полезных ископаемых в местный бюджет. Поэтому у местных органов управления и жителей нет экономической мотивации.
Также негативные последствия имеют горные разработки и для социальной сферы. Компании, занимающиеся горными разработками, не вовлекают местных жителей в трудовую деятельность и профессиональное обучение. Старателей окружает  среда,  где царят воровство, грабеж, пьянство, проституция, болезни и преступления.
Все эти негативные последствия приводят к социальному, экономическому и экологическому  ущербу. Это и вызывает протест местных жителей, десятками порождая гражданские движения и общества, защищающие землю, озера и интересы народа. Если задаться вопросом – обязательно ли горные работы должны приносить такие последствия, то ответ будет один – нет! Горный сектор должен регулироваться государственной политикой, менеджментом, технологией и ограничивать любые отклонения от них минимальными и максимальными требованиями. Нужен ли горный сектор для развития экономики Монголии, для ее людей? Нужен. На данный момент в Монголии нет такой экономической структуры, которая могла бы его заменить. Поэтому перед нами стоит задача превращения негативных последствий в позитивные.

4. Для создания условий эффективного развития горного сектора в Монголии необходимо:
1) Для кого и чего необходимо развитие горного сектора? Горный сектор – важный сегмент, открывающий для экономики страны возможность роста, создающего условия для стабильного развития человека.
2) Любое сотрудничество, в том числе и в горном секторе, основывается на принципе взаимовыгодности. Поэтому:
• Государственная политика  должна защищать интересы не олигархов, а соответствовать целям развития человека, превратиться в политику ради стабильного развития и человека.
• Создать определенные правовые механизмы, позволяющие реализовывать стабильную государственную политику на длительный период.
Мы публикуем интервью  по проблемам горнорудной отрасли этой страны
Минеральные ресурсы Монголии интересуют многих инвесторов из Прибайкалья
• Согласно Конституции право на собственность, владение и использование богатств недр принадлежит государству. Из них только право на использование богатств недр государство может временно передать на платной основе. Это международный принцип. Любой инвестор имеет право использовать определенные полезные ископаемые на условиях долгосрочной аренды, вносить инвестиции и выплачивать все налоги, платы и пошлины в рамках законов страны. В обязанности инвестора также входят проведение и финансирование работ по защите окружающей среды. При строительстве предприятия государство не обязано вносить свою долю инвестиций, поскольку богатства недр используются как инструмент производства. Арендатор может полностью взять на себя ответственность за обеспечение оборудованием, техникой и помещениями. Для Монголии такое распределение выгодно, поскольку горное производство рискованно и требует высоких  затрат. Монгольское государство может полностью или частично производить инвестиции. Однако на данный момент у Монголии нет таких возможностей. Поэтому для Монголии выгодно не самой делать инвестиции, а получать как можно большую прибыль от горного производства. Для нее выгоднее не вносить больше, а получать прибыль не меньше 51 проц от производства. Если другому участнику будут предоставлены  выгодные условия, то можно заключать договор. Собственник может определять свое участие в менеджменте договоренностью или законом. Для Монголии нет необходимости доказывать, что она должна получить 34 или 51 проц своей собственности. Надо прекратить эти бессмысленные споры и претворять политику, по привлечению наибольшего числа инвесторов.
• Необходимо урегулировать порядок выдачи лицензий и правовую базу работы старателей. Нет необходимости отказываться от рыночной  лицензии, выданной на основании исследования недр и ее богатств и включения в  экономический оборот. Следует законодательно урегулировать выдачу, реализацию и контроль над лицензиями. Необходимо утвердить Закон, регулирующий деятельность старателей, обуславливающий использование ими безвредной технологии, отказ от вредных веществ и рекультивация земель.
• Все горные работы должны проводиться в рамках безвредной для экологии технологии, осуществлять их в форме, полезной для развития человека, на основании принципов открытости и ответственности и неукоснительно соблюдать интересы местных граждан. Государство должно направить свою политику на защиту чистой общественной, экологической, экономической среды. НПО и гражданские движения должны осуществлять жесткий контроль, а хозединицы, граждане, кооперативы, организации должно проводить свою деятельность в рамках законности. Тем самым, мы сможет неблагоприятные условия обратить в благоприятные и эффективно развивать горный сектор на благо Монголии.