Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Бурятская культура неисчерпаемый ресурc этнотуризма

Ресурсы туризма нашего региона - это не только памятники природы и культурное наследие региона, но и наличие этнографических объектов, традиции, верования, обряды и другие составляющие культурного пространства коренных народов нашего края.  Немаловажно, что интерес к особенностям культурного пространства региона создает мотивацию для  его посещения, как у  иностранцев, так и у туристов со всей России.

Многих  людей привлекает на берега Байкала именно неподдельный интерес к бурятской культуре -  они стремятся познакомиться не только с красотами озера, но и с народом, его культурным пространством – традициями и верой, обрядами и ритуалами, да и просто с бытом людей. Так, среди туристов, которые посещают наш регион, трудно найти того, который не побывал бы в архитектурно-этнографическом музее "Тальцы". Как правило, гостей  везут сначала в "Тальцы", а уже потом на Байкал. И всегда большой интерес у туристов вызывает бурятская экспозиционная зона, представленная бурятскими юртами. Потому что это - другие традиции, другой быт. К примеру, в одной из бурятских юрт в Тальцах представлена экспозиция «Старая вера бурятского народа».  Благодаря сохранившимся работам этнографов и краеведов удалось восстановить, например, обрядовость бурятского шаманизма, раскрыть его основные моменты и донести их до посетителей экспозиции. Задача  сотрудников музея - рассказать посетителям музея о бурятском шаманизме, о служителях культа - шаманах через знакомство с основными атрибутами шаманизма и обрядами посвящения в шаманы. Дать полное представление о материальной и духовной культуре бурятского народа, не раскрыв его религиозных представлений, практически невозможно. Посещение этнографического объекта и развернутый рассказ об обрядах, традициях, верованиях -  и есть один из вариантов маршрута, основанного на ресурсах этнотуризма.

Во многом именно самобытная культура бурятского народа, буддийские или же шаманские обряды, этнический музыкальный фольклор формируют перспективы этнотуризма в нашем регионе. И эти ресурсы – связанные с историей и духовной жизнью бурятского народа –  уже эффективно используются нашими туроператорами. И если в некоторых странах (в той же Монголии) традиционный образ жизни местного населения является одной из главных мотивации для туристов, то в Байкальском регионе туристы (речь идет о внутренних, коих значительное большинство) стали интересоваться этническими особенностями только в последнее время. Этнотуризм востребован уже сегодня, и еще больше будет востребован в будущем в связи с его уникальностью и неповторимостью. Ведь в настоящее время этническое разнообразие значительно сокращается, а для того, чтобы привлечь туристов уже недостаточно просто показывать им природные и культурные достопримечательности нашего региона. Важно создавать маршруты, которые будут знакомить туристов с одной из основных достопримечательностей региона – бурятской культурой.

Действительно, во-первых, знакомство с другой культурой помогает расширить кругозор, иначе взглянуть на свою жизнь и, возможно, даже переосмыслить привычные ценности. Во-вторых, развитие этнотуризма – это дополнительный стимул к тому, чтобы сохранять и даже воссоздавать культурные ценности этноса.

Но для того чтобы «создать» этнографический объект, который бы стал интересен для туристов, нужно проделать немало работы.  Кроме того, что культуру, этнические особенности, праздники и обряды народа необходимо знать, их необходимо еще уметь грамотно преподнести и представить. А это серьезная, профессиональная работа. Ведь, например, для того чтобы организовать проведение бурятских праздников-фестивалей (Ёрдынские игры, Алтаргана, Сурхарбан и другие), необходимо привлечь и историков, и этнографов, и других специалистов. Очень важно учесть и различные морально-этнические факторы. Так, одной из мотивации для визита в наш регион является бурятский шаманизм. Напомним, что до прихода буддизма среди бурят был распространен шаманизм, главное в котором - обоготворение сил природы и умерших предков, вера во множество богов и духов, и что с помощью шаманов можно как-либо влиять на них для обеспечения счастья и предотвращения беды. И на западном берегу Байкала буряты сохранили свою первоначальную веру, оставшись шаманистами, а на восточном обратились к буддизму. Местное население западного берега Байкала до сих пор прибегает во всех сложных случаях жизни к помощи шамана. Путешествуя по берегам Байкала, и сегодня можно встретить признаки шаманской веры: древние обо, сложенные из жертвенных камней; возрожденные столбы-сэргэ, с развивающимися на ветру разноцветными лентами; почитаемые шаманские святыни эжинов (духов). Удивительно то, что независимо от того, какую веру исповедует бурят, он всегда связывает в одно целое природу и человека. И все буряты знают многочисленные легенды, поверия и обычаи, связанные с той или иной местностью – будь то гора, пещера или родник. Они почитают святые места и территории, где лес, животный мир, водоёмы, горные и другие ландшафты не подлежали использованию в хозяйственных целях. Эти территории были сакральными, т.е. находились под защитой высокочтимых духов. По форме сакральные, а содержанию – этические и моральные, эти запреты помогали сохранить в неприкосновенности вмещающие ландшафты, т.е. те территории, с которыми были связаны те или иные племена, или рода. Традиционная экологическая культура бурят стала неотъемлемой частью буддийской культуры. Буддизм не только не нарушил этно-экологическое мировоззрение бурят, но и, наоборот, сохранил его и еще более развил до уровня своего религиозного мировоззрения. Уважительное, бережливое отношение и любовь к природе, ответственность перед нею стремление не наносить ей ущерба выражается даже в форме, традиционной бурятской обуви, имеющие загнутый к верху носок, чтобы при ходьбе не ранить землю и находящихся в них живых существ. Все это является удивительным для туристов (особенно для европейцев)

 Растущий интерес к объектам этнокультурного пространства и развитие культурного (культурно-этнического) туризма позволит «открыть» для туристов новые этнографические объекты, восстановить некоторые из утраченных (воссоздать или реконструировать), сделать их доступными для посещения туристов. Так, например, общение с практикующим шаманом, который умеет соблюсти правила шаманских обрядов, помнит родовые предания и имена духов предков, становится эффектным дополнением к туристическому маршруту. Для туристов, которые больше интересуются буддизмом тоже есть многочисленные варианты – к примеру, посещение дацанов.

 Бурятская культура – это неисчерпаемый ресурс туризма на Байкале. Концентрацией всего того, чем интересен наш регион в плане ресурсов этнического туризма, являются такие праздники, как Ёрдынские игры, Сурхарбан, а в этом году – международный фестиваль бурятской культуры «Алтаргана 2008». Именно на этих праздниках, фестивалях есть возможность полностью представить бурятскую культуру, подчеркнуть ее уникальность и разнообразие.

Можно с уверенностью сказать, что этнотуризм может стать эффективным инструментом вовлечения в практический оборот всех свидетельств самобытности и уникальности народных культур, и, более того, –  инструментом  их сохранения.

 

Анна Бережных