Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Миссия "От Байкала до Токио"

Токио, апрель 2002 года

Токио, апрель 2002 года

Презентация Иркутской области в Японии 2002 год

Презентация Иркутской области в Японии 2002 год

Япония, Токио, презентация Иркутской области, 2002 год, апрель

Япония, Токио, презентация Иркутской области, 2002 год, апрель

Иркутская область готовится к проведению очередной презентации своего инвестиционного потенциала, своих инвестиционных проектов в Японии. Презентация пройдет в сентябре 2007 года в городе Осака, в рамках японско-российского инвестиционного форума.

Иркутяне не новички в Японии, у нас накоплен определенный опыт позиционирования себя на этом привлекательном рынке, опыт проведения  внушительных имиджевых мероприятий. Так, еще пять лет назад, в апреле 2002 года в Токио состоялась презентация Иркутской области, решение о проведении которой было принято губернатором Б.Говориным после консультаций с экономистами, с руководителями ведущих предприятий нашего региона, после проведения анализа ситуации на рынке АТР. 

Результаты анализа подтверждали: если сегодня Иркутская область не проявит активность, если она не заявит о себе, то те экономические ниши, где еще возможно сотрудничество с японским бизнесом, будут заняты другими регионами… 

Губернатор принимает стратегическое решение – представить научно-экономический потенциал Прибайкалья в Японии на самом высоком уровне.

Подготовить презентацию было поручено СИБЭКСПОЦЕНТРу. Выбор был не случаен – за время своего существования эта выставочная структура превратилась в одного из ведущих российских операторов, действующих на этом рынке. СИБЭКСПОЦЕНТР успешно, на уровне мировых стандартов (что подтверждено многочисленными дипломами), работает не только в стенах собственного современного выставочного комплекса, но и профессионально проводит «выездные» мероприятия.

Профессиональная команда, сформированная генеральным директором Иркутского международного выставочного комплекса (ИМВК), с энтузиазмом взялась за дело. В самые короткие сроки были разработаны «идеология» презентации, концепция ее дизайна, технического обеспечения. Подписывались договоры с СМИ, с изготовителями «раздаточного» материала, решались технические и творческие задачи. В итоге уровень мероприятия участники презентации смогли оценить уже в международном отделе аэропорта «Иркутск»: несмотря на глубокую ночь на регистрации членов делегации работал едва ли не весь штат СИБЭКСПОЦЕНТРа, вручая билеты и заграничные паспорта с заветной японской визой, комплекты с необходимой документацией, докладами, журналами и открытками.
Все таможенные и пограничные формальности были соблюдены в кратчайший срок и вот уже борт ТУ-154М авиакомпании «Сибирь», несмотря на начавшуюся метель, взмывает в ночное небо.

Бортпитание, напитки, предложенные пассажирам чартерного рейса – все соответствовало мировым стандартам. Среди бортпроводников оказались и ветераны рейса Иркутск-Ниигата, а среди пассажиров - те, кто этим рейсом не один год летал в Японию. За разговорами, за просмотром документов, время пролетело незаметно, многие не успели даже хоть немного подремать: как-то совсем быстро в иллюминаторах зарозовел восход, еще быстрее появилось солнце и вот уже под крылом самолета – Японское море, затем заснеженные вершины горной части Страны Восходящего Солнца, справа - безупречный белый конус вулкана Фудзи-яма. И вот, через 4 часа 20 минут, ТУ-154 садится в международном аэропорту «Нарита» в 70 км от Токио. Красочно раскрашенные Боинги, аэробусы, огромная автомойка для самолетов – вот первые впечатления иркутян. Под вполне летним токийским солнцем воспоминания о ночной иркутской метели растаяли безвозвратно… 
Вопреки ожиданиям (тогда еще не забылось 11 сентября в Нью-Йорке…) таможенного досмотра, или даже его примет, не было, а наши паспорта были отштампованы в рекордно короткое время.

ПРИБЫТИЕ

За иркутской делегацией пришли автобусы российского торгпредства и багажная машина, и вот уже отсчитываются первые километры по японской земле. Вдоль хайвэя – отцветающая сакура и невысокие деревья с большими фиолетовыми цветами, местами – заросли бамбука. Изредка за дорожными ограждениями видны рисовые поля, деревни, а вскоре – и признаки большого города: заводские корпуса, контейнерные площадки, многоэтажные автостоянки. Многие из участников презентации в Японии уже бывали, но и они не отрывались от футуристических картин пригородов, а затем и самого Токио, за стеклом автобусов. 

Иркутская делегация разместилась в престижном Takanawa Prince  Hotel  в  центре города, в двух шагах от станции Шинагава.

Участникам презентации дали возможность немного отдохнуть, а уже в 3 часа дня состоялась рабочая встреча в торгпредстве РФ, благо, что оно находится в двух шагах от гостиницы.

Перед иркутянами выступил торгпред, Роберт Николаевич Рузанов, который коротко охарактеризовал экономическую ситуацию в Японии. Он подчеркнул, что не стоит ожидать сиюминутных результатов, что визит представителей иркутского бизнеса и науки крайне важен не только для Байкальского региона, но и для России в целом именно в стратегическом плане, т.к. сегодня, несмотря на некоторое охлаждение в наших отношениях, создаются условия для реализации серьезных долгосрочных совместных проектов.

Наша делегация была разбита на группы (отдельно «лесники», отдельно малый бизнес и туризм и т.д.), за каждой группой был закреплен куратор из числа сотрудников торгпредства, и все отправились отдыхать. Кроме команды СИБЭКСПОЦЕНТРа.

Как раз к завершению рабочего совещания из аэропорта пришел растаможенный груз с оборудованием (без малого почти три тонны), которое предстояло развернуть на трех площадках – в торгпредстве, посольстве и в ДЖЕТРО. Один из сотрудников торгпредства, при виде этих ящиков с телевизорами и плазменными экранами, упаковок, номадиков и рулонов, задал вопрос: «И что, все это вам действительно понадобится?! А когда вы все это успеете установить?». Эти сомнения можно было понять – самое крупное мероприятие, проводимое в Токио до иркутян, презентация Московской области, обошлось парой ящиков с буклетами…

Надо отдать должное СИБЭКСПОЦЕНТРу – к началу каждого мероприятия необходимая экспозиция была своевременно развернута, оборудование – установлено, а после завершения все это незаметно для окружающих сворачивалось, упаковывалось и вывозилось.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

По программе второй день был посвящен знакомству с Токио. Но на экскурсию по городу поехали далеко не все. Так, например, мэр Иркутска Владимир Якубовский отправился в Канадзаву, решать вопросы укрепления побратимских связей. Разъехались по своим партнерам и некоторые из «лесников», представители туристского бизнеса. Остальные же не могли не воспользоваться возможностью познакомиться с одним из главных центров мировой экономики, с городом, где счастливо сочетаются история и современность, где рядом с небоскребами можно обнаружить синтоистский храм, где за рулем «Тойоты» последней модели может оказаться хрупкая японка в кимоно с невероятно сложной торжественной прической…
Но чтобы понять Токио, нужен ни день, и не два. И даже не месяц… Не удивительно, что после экскурсии один из «новичков» сказал: «Слишком много бетона…».

Официальная часть презентации Иркутской области в Токио началась 3-го апреля, в офисе ДЖЕТРО (о «Японской организации развития внешней торговли» мы расскажем в следующих номерах журнала более подробно, а сейчас, наверно, достаточно будет сказать, что провести свою презентацию в офисе ДЖЕТРО считают за честь многие страны, и впервые здесь проходит мероприятие, посвященное отдельному региону России). Зал заседаний полон, среди пришедших на встречу японцев, судя по бэджам, по диктофонам в руках, много журналистов. 

Доклад губернатора Иркутской области Б.Говорина был дополнен выступлениями других участников презентации, Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Японии г-на Павлова. Присутствующих на встрече японцев интересовало многое: гарантии возврата инвестиций, проблемы экологической ситуации на Байкале, перспективы развития туризма и т.д. На каждый вопрос был дан развернутый ответ, и японцы, похоже, этими ответами были довольны.
Презентация продолжилась в холле ДЖЕТРО, который руками членов рабочей группы СИБЭКСПОЦЕНТРа чудесным образом преобразился в настоящий уголок Байкальского региона за счет наклеенных прямо на полу огромных виниловых карт (на этих картах с огромным удовольствием фотографировались японцы) Байкала, Иркутска и всей нашей области, а также за счет доставленных из Иркутска стендов. На этих стендах и представляли свои отрасли, свои проекты члены нашей делегации. 
Этот день презентации закончился пресс-конференцией и официальным приемом в посольстве Российской Федерации. Каждое мероприятие максимально использовалось и нашими, и японскими участниками для установления деловых и личных контактов. 

По словам Роберта Николаевича Рузанова, российского торгпреда в Японии, здесь подобные презентации обычно ограничиваются одним днем, но интерес японцев к Иркутской области одним днем не был исчерпан, и поэтому второй день презентации прошел не менее насыщенно, чем первый. Доклады, «круглые столы», кулуарные встречи – все, кто приехал в Токио с рабочим настроем, подготовленный, четко представляющий свои задачи на этом мероприятии – все эти участники активно работали на презентации. И добивались результатов. 

Самолет взлетел над Токио ночью. Неоновое море под крылом самолета вскоре сменилось полной темнотой, и только время от времени  глаз улавливал внизу бисеринки электрических огней. Это уже Сибирь.

Сибирские регионы все более активно выходят на зарубежные рынки. У кого-то из них опыт внешнеэкономических связей (как в Иркутской области) нарабатывался идесятилетиями, другие только недавно “открылись” для зарубежных партнеров, и сегодня пытаются определить генеральное направление своей ВЭД. Бывает и так, что там, где один регион чувствует себя “как дома”, другой только-только нащупывает контакты, вслепую идет по следам какого-либо своего сибирского соседа. Именно поэтому,
на наш взгляд, важен оперативный обмен информацией, опытом внешнеэкономической деятельности, нужна координация действий, в том числе и в проведении выездных мероприятий.

Надеемся, что рассказ о прошедшей несколько лет назад презентации Иркутской области (такие презентации стали эффективным инструментом продвижения региона на мировые рынки) в Токио пригодится тем регионам, которые планируют подобные мероприятия для своей облас-
ти, своего края. Кто, возможно, делает только первые шаги в направлении Японии.

Бережных В.В.