Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Прощай птичья гавань

Впрочем, у Иркутска еще сохраняется перспектива обзавестись уникальным комплексным природным объектом, сочетающим в себе функции заказника и обширной зоны отдыха для горожан

Утки

Утки

Бабочки на ново-ленинских болотах, г.Иркутск

Бабочки на ново-ленинских болотах, г.Иркутск

Бабочка

Бабочка

Браконьерские патроны

Браконьерские патроны

Ново-ленинские болота

Ново-ленинские болота

Ново-ленинские болота, г.Иркутск

Ново-ленинские болота, г.Иркутск

Виктор Попов, д.б.н, председатель Иркутского областного  отделения Союза охраны птиц России

Виктор Попов, д.б.н, председатель Иркутского областного отделения Союза охраны птиц России

Ново-ленинские болота

Ново-ленинские болота

Ново-ленинские болота

Ново-ленинские болота

Еще в конце семидесятых годов прошлого столетия Дружиной охраны природы Иркутского госуниверситета было предложено организовать здесь,  по примеру Омска или Москвы, заказник под поэтическим названием «Птичья гавань». Вместо этого здесь разрешили строительство завода ЖБИ… и  засыпали озеро – основное место концентрации уток и лысух перед отлетом на зимовки. Затем участок был перерезан железной дорогой, что привело к изменению гидрологического режима и затоплению части лугов. Потом была построена автомобильная дорога, уничтожившая места гнездования редчайшего, внесенного во всевозможные Красные книги куличка с длинным именем – азиатского бекасовидного веретенника. С тех пор этот вид числится в Красной книге Иркутской области, как исчезнувший. А ведь этот куличок – желанная «добыча» для туристов-орнитологов! Сохранись возможность его понаблюдать и сфотографировать, и Иркутск был бы местом паломничества для любителей орнитофауны со всего мира! Мало кто знает, но в европейких странах и США орнитологический туризм очень популярен и занимает в рейтингах экологического туризма второе место после пешеходного. Сейчас же  на этой бесхозной территории процветает браконьерство, болота постепенно превращаются в свалку мусора (на что в этом году уже обратили внимание городские экологические организации), а их территория рассматривается как перспективная для вынесения из центра города остатков последних предприятий и строительства новых.

Но еще и сегодня, при наличии доброй воли городских властей,  сохраняется возможность сохранить, восстановить (хоть и не в прежнем объеме)  этот уникальный водно-болотный комплекс,  сформировать на базе Ново-Ленинских болот парковую зону с функциями заказника. Тем более что в нашей области имеется такой опыт: заказник «Сушинский калтус» в город-ской черте соседнего города Ангарска, где на площади в 2500 га охраняются гнездования околоводных птиц. Проектируется природный парк и у наших соседей в столице Бурятии – Улан-Удэ.

В случае организации ООПТ «Птичья гавань» принесет городу реальную пользу: при соответствующем оборудовании троп и смотровых площадок эта территория может быть использована и для отдыха населения, и в целях экологического воспитания школьников, да и как место проведения экскурсий для туристов-орнитологов

Но, увы, у города сейчас нет на охрану болота денег. Не предвидеться их и в ближайшее время. До сих пор не разработан проект охраняемой природной территории «Птичья гавань».

Строительство завода, фрагментация угодий Ново-Ленинского водно-болотного комплекса из-за прокладки дополнительных путей – все это «заслуги» перед природой, перед всем населением Иркутска ВСЖД. И, наверное, было бы справедливо, если бы именно железная дорога взяла на себя  финансирование разработки проекта и создания «Птичьей гавани», а в будущем – шефство над ней. И это было бы не только замечательным подарком Иркутску к его юбилею, но и своеобразным экологическим прецедентом  для современной России.

Виктор Попов, д.б.н, председатель Иркутского областного  отделения Союза охраны птиц России


Уже заканчивалась первая декада октября, а «бабье лето» все никак не могло передать свои права настоящей сибирской осени. После нескольких хмурых дней вместо закономерно ожидаемого снега снова наступили золотые деньки. И настолько они были хороши, что нестерпимо захотелось куда-нибудь подальше от опостылевшего компьютера… Но работа не отпускала больше чем на полдня, поэтому звонок от известного орнитолога Виктора Попова с предложением пробежаться по Ново-Ленинским болотам оказался как нельзя кстати.

Остановка автобуса «Узловая», и вот они – знаменитые вводно-болотные угодья, внесенные во все орнитологические путеводители по Северной Азии – сразу же через дорогу. В сжавшемся до размеров лужи озерке отражается индустриальный пейзаж. Вернувшись немного назад, мы пошли вдоль новой автодороги, выводящей на объездную. Перед железнодорожными путями – новый озерный фрагмент, на водной глади – табунки уток, одинокие лысухи, чернети. Наше внезапное появление внесло переполох в птичий мирок, утки встали на крыло и начали нарезать круги, не желая расставаться с обжитым пространством, заросшим рогозом и камышами. А ведь до нас они совершенно не реагировали на путейщика в ярком жилете, шумно косившего траву вдоль путей!

Берег озерка сплошь завален пластиковыми бутылками и автомобильными покрышками, которые сверху, с дороги, без зазрения совести скидывали водители. Перебравшись под виадуком на другую сторону дороги мы попали уже на другой фрагмент некогда единого природного комплекса. Здесь озеро, лишенное стока, уже основательно зарастало водорослями, мусора было еще больше, идти было неудобно, и мы поднялись на дорогу.

На дамбе виднелись фигуры рыбаков, и, видимо, из-за них, на этом озере птиц почти не было. Мы пошли дальше. К следующей дамбе вниз спускалась дорога, впрочем, быстро закончившаяся. Эта дамба вела к железнодорожным путям, видневшимся впереди. Она, не сказать что густо, но уже заросла облепихой. Облепиху, видимо, с соседних дач сюда занесли птицы. А вот и они – с ближайших кустов взлетела стайка дроздов-рябинников численностью за двадцать особей. Позировать они нам не стали, а удалились на крохотный островок, также поросший облепихой. А над нами вдруг начала кружиться невесть откуда взявшаяся здесь, обалдевшая на открытом пространстве, лесная жительница сойка. Клекая, пролетела парочка воронов, вдалеке болотного луня гоняли сороки, а вокруг, совсем как в конце августа, носились стрекозы, летали бабочки – крапивницы, павлиний глаз, желтянки… И несмотря, на то что все это происходило на фоне индустриального пейзажа – железнодорожные пути, опоры электропередач, мосты, автомобили – все равно было ощущение погружения в природу, общения с ней. Подумалось, какой бы собственный парк Кенрокуэн (один из самых знаменитых парков Японии, созданный в городе Канадзаве – В.Б.) можно было бы здесь разбить, проведя не слишком сложные ирригационные работы, сделав ландшафтное планирование, создав дорожно-тропиночную сеть и очистив территорию от мусора! Какое емкое рекреационное пространство, населенное представителями живой природы, какую «Птичью гавань» можно было бы здесь создать…

Но, похоже,  Ново-Ленинским болотам суждено исчезнуть окончательно. «Производственные нужды» ВСЖД, «острая необходимость» разместить рядом с центром города очередное предприятие – все это реальные угрозы уникальному уголку природы.

А где же будут отдыхать утки во время своих миграций, ведь их сюда, в Иркутск, ведет генетическая память, сформировавшаяся за тысячи птичьих поколений? Где будут отдыхать жители будущего мегаполиса, где наши дети и внуки будут знакомиться с живой природой? На острове Юности? В Центральном парке? Или только по фильмам канала ВВС?

Или все-таки наш инстинкт самосохранения сработает, и мы начнем возрождать родную природу, а не губить ее последние уголки?!

Бережных В.В.