Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Восточный прорыв

Круглов Виктор Кузьмич, председатель Законодательного собрания Иркутской области

Круглов Виктор Кузьмич, председатель Законодательного собрания Иркутской области

Промышленные кластеры - инструмент территориального развития России

Схема вариантов направления ж.д. магистрали Якутск - Берингов пролив

Интервью с Виктором Кругловым, председателем Законодательного собрания Иркутской области

- Виктор Кузьмич, на Ваш взгляд, какие действия необходимо предпринимать для того, чтобы развитие Сибири получило какой-то мощный импульс, приобрело динамику?

- Я бы хотел напомнить, что 16 мая в Иркутске  прошло заседания комиссии Совета Федерации по естественным монополиям. Создать на БАМе особую экономическую зону или территорию с особым статусом предложил председатель комиссии Николай Рыжков по окончании работы выездного заседания комиссии в Иркутске. А  сенатор Совета Федерации от Иркутской области Валентин Межевич уточнил – нужно создавать транспортно-промышленную особую экономическую зону. По его мнению, это будет способствовать развитию северных территорий, находящихся в зоне Байкало-Амурской магистрали. Центром Верхнеленской транспортно-промышленной зоны может стать город Усть-Кут. И это было бы крайне правильным и своевременным решением. При сохранении нынешней ситуации на БАМе, без кардинального улучшения состояния транспортной инфраструктуры Сибири никогда не стать высокоразвитым регионом. Нужны прорывные проекты, и при этом именно транспортные. Такие, как, например, модернизация транссибирской железнодорожной магистрали с ее удлинением за счет транскорейской железной дороги и вывода на Сахалин и далее на Японию. Совершенно необходимы параллельное завершение автомагистрали Дальний Восток - Западная Европа и   сооружение Северо-Сибирской магистрали, восточным участком которой станет БАМ; организация трансконтинентального воздушного моста между Азией и Северной Америкой через Северный полюс, развитие Северного морского пути. Если говорить о более кардинальных проектах, то среди них - сооружение трансконтинентальной полимагистрали Северная Америка - Азия с тоннелем через Берингов пролив. Ведь еще в начале ХХ-го века, по инициативе Североамериканского железнодорожного синдиката, рассматривался проект Сибирско-Аляскинской трансконтинентальной магистрали, и только отставка С.Ю. Витте с поста министра финансов и М.И. Хилкова с поста министра путей сообщения помешали приступить к реализации этого проекта. Напомню, что магистраль должна была начаться в районе Канска (как ответвление от Транссиба), пересечь Ангару и выйти к Киренску. Затем, по левому берегу Лены, дойти до Якутска, где планировалось построить железнодорожный мост. Далее через Верхнее-Колымск магистраль выходила к Беренгову проливу, который предполагалось преодолеть железнодорожным тоннелем, или мостом, до Аляски.

Сегодня трасса могла бы пройти севернее, соединив Нижнее Приангарье в Красноярском крае напрямую с Усть-Илимском, и, опираясь на БАМ, затем действительно выходить на Якутск и далее. При этом и у Якутска появился бы шанс со временем стать мегаполисом, одним из “опорных пунктов освоения», формирование сети которых является необходимым условием развития Сибири, поскольку сегодня социально-экономическое, административно-политическое, культурно-историческое пространство Сибири чрезвычайно фрагментировано.

Но сегодня строительство такой железной дороги должно сопровождаться созданием сетевой инфраструктуры, строительством объектов электрогенерации - атомных  и гидростанций, необходимо максимально эффективно, на основе самых современных технологий, использовать и уголь. Сегодня строительство железной дороги должно сопровождаться строительством современных автомагистралей, аэропортов. Мощная гидросистема Сибири, из препятствия на пути сухопутных сообщений, должна превратиться в  важнейшее звено формирования единой транспортно-инфраструктурной системы Необходимо поднять на новый уровень речные перевозки, и это тоже, по сути, одно из необходимых условий развития Сибири, потому что именно сибирские реки дают нашим регионам выход в Ледовитый океан. И точки пересечения новых магистралей с речными путями должны стать точками роста сибирских территорий. Такими же точками роста должны стать и объекты по промышленной переработке нефти и газа, «зеленый свет» к строительству которых может дать новая Транконтинентальная магистраль.

Т.е., мегапроект ж/д Сибирь – Аляска сегодня должен быть максимально комплексным. И только тогда будет возможен Восточный прорыв, прорыв в будущее для регионов, ныне отделенных от остальной территории страны бездорожьем и огромной стоимостью авиационных билетов.

- Виктор Кузьмич, а где же на реализацию таких, без иронии, проектов века, взять деньги?

- Эти проекты призваны решить, как сказал В.В. Путин в своем послании Федеральному собранию, одну из важнейших задач в экономике –  это устранение инфраструктурных ограничений роста. И решать эту задачу президент предлагает за счет институтов развития, прежде всего Банка развития, Инвестиционного фонда, Российской венчурной компании и других. Он предложил уже в текущем году направить на  развитие инфраструктуры 300 миллиардов рублей. Президент понимает, что сегодня в развитии инфраструктуры в первую очередь заинтересовано государство. И оно должно ее создавать, поскольку вслед за инфраструктурой в Сибирь придет бизнес со своими проектами, и уже тогда, вторым этапом, станет реальностью частно-государственное партнерство.

Понятно, что реализация такого масштабного проекта невозможна и без привлечения иностранных инвестиций и опытных трудовых ресурсов. Не исключаю, что в реализации такого проекта можно было бы привлечь китайских железнодорожных строителей, только что сдавших Тибетскую магистраль, где они получили огромный опыт работы в самых суровых природных условиях, на вечной мерзлоте, с учетом всех экологических факторов. А рассчитаться с ними можно было бы теми ресурсами, на которые и будет выводить Северо-Сибирская магистраль..

- А как же с безопасностью страны – ведь даже американский проект, о котором Вы упоминали, вызвал опасения у значительной части тогдашнего российского общества тем, что американцы взамен претендовали на концессию территорий вдоль Сибирско-Аляскинской трансконтинентальной магистрали аж на 90 лет!..

- Сегодня Россией, в целом мировым сообществом, накоплен огромный опыт международного сотрудничества, который позволит спрогнозировать все риски, сопровождающие такого рода проекты. Но надо иметь в виду, что и нынешняя ситуация с Севером, с Востоком России несет в себе огромный риск того, что, в условиях почти полной транспортной изоляции, восточные регионы, оторванные от остальной территории страны, от Москвы,  плавно «дрейфуют» в сторону Японии, Китая, Америки. Именно мощная транспортная инфраструктура позволит «увязать» всю территорию страны в единое социально-экономическое пространство с более-менее уравновешенными жизненными условиями.

А что касается сотрудничества с Китаем, то В.В. Путин в Томске отметил особое значение в Сибирском округе приграничного и межрегионального сотрудничества: «Это один из мощных ресурсов роста всех сибирских территорий. Просил бы ускорить работу по модернизации приграничной инфраструктуры, а также по совершенствованию правовой базы межрегионального сотрудничества».

- Однажды, в своей статье «Восточный прорыв» - Вы привели слова А.И.Солженицына: “Невозможно представить, что перегруженная планета будет и дальше, и дальше спокойно терпеть запущенную неосвоенность российских пространств”. Что это значит – весь мир претендует на эти самые наши пространства, на наши ресурсы?!

- Это значит то, что России нельзя, имея действительно уникальный ресурсный потенциал, оставаться страной третьего мира, к которым нас сегодня причисляют, исходя из уровня жизни населения. Иначе мы, отстав в своем развитии от мирового сообщества, действительно рискуем потерять наши «неосвоенные пространства», поскольку с нами просто никто не будет считаться. В то же время необходимо понимать, что эти самые пространства являются стратегическим ресурсом следующих поколений россиян, экологическим ресурсом дикой природы для всего человечества,  и поэтому нам надо так выстроить стратегию и тактику их освоения, которые обеспечат, с одной стороны, формирование современной материально-технической базы структурной перестройки нашей экономики и справедливое распределение полученных благ, а с другой – не позволят, выкачав из Сибири все возможное  в ближайшее время, оставить потомкам экологическую пустыню.

То есть, нам придется делиться с мировым сообществом нашими ресурсами, но на такой основе, которая обеспечит взаимовыгодность отношений с ним. При этом я имею в виду не только нефть, газ и лес, но и такие ресурсы, как, например, питьевая вод, запасами которой так богата Сибирь.

Все это должна учесть Стратегия развития Сибири. Ведь Сибирь — это не только зона “рискованного земледелия”, но и зона “рискованного проживания”, требующая от человека особого характера, твердых жизненных принципов, самоотверженности и бескорыстия.