Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Общие сведения


Мы пишем

Прибайкалье в период средневековья

В V—VI вв. южные районы Прибайкалья перешли под влияние тюркских племен тюкю, объединенных в тюркский каганат. Центром восточных тюкю стал бассейн р. Селенги. Их племена занимались скотоводством и торговлей, изготовляли железные изделия. Конница и хорошее вооружение делали тюкю грозной военной силой, исполь­зуемой каганатом для обложения данью соседних народностей, в том числе и прибайкальских.

В VIII в. государство тюкю распалось, а Забайкалье стало цент­ром другого государства - Уйгурского. К середине IX в. уйгуры были разбиты хакасами, имевшими самостоятельное государство в бассейне верхнего Енисея. После поражения уйгуров хакасы основали свою сто­лицу в степном Забайкалье, на р. Орхон. Самостоятельность Хакасско­го государства сохранялась до конца XII в., когда оно было подчинено монгольскому хану Тимучину (Чингисхану), создавшему громадную империю, экономическое влияние которой проявлялось и в Прибайка­лье.

Однако для новой быстро расширяющейся Монгольской импе­рии Прибайкалье и Забайкалье представлялись далекой и бедной се­верной окраиной, особенно в сравнении с южными блиставшими рос­кошью китайскими и среднеазиатскими землями. «Лесные народно­сти» интересовали Чингисхана лишь в плане поставок пушнины и воз­можности контроля торговых путей к Енисею, где в то время сеяли много хлеба, вывозимого мусульманскими и уйгурскими купцами в Мон­голию.

Курыканы.

В VI—X вв. самой многочисленной этнической груп­пой в Прибайкалье были курыканы - далекие предки якутов, народ­ности тюркского происхождения. Они расселились по берегам Байкала, в верхнем течении Ангары, в верховьях Лены, вблизи улуса Шохтой по р. Мурин, по pp. Осе, Куде, Анге, Иде, Илге, на о. Ольхон и в других местах Прибайкалья.

Археологические раскопки свидетельствуют, что основным за­нятием курыкан являлось скотоводство. Они разводили лошадей, круп­ный рогатый скот, овец и даже верблюдов. Для повышения продуктив­ности своих пастбищ курыканы первыми в Восточной Сибири приме­нили искусственное орошение сенокосных угодий. В Кудинской сте­пи, вблизи улуса Харазаргай, сохранились остатки оросительной сис­темы того периода.

Хозяйственная жизнь курыкан не ограничивалась скотоводством. Занимались они звероловством и собирательством. На сохранивших­ся средневековых наскальных рисунках можно увидеть сцены охоты на кабана, лося, оленя. Для заготовки корней съедобных растений при­менялись железные лопатки с деревянными рукоятками.

Курыканы стали первыми земледельцами в Прибайкалье. Возле их поселений археологи встречают следы древней пашни, где выращи­вали просо, пшеницу, рожь, коноплю. Земледельческая культура куры­кан была связана со среднеазиатской. Об этом свидетельствуют на­ходки земледельческих орудий на Унгинском поселении вблизи Балаганска, где обнаружены металлические серпы, каменные жернова, чугунный сошник, свидетельствующий о применении плуга.

Курыканы вели полуоседлый образ жизни. Они владели секре­тами металлургии и кузнечного дела. Возле их поселений обнаруже­но множество плавильных ям и глинобитных горнов, в которых вы­плавлялось железо. Курыканы знали письменность. Их искусство пред­ставлено многочисленными украшениями и предметами быта, найден­ными при раскопках. О высоком уровне культуры свидетельствуют и наскальные рисунки, обнаруженные в верховьях р. Лены у д. Шишки­на, на о. Ольхон, на р. Унге вблизи улуса Нукуты, в долине р. Куды на горах Хашкай и Манхай.

Курыканы выступали на стороне уйгурских племен против вла­сти тюркского каганата, но в X-XI вв. курыканы были вытеснены мон­голами и ушли далеко на север, в район средней Лены, составив основу якутского народа. На их место пришли монголоязычные племена. На скалах у д. Шишкина встречаются резные изображения того периода, которые хронологически следуют за курыканскими рисунками, вос­производя быт монгольских и бурятских кочевников.

Хозяйство и культура курыкан выделялись высоким уровнем раз­вития и самобытностью. Вместе с тем они носили отпечатки тюркской, кыргызской и уйгурской культур, включали в себя элементы хозяй­ственных навыков и культуры народностей Алтая, Енисея и Забайкалья, что свидетельствует о широких контактах курыканских племен При­байкалья с другими народностями Азии.

После ухода курыкан на север основными этническими группа­ми в Прибайкалье стали монгольская, тюркская и эвенкийская, кото­рые впоследствии влились в состав бурят-монгольского и эвенкий­ского народов.

Буряты.

Формирование бурятского населения в регионе нача­лось после падения государства уйгуров и продолжалось в период империи Чингисхана, когда происходило наиболее активное освое­ние степных и лесостепных территорий вокруг Байкала отдельны­ми монголоязычными племенами.

К началу русского освоения хозяйственные и культурные связи между различными племенами укрепились и бурятское население стало этнически более однородным. При этом выделилось несколько основ­ных ветвей: булагаты, эхириты, хонгодоры и хоринцы. Селились они следующим образом: булагаты —вдоль Ангары и ее притоков Оки, Унги, Осы, Иды и Куды; эхириты в верховьях Куцы, Лены и ее притоков Манзурки и Анги; хонгодоры — в южных районах Прибай­калья по долинам Иркута, Китоя и Белой; хоринцы — на западном берегу Байкала в районе р. Бугульдейки и в Приольхонье, большая часть хоринцев проживала в Забайкалье.

Племена селились родами, объединенными в улусы. Объедине­ние прибайкальских племен, в которых главную роль играли эхириты и булагаты, называлось «бурат», что означало «лесные племена» или «лесные люди». Так монголы называли население лесостепных тер­риторий по обе стороны Байкала. Об этом свидетельствуют записки русских исследователей и материалы бурятского фольклора XVIIXVIII   вв.

Первые русские землепроходцы, встретившись в Прибайкалье с добродушным и гостеприимным народом и услышав новое и незнако­мое им слово «бурат», вложили в него свое понятие - «брат», «брат­ский». Именно так стали называться все монголоязычные племена, включая племена ойротов и монголов, расселившихся отдельными груп­пами в Тункинской и Аларской степях. Даже первый русский острог на Ангаре был назван Братским.

Основой хозяйства у прибайкальских бурят к приходу рус­ских было скотоводство полуоседлого типа. Как и курыканы, они разводили лошадей, крупный и мелкий рогатый скот, верблюдов. При­байкальские буряты переняли у курыкан мастерство кузнечного дела и навыки земледелия. Они выплавляли железо, делали из него ору­жие и хозяйственный инвентарь. Бурятские металлические украше­ния для одежды и сбруи пользовались спросом у соседних племен, а впоследствии, на первых эта­пах русского освоения Прибай­калья, охотно приобретались слу­жилыми и торговыми людьми и первыми переселенцами.

Почти все необходимое для своего хозяйства местные племена изготовляли сами. Скотоводство и земледелие доставляли пищу, одеж­ду, материал для устройства жи­лищ. Сеяли просо, гречиху, ячмень. Излишки продукции служили у бурят предметом меновой торговли с эвенками и тувинцами, которые поставляли им пушнину. Существо­вали торговые связи со Средней Азией и Монголией.

Большую роль в хозяйстве бурят играла охота, в которой наравне с мужчинами принимали участие и женщины. Для охоты использовались сложный мон­гольский лук и стрелы с железными наконечниками. Особое значение для меновой торговли имела пушнина. В рукописных памятниках по истории монголов XIII в. на­звание «булагат» или «булагачин» трактуется как «соболевщик».

Эвенки (старое название «тунгусы»).

Эвенкийским племенам принадлежало в Прибайкалье второе место по численности после бу­рятских. Они вели кочевой образ жизни, селились в чумах отдельными семьями или группами семей. Их поселения располагались по берегам Байкала, вдоль Ангары, Лены, Верхней Тунгуски. Мужчины занимались охотой, рыбной ловлей, оленеводством.

Излишки продукции оленеводы и охотники использовали для об­мена и для выплаты дани бурятам. На охоте они применяли лук и рога­тину, петли и самострелы. Женщины выделывали шкуры и шили из них одежду, ухаживали за детьми.

По мнению ряда исследователей (А.П. Окладникова, Г.М. Леви­на и др.), этнографический комплекс, характерный для прибайкальс­ких эвенков, и свойственный им антропологический тип существовали уже у племен, обитавших на Ангаре и Лене в глазковский период, око­ло 3-4 тыс. лет назад. В то время эти племена селились на довольно обширной территории.

К моменту прихода русских местные эвенкийские племена на­ходились на стадии перехода от родового строя к феодализму. У эвенков-оленеводов появилась частная собственность на скот. Охот­ничьи угодья распределялись между семьями, а добыча доставалась отдельной семье, а не всему роду, как это было при первобытнообщин­ном строе. Однако основную роль в управлении родами продолжали играть родовые собрания и шаманы.

Тофы.

К приходу русских эта древняя народность занимала третье место в общей численности населения Прибайкалья. Тофы за­селяли склоны Восточного Саяна в пределах территории современно­го Нижнеудинского административного района. По происхождению и языку они близки к тувинцам. Основу хозяйства тофов составляли охота и таежное кочевое оленеводство. К началу XVII в. родовой строй у тофов распался, хотя сохранялись еще многие его пережитки. Появились богатые и бедные.


Винокуров М.А., Суходолов А.П.
Экономика Иркутской области: В 4 т. - Иркутск:
Изд-во: БГУПЭ, 1998. Т. 1. - 203 с.