Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Белорусы в южном Прибайкалье

С каждым годом всё больше людей интересуется своей родословной, и это замечательно, ведь история каждой семьи – это часть мировой истории и культуры, понимая это, хочется восстановить каждую интересную деталь, жизнь каждого человека, для истории всё важно. Целью данной публикации является узнать: как много  белорусов проживает в нашем районе, когда и по какой причине они оказались  на берегах Байкала, чем занимаются и насколько связаны со своей исторической Родиной, сохраняются ли традиции?

   Как известно, заселялась Сибирь, начиная с 17 века в несколько этапов: казаки – первопроходцы, ссыльные, поселяне добровольцы и выселенные из родных мест, «самоходы». Достоверно известно, что в каждом из этих этапов участвовали и белорусы.

   Собираясь писать «о серьёзном», сомневалась, стоит ли начинать с лирического отступления, и всё таки решилась, надеясь, что мои личные воспоминания напомнят кому то почти забытые воспоминания детства и юности, а вот они то как раз и являются самыми ценными.

   Более 20 лет тому назад я узнала о знаменитом исследователе Яне Домениковиче Черском. Как студентке– художнице, мне с самого начала стало неинтересно просто копировать «красоту неописуемую» окружающих пейзажей, хотелось понять, откуда всё это и как получилось. Геологические исследования Я.Д. Черского для меня  оказались огромным открытием. В результате: вариантом дипломной композиции стал его портрет на фоне  пространственного пейзажа Байкала и Хамар - Дабана, ведь он не раз бывал в Култуке, и я была уверена, стоял именно на этом месте, представляя момент «сотворения». За 20 с лишним лет, сделав огромный круг (чтоб не сказать «крюк»), и уже как руководитель детского кружка краеведения, я вернулась к Яну Домениковичу как к земляку. Может, и не только любознательность привлекла в юности моё внимание, а что то другое -  ведь бабушка моя, как и он -  белоруска, с Витебщины. До 17 лет я слышала дома белорусскую речь и рассказы о «милой Родине», с которой уехала она, когда ей было тоже только 17, и куда стремилась её душа до 95 лет.

   Занимаясь родословными уже не первый год, я всё больше думаю о том, что случайностей не бывает: если человека не устраивает жизнь, работа, отношения – значит, он что-то потерял в прошлом, во время не заметил и ушёл не туда. Уж не корни ли свои? Вспомнила бабушкины сказки, записала воспоминания, съездила на её Родину – стало получше, но чего то не хватало: захотелось узнать и историю, и литературу и культуру Белоруссии, найти единомышленников, понять что то ещё.

   И тут снова совсем неслучайно оказалось, что в Иркутске с 1996 года существует «Товарищество Белорусской Культуры имени Яна Черского», это открытая организация, где всё построено на дружеских, товарищеских взаимоотношениях и направлено на возрождение и развитие Белорусской Культуры. Задачи товарищества мне тоже оказались близки: знакомство с историей и культурой, возрождение национальных традиций, обычаев и ремёсел. Объединение белорусов, в том числе молодёжи, пропагандируя здоровый образ жизни. За 11 лет существования, кроме проведения ежегодных национальных праздников, товарищество принимает активное участие в жизни области и государства, живёт интересной насыщенной жизнью.

   Чтобы было не очень похоже на рекламу, вернёмся к истории белорусов в Прибайкалье, которых во всей иркутской области насчитывается примерно 50 тыс. человек. О белорусах в Култуке упоминается  в книге А.Н.Граниной «Музей у озера»: «Дыбовский находил, что постоянные жители Култука вышли из белорусов», они, кстати, называются среди основателей посёлка,  фамилии к сожалению не указаны. Достоверно же известно из результатов переписи населения 1748года, что в Култуке тогда уже жил разночинец Шульгин и посацкий Богданов, с семьями, кто они были по национальности не известно. Одними из первых жителей посёлка были Бачины, можно предположить, что фамилия белорусская, по метрическим данным - они потомки мещан из Иркутска, что не исключает возможности, появления их в Иркутске в 17 веке с территории Белоруссии. В начале 19 века в Култук приезжают Семёновы, Осинцевы, Димитриевы, Мясниковы, Поваровы, чуть позже Никифоровы, (произношение последних, до сих пор напоминает белорусское).

   А вот интересные метрические данные за 1911год, это время строительства Кругобайкальской железной дороги. Население Култука выросло в 2 раза среди новых жителей примерно третья часть выходцев из белорусских губерний, среди них: мещанка г. Минска А.П.Василевская, крестьянская семья Бернатович из Виленской г., крестьяне И.В.Исайков, И.К.Грибченков, И.Д.Можеев из Смоленской г., крестьянин Ф.И.Левашкевич и Ясючевич из Минской г., крестьянка М.И.Савчук Гродненской г., крестьянин В.Ф.Шатёркин Витебской г., мещанин П.И.Вермейчик и крестьяне А.М.Солдак и А.Н.Нестерук -  из Гродненской, В.И.Швиц из Виленской губернии. Некоторые обзаводились здесь семьями: Г.А.Шавцов  из Могилёвской г. женился на Е.А.Корчагиной, дочери поселенца Слюдянской Волости. Большинство этих фамилий среди современных жителей Култука не встречаются, возможно, их потомки проживают в Слюдянке? Так - же, потомков Белорусов можно встретить во всех населённых пунктах расположенных по железной дороге начиная от п.Байкал до с.Выдрино, не говоря уже о самой  Слюдянке, население которой формировалось именно в этот период в основном из приезжих.