Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Православие вчера и сегодня (Из истории Слюдянского района)

Строящаяся церковь в Култуке Слюдянского района

На протяжении последних лет, в связи со строительством храмов в пос.Култук, с.Тибельти и с.Быстрое на страницах  газеты не раз печатались факты из истории Култукского прихода. Сегодня у нас большое событие: начались службыпока в приспособленном под церковь помещении. В течение месяца напряженной работы руками прихожан с о. Олегом во главе был сделан капитальный ремонт и переоборудование помещения.  Это большая победа , учитывая сколько трудностей пришлось преодолеть.

Думаю, всем интересно будет оглянуться на сто лет назад, в начало 20 века и узнать, как тогда  жилось в поселке,  что изменилось за это время и какие задачи стоят перед Православием в начале 21 века. Понятно, что тема очень велика, непроста и неоднозначна, но некоторые моменты хочется всетаки вспомнить и обсудить с людьми, для кого служение Богу стало не просто профессией, а самой жизнью.

В 1893 году Иннокентий Иванович Чуринов был рукоположен в сан священника при Култукской Николаевской церкви.

Чем было замечательно начало прошлого века? Благодаря резкому скачку в развитии буквально всех отраслей и технологий, строительству Транссибирской маггистрали, перемещению огромных масс населения в Сибирь началось " определенное падение духовно нравственной жизни сибиряков, доля соблюдавших посты неуклонно снижалась, криминальная обстановка в селе ухудшалась на глазах."(1) Указ 1905 года о свободе вероисповедания "подвел печальный итог", как писали "Епархиальные ведомости", многолетним трудам миссионеров. Однако эти обстоятельства и "революционные волнения 1905-1907 годов обратили внимание духовенства на возможность активизации приходской деятельности, как на средство отвлечения от участия в политической борьбе не только прихожан, но и клира. В мелких населенных пунктах церковь с приходской школой была единственным учреждением культуры. Рекомендовалось создавать церковно-приходские советы, братства, попечительства и другие общественные союзы  ради возобновления христианской жизни и укрепления связи духовенства и прихожан. Среди таких обществ были и антиалкогольные союзы. Церковные школы становятся своеобразными культурно-просветительскими центрами, где проводятся воскресные чтения, спектакли, литературно-художественные вечера, концерты, беседы о трезвости, открываются музеи, народные читальни, создаются хоры."(2)

И.И.Чуриновым в Култукском приходе в это время ведется активное строительство: "1903год - сделаны пристрои к Култукской церкви, что придало храму вид креста. 1905 год - построена часовня во имя Святителя и Чудотворца Николая. 1907год - расширена церковь имени Пророка Илии в селе Тибельти, построенная в 1873 году. Пристроена колокольня. Храм приобрел в плане вид креста. 1908 год - построена и освящена церковь Сошествия Святого Духа в деревне Быстрая." "В 1902 году стараниями священника вблизи церкви (в п.Култук) было построено новое специализированное здание церковно-приходской школы. А 1 января 1903 года корреспондент газеты "Восточное обозрение" с восторгом описывал, что "в помещении этой школы, в пользу усиления библиотечного фонда школы,  был устроен по инициативе священника Чуринова литературно-музыкальный вечер, привлекший полный зал публики. 29 декабря служащие железной дороги устроили по его же инициативе для школьников и детей служащих по подписке елку. Как и прошлый год, деревенские дети, не избалованные удовольствиями, с увлечением веселились. Детишки были напоены чаем, наделены сладостями и подарками".(3)

Октябрьская революция, Гражданская война, коллективизация и репрессии,  уничтожение большинства служителей православной веры и миллионов  соотечественников. Вкривь и вкось перепахало недальновидное руководство, то  что было хорошо посеяно. Сегодня, как будто снова мы на том же месте, да нет, - кажется нас отбросило гораздо дальше. У руля воспитания государство, которым, много сделано, но все ли так хорошо, как хотелось бы? Такое впечатление, что у народа вынули душу и он мечется из одной крайности в другую, как петух с отрубленной головой.

 

Л.Аболина - Отец Олег, Чем отличается нынешняя ситуация в жизни Церкви от  той, что была в начале 20 века?  

О. Олег - Нужно уточнить, что в начале прошлого века, такая ситуация сложилась не только  в связи с законом о свободе вероисповедания и революционными событиями, на самом деле причина лежала глубже: в связи с волнениями в среде интеллигенции, шел процесс "омирщвления" самого духовенства, когда многие священники выполняли службы по долгу, а не по вере и убеждению. (Очень хорошо,  этот процесс описан у Лескова в романе "Соборяне" Л.А.) Нынешняя ситуация внешне чем-то похожа на ситуацию в начале прошлого века и задача стоит в сущности та же: это необходимость миссионерского служения. В связи с изменившимся отношением государства к Православию в начале 90х годов, массы  людей бросились в церковь, количество людей, принявших крещение, было очень большое, церковь оказалась не готова к такому потоку и миссионерская работа была упущена. Это сейчас, у нас в епархии очень много молодых священников, за десятилетие количество священнослужителей и приходов увеличилось в десятки раз. Сейчас есть неоходимость в более качественной миссионерской деятельности, особенно в Сибири, так как это и была область миссионерства. Очень точно этот процесс характеризует известная цитата: "Народ крещен, но не просвещен", теперь наступило время просветительской работы. Если в начале прошлого века Транссиб и движущийся паровоз, для впечатлительного народа затмил веру в Бога, породил сомнения, сегодня такой силой являются средства массовой информации. Человеку нужно сделать выбор, но ему просто некогда остановиться и подумать.

Матушка Елена - Как раз об этом, есть интересный случай, похожий на притчу: некогда задумал один старый человек умирать, позвал к себе неверующего сына, и как свою последнюю волю, попросил его в течение сорока дней просто заходить в его комнату и сидеть там по 15 минут. Сын так и поступил, и случилось чудо - он не дождавшись даже 40 дней,  пришёл к православной вере. Нам всем сейчас, из за огромного потока информации, не хватает этих 15 минут, чтобы сесть и подумать. 

 

А как дела обстояли сто лет тому назад? Вот что пишет о людях, состоянии прихода и проблемах  И.И.Чуринов в октябре 1911года:

"Число жителей с. Култука равняется 373 м. п. и 354 ж. пола, кроме того в приходе с. Тибельти с населением в 175 м.п. и 156 ж. п., в котором церковь во имя Святого Пророка Илии, построена в 1873 г., с. Утулик с населением 32 м. пола и 31 ж. п. с церковью, построенной  в 1879г. во имя Святого Пророка Предтечи Крестителя Иоанна, Быстринский пос. с населением 71 м. п. и 64 ж. пола (инородцев) и церковью, воздвигнутою в 1907 г. во имя Святого Духа Господа Животворящего, посёлки Мурино и Снежная мало населённые до 50 чел. оба. Всего в приходе душ 676 м. п. и 624 ж. п. из них инородцев 129 м. п. и 116 ж. пола.

Инородцы Култукского прихода являются коренным христианским населением частию с. Тибельти и пос. Быстринского, отпадений от веры Христианской не было.

Население прихода сравнительно обеспечено материально, отношение его к церкви любовное и к причту тоже, существующие ц.- п. школы являются первыми пионерами грамотности, но население развито благодаря своему положению при тракте и железной дороге. Существует порок – пьянство, в разгуле утрачивается семейное благополучие, наблюдается уклонение от исполнения долга исповеди и Святого Причастия, так: из общего числа населения в 1300 душ у исповеди в этом году не было 705 чел. 396 м. п. и 309 ж. п. более половины, причём есть не бывшие в течение многих лет (до 10). Многие являются к церковным службам только по великим праздникам, объясняют своё отсутствие на Воскрестных службах недосугом – работою. В общем, население мирное.

Сектанства в приходе нет. Богослужение совершается неукоснительно.     ола, кроме того в приходе с.

К искоренению пороков принимаются меры. Ведётся проповедь, в которой раскрываются истины веры Христовой, ведутся и катехизические поучения. Слово Божие преподаётся прихожанам неукоснительно – почти за всеми службами, проповедь стала частью богослужения (литургии).

Школа в Култуке открыта в 1893 году, с настоящего учебного года открыто 2 класса, число учащихся 75 чел. (42 мальч. и 33 девочки) при двух учительницах. Есть школа ц.п. и в с.Тибельтинском с числом учащихся до 20 чел. , 1 учитель.

Насколько возможно оказывается влияние на прихожан и через школу, как через изучение Закона Божия с желанием проведения его в жизнь, так и укоренением добрых навыков к молитве, посещения Храма Божия и благоповедении. Дети поют в школе и храме – хорошо под управлением псаломщика."(4)

 

О. Олег - Продолжая начатую тему, можно сказать, если уж в прошлом веке было некогда, то тем более современному человеку еще более некогда остановиться и подумать, информативная волна настолько велика, что мы подобны тому мужику, что стоит разинув рот, увидевши паровоз, Но с другой стороны, наше время очень удивительно: оно по силе откровения человеку равно апостольским временам. Современный человек делает очень много открытий, таких, которые богомольным бабушкам были известны с младенчества. И люди приходят к Богу и храмы наполняются.

Л.А. - Вы приехали жить и работать в Култук, какое у вас впечатление от поселка сегодняшнего, какие видятся проблемы?

О. Олег - Первое богослужение прошло скромно и незаметно. Очень хорошо почувствовалось, что истосковавшиеся по вере люди ждали Православного служения и в то же время была заметна некоторая осторожность. По тому как осторожно люди приходили и спрашивали: кто мы и что за служба, видно было,что здесь прошло много различных конфессий.  И когда узнавали, что храм православный и все делается с благословения Владыки Вадима, происходило  светлое озарение:"наконец-то нас не обманули!" Одна женщина даже несколько раз повторила: "ой, хорошо если все это серьезно." Первая литургия прошла и будет проходить постоянно. Нить, которая была прервана более 70 лет назад, восстановлена. Видимо православная жизнь Култука была настолько насыщена, что здесь остались не только корни, но и побеги, дух в людях остался, а всякая  душа по природе христианка и она стремится к Богу.

Л.А.  - М. Елена, что бы Вам хотелось добавить?

М.Елена  - Нам очень близки мысли известного русского религиозного философа и духовного писателя И.А.Ильина. Он пишет о том, что нельзя прожить без любви, нужно выбирать,  а любовь, это и есть способность выбирать. Если выбираешь любовь к Богу, то она даст всё остальное: любовь к детям, любовь к близким и любовь к Родине. Взрослые люди как и дети воспитанные без любви,  не могут выбирать между хорошим и плохим, им все равно как жить и это страшно. У людей пришедших к Богу  жизнь налаживается, они по другому начинают смотреть вокруг и вокруг себя распространяют любовь.       

Л.А. - Мне очень понравились ваши ответы, я думаю, что всем, кто их прочтет, будет о чем подумать хотя бы 15 минут и это уже хорошо. Это значит , что  храмы строятся не зря, что они наполнятся содержанием и наполнятся людьми. Хочется отдать должное и поблагодарить председателя приходского Совета  В.П. Куренкова. То что уже сделано и делается по постройке храмов и приютов - это только благодаря его вере, энергии и стараниям. Это ему удалось привлечь к строительству людей неравнодушных, заинтересованных в судьбе будущего поселка, ведь борьба идет за сохранение исторических корней, за душу народа, за души детей, о которых  многие забыли в погоне за  внешними атрибутами успеха и деньгами.   

- Валерий Павлович, понятно, что время для строительства не самое благоприятное, как Вам удаётся все успевать и неуклонно продвигать в нужном направлении? Какие резервы Вы планируете привлечь и на что рассчитываете?

В.П. - Уже много лет служение Богу стало делом моей жизни и Господь доверил мне нести очень тяжелый крест и помогает нести этот крест. Есть такие золотые слова: "Храмы строит Господь, через нас, людей". Молюсь сам, о помощи Божьей, молится Владыка Вадим, монахини Знаменского монастыря, постоянно произносятся молитвы о помощи в монастырях  Святой Руси: Троице - Сергиева Лавра, Свято - Троицкий Дивеевский монастырь, Оптина Пустынь, Псково - Печерский монастырь и других свяынях России. Это только по их молитвам, при огромном противлении строительству, проделан огромный труд. Сейчас одновременно строятся два храма: Свято - Никольский в п. Култук и храм Сошествия Святого Духа в д. Быстрая, полностью подготовлен фундамент для храма Пророка Божия Илии в с. Тибельти. Во всех населенных пунктах очень много людей, помощников строительства храмов, детских попечительских приютов и домов милосердия. Недавно я был делегатом казачьего войскового круга, прошедшего 3 октября в г. Братске. Почувствовалась казачья сила, духовные корни которой в  православии, это дружба, это взаимовыручка, на помощь казаков станицы и округа я надеюсь и уже сейчас эта помощь есть.

Да, исторически сложилось так, что первыми в Сибирь пришли отряды казаков (в составе которых были и священники), ими были построены остроги и зимовья, за ними пришли крестьяне и прочий мастеровой люд. На территории нашего района казаками было построено Култукское зимовье , затем Тункинский острог, где и находилась довольно долго (до 1852 г.) для култучан их приходская церковь. На момент образования своего прихода, состояло село Култуцкое из 25 дворов крестьян и 5 дворов "ясачнокрещеных".  Село Тибельти, хотя и основано было крещеными  инородцами, выполняло тогда роль Казачьей заставы,  называлось: станица Тибельтинская  и состояло из 12 дворов казаков, 5 дворов крестьян и 14 дворов "ясачнокрещеных". Казачьими корнями могут гордиться потомки Визгуновых, Шалониных, Пьянковых, Кузнецовых, Бобковых, Ереминых, Усольцевых и  Лифантьевых, их предки были первыми Тибельтинскими казаками. Село Быстрое обязано своим появлением почтовой станции,  семьи Асламовых и Деминых были ее первыми жителями. И это замечательно, что казаки стараются сохранить свои лучшие традиции и болеют душой за свою малую Родину. И мы с Вами, Валерий Павлович, (как потомки станичных казаков Визгуновых), внесем свою лепту в возвращение христианской веры и постараемся сделать все, что в наших силах по строительству храмов в нашем огромном Култукском приходе, который по сути  является южным форпостом Православия нашей Иркутской епархии.

                                                                                                                                                                                

Л.А. Аболина.

 

Примечания:

1 - Наумова Н. Духовенство Иркутской губернии в начале 20 века.\\ ж.Тальцы №2(18) 2003 г.  

2 - Там - же.

3 - Снопков С. Священник Култукской Свято-Николаевской церкви Иннокентий Иванович Чуринов  ж.Тальцы №2(18) 2003 г.

4 - ГАИО, ф. 50, оп. 6, № 261 Отчет И.И.Чуринова.