Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Владыка Евгений в Киренском уезде. 1913 год

Жуть берет, когда представишь себе все прелести путе­шествия по Киренскому уезду

Н.А. Пономарев. Поездка преосвященного епископа
Евгения в Киренский уезд в июне - июле месяцах 1913 г.
Иркутск. 2007. С. 230. (составители Крючкова Т.А., Шинковой А.И.).

Сохранены особенности написания географических названий, отдельных слов, некоторые особенности орфографии и пунктуации.

Жуть берет, когда представишь себе все прелести путе­шествия по Киренскому уезду. Это жутко мне — сибиря­ку, а что же должен был чувствовать Владыка — пришлец России, уроженец Москвы… Когда он совершал свое про­должительное и многотрудное путешествие, перенося все­возможные лишения на пути [фото 135], недосыпая, недо­едая, подвергаясь резким переменам погоды, что нередко весьма чувствительно отражалось на состоянии его здоро­вья, особенно горла. Были дни, когда, по болезни горла, он едва мог говорить, однако не оставил ни одного селения, ни одной деревни без богослужения и пастырского назидания (молебны почти везде совершались с акафистом1 покрови­телю Сибирского края Святителю Иннокентию2). Поистине совершен Владыкой подвиг апостола…По заранее составленному маршруту поездка распреде­лена была на весь июнь, июль и часть августа месяца, с объездом района в 6420 верст, в пределах трех благочиний3 Киренского уезда. Когда составлялся маршрут, Владыка сказал: «Нужно составить маршрут так, чтобы я мог по­сетить все села и деревни Киренского уезда, посетить все церковные и министерские школы и во всех храмах и при­писных молитвенных домах помолиться вместе с вверенной Богом паствой». И такое едва, можно сказать, преодолимое намерение Владыка исполнил почти в точности, не посе­тив лишь всего два прихода, за невозможностью проезда; посетил такие места, где Преосвященный был лет 20–25 тому назад, и даже такие — где Архиерей не бывал совсем, как напр., по р. Киренге, некоторые деревни и села по р. Ангаре, Илиму и Лене. Бывалые люди и видавшие виды положительно удивлялись намерениям Владыки, когда узнавали об его бесповоротном решении побывать во всех темных уголках далекого Киренского уезда и решительно не советовали ему пускаться в столь далекий и рисковый путь, указывая на убийственные пути сообщения, отсутс­твие медицинской помощи, возможность местами голодовки (в действительности это подтвердилось: однажды во всей, сравнительно большой, деревне по Лене не могли достать себе даже картофеля…), массу мошки, комаров и проч. Но Владыка остался непреклонен… «Господу содейству­ющу, — говорил он, — совершим мы свой нелегкий путь. Нужно же знать, как течет жизнь насельников-христиан мало ведомого культурному миру Киренского края и вне­сти им луч света Христова»… И действительно, слова свои Владыка во все время путешествия исполнял свято, несмот­ря ни на какие препятствия, встречавшиеся в пути, несмот­ря на свое не особенно крепкое здоровье и особенно болезнь горла, которая воистину является крестом его жизни… Бо­рясь с болезнию и мужественно мирясь со всеми неудобства­ми пути, Владыка постоянно помнил то дело святое, ради которого предпринял едва посильный труд. Приходилось в некоторые села прибывать ночью. Храм залит огнями, село не спит, на берегу все — и старый и малый, матери с грудными детьми — ждут выхода дорогого гостя. Впечат­ление пасхальной ночи… настроение приподнятое, радост­ное. С удивительным вниманием все выслушивают молебен и акафист, и положительно толпа безмолвствовала, когда Владыка говорил свое властное Архипастырское слово… Замечательно он говорит: свободно, просто, но сильно и вразумительно, заставляя трепетать слушателя-грешника. Главной темой его было раскрытие учения о спасении чрез Иисуса Христа, затем — подражание святым, в честь ко­торых построены храмы, а также на темы злободневные, как, например, о пагубности пьянства. Особенно сильны и жгучи были речи его в приходах с ссыльным политическим элементом, раскрывавшие слушателям всю суетность соци­альных утопий, настолько сильные, что оставляли глубо кие следы в огрубелых сердцах самих политических, по их собственному признанию.

После богослужения во всяком храме и часовне раздава­лась народу религиозно-нравственная, а где было нужно и противосектантская литература, евангелия, псалтыри, жи­тие и литографир[ованные] образки Святителя Иркутского Иннокентия, нательные образки и крестики. В общем, всего роздано очень много: одних крестиков, наприм[ер], более 10 000, литературы 3 ящика, 1 ящик евангелий на русском языке, около тысячи образков Св. Иннокентия и несколь­ко сотен его жития. Нужно было видеть ту духовную ра­дость пасомых, которая рисовалась на их лицах, когда, получив благословение Владыки, они получали от него на память — кто образок, кто Евангелие, кто крестик и т.д. Везде Владыка тщательно осматривал здания храмов и ча­совен, делая весьма ценные указания, где это было нужно, по вопросам ремонта, пополнения икон, библиотек церков­ных и под. В случаях крайней бедности Владыка от чисто­го сердца делал денежные пожертвования то на постройку храма, то часовни и т.д., доводя эти жертвы в некоторых случаях до 100 руб., что при его скромном годовом бюд­жете нельзя не признать весьма щедрым… Осмотрев храм, Владыка направлялся обязательно в школу, какая бы это школа ни была — министерская или церковная, где про­изводил испытания собравшимся ученикам по всем пред­метам, затем осматривал школьную библиотеку, обращая главное внимание на отдел религиозно-нравственный; везде настаивал обязательно иметь полное житие святых и чтобы каждый учащийся непременно знал житие своего тезоиме­нитого святого, а то в одной школе (МНП4) на вопрос Вла­дыки к одной девочке — когда она бывает именинница, она ответила: «на третий день Пасхи»; в другом министерском училище ученик сказал, что день его Ангела бывает за два дня до Пасхи и мн. под.

Затем производилась тщательная поверка церковных документов, сумм, свеч и проч. церковных материалов. Владыка вникал во все и делал нужные разъяснения и указания по разным вопросам приходской жизни. В доме священника, в простой задушевной братской беседе со своей духовной паствой и братией Владыка интересовался общим состоянием прихода в отношении религиозно-нравс­твенном, просветительном, в отношении взаимообщения пастыря с паствой, исполнения последнею ее христианских обязанностей, в отношении благотворительности, трезвости прихода и под., преподавая Архипастырские советы и ука­зания со свойственной ему находчивостью, деловитостью и серьезностью. Особенно много ценного Владыкой было высказано в столице Киренского уезда — г. Киренске, где к его приезду был собран благочиннический съезд духо­венства по вопросу о возрождении прихода, поднятии де­ятельности пастыря, религиозно-нравственной жизни при­хода и под. Владыкой рекомендована усиленная проповедь вообще, проповедь катехизическая и проповедь-беседа, как научение церковному обряду и дисциплине; усилен­ная школьная деятельность, богословское самообразование пастыря, добрый пример его в приходе и т.д. Много и убежденно говорил Владыка в приходах по вопросу необ­ходимости борьбы с пьянством, везде располагая заправил деревни объявить этому злу беспощадную войну, открывая общества трезвости, противо-алкогольные чтения с пока­зыванием туманных картин, служение в праздничные дни молебнов с акафистами для отвлечения народа от разгула, устройство с трезвенниками паломничеств и под. Хотелось слушать Владыку без конца… А простота его в обращении невольно располагала к нему всякого, и каждый смело делился с ним своими жизненными наблюдениями и опы­том по всяким вопросам приходской жизни. Его желание помочь всякому располагало идти к нему со своим горем, нуждой и скорбями, и приходившие находили у него утеше­ние, ободрение, поддержку, часто и материальную. Но где нужно было, Владыка был строг; особенно, когда замечал за кем-либо из священно- и церковно-служителей нерадение к делу Божию, непослушание со стороны младших членов пастырю, озлобленность во взаимных отношениях клири­ ­ков, делая строгие выговоры; еще строже было его отноше­ние к членам клира нетрезвенникам.

Посещать Владыка не гнушался и низшую братию — диаконов и псаломщиков, влазя в их убогие, низкие лачуги. Где замечал неустроенность, тотчас же обращался со словом увещания к прихожанам, прося их внимания к нуждам при­чтов, на что везде получал обещание, что желание его будет исполнено. В селах, где при церковно-приходских школах не было попечителей, Владыка старался найти кого-либо в своем присутствии, и это, за исключением разве одного-двух случаев, всегда удавалось. Ничто не ускользало от зоркого взора Владыки, и во всем он умел разобраться, всему дать верную оценку, все устроить, направить, куда нужно… Приходилось удивляться его тактичности, знанию людей и жизни, его умению все сделать, никого не обижая, наоборот — поощряя и располагая к духовному деланию и созиданию…

Примечание:

1 Акафист (греч. «акафистос гимнос» — «неседальный» гимн, т.е. гимн, который поется стоя) — одна из форм хвалебного цер­ковного песнопения. Акафист состоит из 12 двойных песен — пос­ледовательно чередующихся икосов и кондаков. В кондаке излагает­ся догматическое или историческое значение празднуемого события или лица, в икосе заключается более пространное развитие темы, содержащейся в кондаке. Акафист выражает собой догматическое и поэтическое созерцание чуда, это как бы словесная икона свя­щенного лица или благодатного события.

2 Святитель Иннокентий (Кульчицкий), чудотворец, пер­вый епископ Иркутский и Нерчинский (около 1680–1731). Образование получил в Киевской духовной академии, ко­торую окончил в 1706 г. Через 2 года принял монашеский постриг в Киево-Печерской лавре. В 1910 г. был переведен в Москву для преподавания словесности в Славяно-греко-латинской академии, затем вызван в Петербург, где 4 марта 1721 г. посвящен в епископа Переславского и назначен гла­вой Пекинской духовной миссии. Но в результате интриг не был принят китайским правительством. 15 января 1727 г. был определен главой вновь организованной Иркутской епар­хии, которой руководил 4 года. Скончался 27 ноября 1731 г. и был похоронен в Иркутском Вознесенском монастыре. В 1764 г. были обретены его мощи. Указом Синода от 1 декабря 1804 г. был причислен к лику святых с установлением 26 но­ября (9 декабря по н. ст.) днем его памяти, так как 27 ноября, в день его преставления, отмечается праздник Знамения Пре­святой Богородицы. Мощи святителя Иннокентия Иркутского ныне хранятся в Знаменском соборе Иркутска.

3 Благочиние — часть епархии, объединяющая группу прихо­дов и церквей, находящихся в непосредственной близости друг от друга. Возглавляется благочинным, назначаемым архиереем. Границы благочиний и их наименование определяются правящим архиереем совместно с епархиальным советом.
4 МНП — Министерство народного просвещения.

 

На сайте www.pribaikal.ru
публикуется с разрешения издателя
Архитектурно-этнографического музея «Тальцы»

Книга издана при финансовой поддержке 
Государственного архива Иркутской области