Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Киренский уезд в записках иркутского священника Н.А. Пономарева. 1913 год

Дорога поч­ти сплошь — ямы и бугры, ямы, в которых колесо вязнет до оси, бугры, от которых телега опрокидывается на бок, путешествие совершается с быстротою по 4–5 вер[ст] в час

Н.А. Пономарев. Поездка преосвященного епископа
Евгения в Киренский уезд в июне - июле месяцах 1913 г.
Иркутск. 2007. С. 230. (составители Крючкова Т.А., Шинковой А.И.).

(Сохранены особенности написания географических названий, отдельных слов, некоторые особенности орфографии и пунктуации).

Киренский уезд — это самый отдаленный угол Иркутс­кой епархии, разбросанный на территории в 411 000 квадр. верст, с 55 000 челов. жителей обоего пола. С юга граничит он с Верхоленским уездом, с юго-запада — с Нижне-Удин­ским, с севера и северо-востока — с Якутской областью, с запада — с Енисейской губернией, с востока — с Якутской и Забайкальской областями. Угол малокультурный, дикий даже в мнении сибиряков; природа сурова: зимой глубокие снега, ураганы, морозы до 45о по Р[еомюру]; летом — ожив­шие после зимней спячки леса кишат медведями, сохатыми, миллиардами мошки и комаров, которые заставляют людей прятаться в душные сетки, а животных нередко заедают на­смерть. Пути сообщения убийственны. Чтобы посетить жи­лые места уезда, нужно сделать более 6000 верст, при самых разнообразных способах передвижения. Из них — наилуч­ший по р. Лене пароходом; где же пароходы не рейсируют, как по р.р. Илиму, Киренге, Ангаре (ниже порогов), Ниж­ней Тунгузске, там сообщение на лодке, вниз по реке — на гребях, вверх — тяга бечевой, с постоянными приключени­ями: то бечева западет между камнями, то оборвется, то шивера или порог, где приходится выходить из лодки и идти пешком по берегу, пока поднимут лодку по реке; есть места, где тяга бечевой совершается около отвесной ска­лы в глубь реки при неимоверно быстром течении, лодка укрепляется за дерево или камень, а бечеву на маленькой лодочке (стружке) длиной саж[еней] 30–40 везут вверх, здесь конец ее привязывается за что-либо: дерево, камень и под[обное], тогда лодка поднимается по бечеве до ука­занного места и закрепляется, бечева провозится дальше, а за нею потом лодка и т.д. Путешествие не из приятных: в раннюю весну около берегов горы льда, которые под­таивают и рушатся, в ненастное время — с гор и скал нередко катятся каменные глыбы весом в несколько сотен пу­дов, — тут пощады не жди… В верховьях речушек — Илима, Киренги, Нижней Тунгузски — путешествие совершает­ся на мелкосидящих небольших лодочках; деревянные из них, могущие вместить двух-трех седоков, почитаются за экипаж весьма удобный и роскошный; обыкновенно же со­общаются на лодочках берестяных, очень чувствительных к малейшему движению седока и весьма опасных для не­опытного пловца; но такая «душегубка» имеет и свои до­стоинства: в течение часа на ней возможно совершить около 15 верст; седок сидит, поджавши ноги, а ямщик, стоя в кор­ме лодки, толкается двумя шестами. При переездах через горы — сообщение на экипажах. Но что это за экипажи? И что это за пути сообщения, особенно в Илимском крае? Это нечто ужасное! Экипажи — простые четырехколесные телеги, на которых каждый бугор на дороге, каждая ямочка — дают вам о себе знать, а есть блаженные местечки, где дорога поч­ти сплошь — ямы и бугры, ямы, в которых колесо вязнет до оси, бугры, от которых телега опрокидывается на бок, путешествие совершается с быстротою по 4–5 вер[ст] в час [фото]. Из кустарника вас приветствуют миллионы мошек и комаров, наполняя ваш рот, уши, нос, беспощад­но кусая, приходится на руки одевать длинные кожаные перчатки, а лицо и шею плотно укрывать тюлевой или волосяной сеткой, одеваемой на шляпу и опускающейся по шею и даже по пояс. Есть и такие местечки, где сооб­щение возможно только верхом на лошади на несколько десятков верст, нередко или при жаре в 30–40о, или под проливным дождем. Чтобы сделать немного сносным такое передвижение, приходится заблаговременно, отправляясь из города, запасаться удобным седлом. Медицинские пун­кты очень редки: на весь громадный уезд врачей всего человек 5 и несколько больше фельдшеров; в силу этого запасаешься медикаментами и разными инструментами и приспособлениями для лечения.

 

На сайте www.pribaikal.ru
публикуется с разрешения издателя
Архитектурно-этнографического музея «Тальцы»

Книга издана при финансовой поддержке 
Государственного архива Иркутской области