Иркутская область : главная
Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

"Большая Евразия"  цивилизационный проект, устремлённый в будущее.
Вход

Новости, статьи

Об инженере путей сообщений А.Н. Пушечникове - строителе железнодорожных мостов через Иркут (к 160 – летию со дня рождения)

Пушечников Александр Николаевич

Пушечников Александр Николаевич

Деревянный железнодорожный мост через Иркут. Фото 1898 года

Деревянный железнодорожный мост через Иркут. Фото 1898 года

Проект стального моста через Ангару. Инженеры Н.А. Белелюбский, Н.Н.Соколов, А.И.Верблюнер

Проект стального моста через Ангару. Инженеры Н.А. Белелюбский, Н.Н.Соколов, А.И.Верблюнер

В адрес сайта «Прибайкалье» 13 октября 2010 г. пришло обращение от Константина (г. Орел) следующего содержания: «Прошу Вас помочь мне с подбором фото "старого моста" через Ангару. Дело в том, что я являюсь родственником А.Н. Пушечникова и собираю материал о его труде. В частности, интересны фото моста и порталы тоннеля через Яблоневый хребет. Если возможно, иные сведения. С уважением, Константин».

На это письмо отвечает председатель Иркутского общества «Родословие» Наталия Сергеевна Пономарева.

 

Биографические сведения

«Инженер путей сообщений А.Н. Пушечников родился в г. Орле 31 октября 1850 г. в семье потомственного дворянина. В 1876 г. Александр Николаевич получил диплом инженера путей сообщений с правом производства строительных работ. После окончания института он работал на строительстве Орловско-Грязской, а с 1882 г. на Московско-Курской железной дороге. Здесь он получил первый самостоятельный опыт в мостостроении, восстанавливая разрушенный в результате так называемой кукуевской катастрофы мост. В 1885 г. он назначен на должность начальника службы пути Екатерининской железной дороги. На этой дороге он получил опыт изысканий новых линий к богодуховским и кальмусским угольным копям, а так же к криворожским железным рудникам. В начале 1888 г. по его проектам началось строительство этих линий. В 1890 г. Пушечников вновь получил должность начальника службы пути Закавказской железной дороги, а в 1894 г. его назначили начальником Закавказской железной дороги. Уже с огромным опытом строительства мостов, жилья в горных условиях, улучшения профиля пути А.Н. Пушечников по настоянию министра путей сообщения весной 1895 г. назначен начальником строительства Иркутск-Байкальской ветки и Забайкальской железной дороги. После этого, в 1902 г., он работал на Черноморской, а затем Сучанской линиях, а в 1906 г. вновь вернулся в Иркутск и построил новый железнодорожный мост через Иркут, сэкономив при этом большую сумму казенных средств. Умер А.Н. Пушечников у себя на родине, в г. Орле, в 1916 г. в возрасте 66 лет».

А.В. Хобта, В.Г. Третьяков. История Кругобайкальской железной дороги 1905 –2005: (к 100 – летию сдачи КБЖД в постоянную эксплуатацию. – Иркутск, 2005. С. 88.

 

Строитель мостов через Иркут

В декабре 1890 г. Иркутская городская дума приняла решение о строительстве в черте города двух гужевых мостов: деревянного на сваях через Иркут и понтонного через Ангару. Автором проектов мостов был городской архитектор В. А Рассушин.

Понтонный мост через Ангару был собран и освящен Николаевским 24 июня 1891 г. во время пребывания Цесаревича Николая, который в этом принял личное участие.

Понтонный мост работал до января 1936 г.

9 августа 1891 г. Иркутный мост был сдан в эксплуатацию. Из-за сложного гидротехнического режима реки (наводнения, ледоставы и ледоходы) мост постоянно подвергался разрушениям и, наконец, в апреле 1897 г. его снесло льдом. 

После этого администрация города обратилась к инженеру А.Н. Пушечникову, работавшему на строительстве Сибирского железнодорожного пути с просьбой о проектировании моста для совмещенной езды поездов и экипажей.

Первый железнодорожный деревянный мост начал строиться с 1897 г. и сдан в эксплуатацию 5 августа 1898 г. По назначению он был временным.

Металлический железнодорожный мост, так же по проекту и под руководством А.Н. Пушечникова, начал строиться летом 1906 г. и закончен 15 августа 1907 г., с 1908 г. по нему было запрещено экипажное движение; именно в это время был построен специальный деревянный мост для гужевого транспорта (он существовал до середины 1960-х гг.).

Илл. Деревянный железнодорожный мост через Иркут. Фото 1898 г. С. 71.

А.В. Хобта. Мост через Иркут // Земля Иркутская. 2006. № 1 (29). С. 66 – 71.

А.В. Хобта. Простоял без малого век // Восточно-Сибирский путь. 2008. 6 июня.

 

Проекты металлических мостов через Ангару

А.Н. Пушечников, по сообщению А.В. Хобты – кандидата исторических наук, научного сотрудника музея истории ВСЖД, являлся также автором проекта металлического моста через Ангару (проект не был осуществлен).

А.В. Хобта. Мост через Иркут // Земля Иркутская. 2006. № 1 (29). С. 66 – 71. 

3 марта 1909 г. Городская дума приняла предложение инженеров А.А. Лушникова и Н.И. Крылова на разработку проекта и сметы нам постройку постоянного стального моста через Ангару для трамвайного, экипажного, железнодорожного и пешеходного сообщения при участии профессора, инженера Н.А. Бенелюбского (проект не был осуществлен).

Илл. Проект стального моста через Ангару. Инженеры Н.А. Бенелюбский, Н.Н. Соколов, А.И. Верблюнер. С. 218.

Ю.П. Колмаков. Иркутская летопись 1661 – 1940 гг. Иркутск, 2003. С. 218.

 

Железобетонный мост через Ангару, так называемый Старый Ангарский мост

Железобетонный мост через Ангару построен как памятник В.И. Ленину в 1932-1936 гг. по проекту архитектора И.А. Француза и инженера П.Н. Поликарпова. Начальник строительства и главный инженер Н.А. Холин. Строительство началось в январе 1932 г., оно закончено и открыто грузовое движение 16 декабря 1936 г.

Ю.П. Колмаков. Иркутская летопись 1661 – 1940 гг. Иркутск, 2003. С. 560, 633.

 

Обзор подготовила Н.С. Пономарева

В настоящее время в связи со 160-летием А.Н. Пушечникова музей истории Восточно-Сибирской железной дороги готовит брошюру о вкладе замечательного инженера и организатора А.Н. Пушечникова в строительство и становление путей сообщений Сибири. Сотрудники музея будут благодарны за дополнения к имеющимся материалам.


Также по теме:
Альбом "Александру Николаевичу Пушечникову на добрую память от сослуживцев и товарищей

 

На Байкал

  • Листвянка
  • Ольхон
  • Заказ микроавтобуса в Иркутске

 

 


Иркутская область




 
 

Уважаемые господа! Копирование, тиражирование, иное использование фотографий, статей, размещенных на сайте "Иркутская область : Города и районы", возможно только с письменного разрешения НУК "Экспедиция ИнтерБАЙКАЛ"

 
© 2008-2019  All rights reserved