Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Проблемы России формируются школой

Снова я возвращаюсь к прошедшему 22 марта в Торгово-промышленной палате Восточной Сибири круглому столу «Партнерство бизнеса и образования». Напомню, в круглом столе участвовали руководители крупнейших предприятий региона: РЖД, Иркутскэнерго, АНХК и др. а также ректоры высших учебных заведений региона.

Школа №1 города Шелехова.

Школа №1 города Шелехова. Учительский коллектив в 2006 году.

      Актуальность проблемы профессиональной подготовки кадров не вызывает сомнения – ведь благополучие региона напрямую зависит от развития его промышленности. Разрабатываются грандиозные программы модернизации экономики и производства, а реализовывать, по сути, их сегодня, и тем более завтра – некому! Завтра нас ждут пустые аудитории технических ВУЗов, они и сегодня-то заполнены наполовину…

Слушая проникнутые тревогой за будущее не только своих ВУЗов, но и народного хозяйство страны в целом выступления ректоров иркутских ВУЗов, подумалось, что правильно, что кроме них, кроме заместителей министра экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области  на этом круглом столе присутствовал и замминистра среднего и общего образования региона. Президент ТПП ВС Константин Шаврин на круглом столе  сказал, что "буквально все начинается со станка", но ведь как раз станка-то у нас в школах сегодня не видят. Там, сознательно или нет, но формируют у наших детей отношение к техническим специальностям как к чему-то второсортному, как к уделу тех, кто не нашел себя в юриспруденции, менеджменте и пр. «престижных гуманитарных", в т.н. "легких" профессиях». И  редкие-редкие исключения - такие, как, например, энергоколледж (поддерживаемый Иркутскэнерго, и чей опыт необходимо всячески пропагандировать), железнодорожные лицеи и колледжи ситуацию в целом исправить не способны.
   Российская средняя школа сегодня, мимикрируя под новаторскую и интеллектуальную, получая миллионы под совершенно бесполезные педагогические опыты и проекты, на самом деле является, пожалуй, самым регрессивным институтом нашего общества, воспитывающим карьеристов, неженок, эгоистов и неумех в плане элементарной трудовой деятельности. Воспитательная работа часто или имитируется, или потихоньку  перепоручается церковнослужителям, огромный чиновничий аппарат оградил себя (себя – не детей!!!) от малейших  рисков, связанных, например, с пребыванием школьников на природе, с транспортными перевозками, с производственными рисками в ходе уроков труда и т.д.   Попробуйте сегодня, например, вывезти класс, в котором учится ваш сын или дочь, пусть даже на один день на природу! Замучитесь собирать разрешения… у тех же самых завучей, директоров, районо и облоно… В итоге почти исчез из нашей жизни детский туризм, из которого, в свою очередь, рос самодеятельный и спортивный. Городские дети не знают, и боятся природу, не умеют преодолевать трудностей, с ней связанных. Детский туризм - самый эффективный инструмент физического, экологического, патриотического воспитания и допризывной подготовки, но несущий в себе элементы риска - практически ликвидирован, и это в подавляющем большинстве регионов страны. Добивая туризм, эта же чиновничья надстройка, возглавляемая Фурсенко, следуя инстинкту самосохранения, запретила (еще один показательный пример!) перевозить детей в темное время суток автотранспортом (!), и теперь, например, не знают что делать на Крайнем Севере, где по полгода темно… Чиновники и законодатели, никак ни обеспечив права учителей, взвалили на них невероятную ответственность, завалили их огромными объемами совершенно бесполезной отчетности, отрывая их от реального педагогического и воспитательного процесса, и в итоге самые талантливые из них бегут из школы абы куда, лишь бы избавиться от всего этого. Остальные, кое-как приспособившись, стараются ничем не рисковать, «не высовываться» и не проявлять инициативу – разве только в том случае, когда это «грозит» очередным грантом…
   Так наша школа неосознанно, но мстит государству за низкие зарплаты (в результате которых из нее почти исчезли учителя мужского пола…), за то, что только на словах «славится труд Учителя», за бессердечие по отношению к тем, кто едет (а таких и так критически мало!) работать в деревню, за бесконечное экспериментаторство, за которым, на самом деле, скрывается формализация педагогического процесса, наконец – за пресловутое ЕГЭ... 
   Может быть, Иркутская область и станет тем регионом России, где, наконец, начнет формироваться та Школа, которая и нужна нашей стране? Стране, а не чиновникам.

    P.S. На тот случай, если кто-то решит обвинить меня в клевете на все учительское сообщество, сообщаю: моя мама 40 лет преподавала историю в школе, и я хорошо знаю цену учительского труда. Я знаю о тех педагогических коллективах, которые и в ситуации повсеместной бюрократизации  сумели сохранить лучшие традиции русской и советской школы, читаю и о ярких представителях нашей российской школы. Но общая ситуация со школьным образованием, и, как её следствие - с подготовкой профессиональных кадров ВУЗами - у нас в стране представляется действительно критической.

 

Владимир Бережных,

редактор журнала «Прибайкалье»