Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Василий Павлович Ледовский : Парень с рабочей окраины

Фото 1. Василий Ледовский. 1929 г.

Фото 1. Василий Ледовский. 1929 г.

Фото 2. 1927 г., октябрь. В.Ледовский сидит во 2-м ряду 3-й слева

Фото 2. 1927 г., октябрь. В.Ледовский сидит во 2-м ряду 3-й слева

Фото 3. 1933 г., апрель. В.Ледовский внизу третий справа

Фото 3. 1933 г. «Делегаты Ленинского района и коллектива паровозного депо с руководящими работниками на окружной конференции». В.Ледовский – сидит первый слева, в центре – В.К. Блюхер

Фото 4. 1933 г. «Делегаты Ленинского района и коллектива паровозного депо с руководящими работниками на окружной конференции». В.Ледовский – сидит первый слева, в центре – В.К. Блюхер

Фото 4. 1933 г., апрель. В.Ледовский внизу третий справа

Фото 5. 1935 г., март. В.Ледовский, сидит второй слева, г. Чита

Фото 5. 1935 г., март. В.Ледовский, сидит второй слева, г. Чита

Фото 6.Июль 1936 г. Городок военных строителей

Фото 6. 1937 г., январь – март. В. Ледовский – оперативный секретарь и инспектор Управления НКВД транспорта Восточно-Сибирского края, г. Иркутск.

Фото 7. Командировка в Монголию, 1936 г.

Фото 7. Командировка в Монголию, 1936 г.

Фото 8. Командировка в Монголию, 1936 г.

Фото 8. Командировка в Монголию, 1936 г.

Фото 9. 1937 г., январь – март. В. Ледовский – оперативный секретарь и инспектор Управления НКВД транспорта  Восточно-Сибирского края, г. Иркутск.

Фото 9.Июль 1936 г. Городок военных строителей

Статья опубликована в газете «Восточно-Сибирский путь» 26 января 2007 г.
Предоставлена автором - Наталией Пономаревой

 

В январе наступившего 2007 года исполняется 100 лет со дня рождения В.П. Ледовского. Эта фамилия прочно вошла в обиход жителей района Ново-Ленино, особенно той его части, которая расположена вблизи локомотивного депо Иркутск-Сортировочный. На одном из домов прикреплена мраморная доска, сообщающая, что эта улица названа в честь вожака комсомольской молодежи 1920-х годов. К сожалению, нет ни слова о том, что вся трудовая биография Василия Павловича была связана с железнодорожным транспортом Восточной Сибири.

Короткая и яркая, как падающая звезда, жизнь Василия Ледовского оборвалась в декабре 1939 года, накануне его 33-летия, но, кажется, этих спрессованных мгновений хватило бы на две, на три человеческих судьбы…

 

Отец Павел Иванович и мать Дарья Платоновна, уроженцы Орловской губернии, приехали со станции Чулымская Омской железной дороги на Иннокентьевскую в 1913 году, с ними были их дети – Василий и Катя, младше брата на три года. Глава семьи устроился сторожем и истопником в железнодорожную школу, там же, в школьной ограде, в служебном домике им дали комнату.  Время наступало грозовое: развитие Транссиба требовало большого притока рабочей силы, вместе с этим вблизи купеческого и мещанского Иркутска шло формирование организованного железнодорожного пролетариата, способного защищать свои жизненные интересы не только с помощью забастовок, но и с оружием в руках.

Особенно жестокой и кровавой стала борьба за установление Советской власти с 1918 по 1920 год. Революционные солдаты и большевики-подпольщики, белочехи и колчаковцы, мародеры и беженцы, партизаны и черемховские шахтеры,  каппелевцы и рабочие железнодорожные отряды – кого только не видела Иннокентьевка. Пустели мастерские, застывали паровозы, голод и холод стали спутниками буквально каждой семьи.   Наконец, 10 февраля 1920 года регулярные части выбили остатки белогвардейцев из  пролетарского предместья, а 7 марта в Иркутск вступила Пятая Армия.

В марте же 13-летним подростком Василий вступил в только что основанную комсомольскую организацию. Сколько дел у деповской молодежи, а главное – это помощь старшим товарищам в восстановлении железнодорожного транспорта, и, конечно, борьба за новую жизнь: ликвидация неграмотности, культпросветработа, массовый спорт, субботники по благоустройству поселка и строительству первого рабочего клуба. Особое внимание – детям и безнадзорным сиротам, оставшимся без попечения. Везде успевал энергичный и жизнерадостный парнишка, но, кажется, самым любимым делом была вожатская работа в первых пионерских отрядах, летних лагерях, детском доме «Юный транспортник». Здесь проявились его замечательные организаторские способности («делай, как я!»), и в 1921 году он избран заведующим детским отделом РК ВЛКСМ, затем - секретарем райкома, членом горкома, губкома и иркутского окружкома ВЛКСМ. Несмотря на свои совсем молодые годы, получил партийно-политическое образование в совпартшколе г. Иркутска

В 1924 году от повального тифа умер отец Павел Иванович, у матери на руках, кроме Василия, пятеро детей. Дарья Платоновна заступила на место мужа – истопником в школу (где было 16 печей), старший 17-летний сын стал работать в паровозном депо слесарем, затем помощником машиниста. Любая свободная минута была по-прежнему отдана общественной работе. В мае 1926 года Василий вступил в ряды ВКП(б), но вплоть до 1931 года состоял в ВЛКСМ и работал в первичных ячейках.

Большим событием для него стала учеба на полугодовых курсах паровозных машинистов при управлении Томской железной дороги (в то время к ней относилась станция Иннокентьевская), в декабре 1929 года он получил право управления паровозом. Забегая вперед, надо сказать, что, несмотря на все крутые повороты судьбы Ледовского, специальность железнодорожного машиниста всегда была главной точкой опоры всей его жизни. Однако партия считала, что водить поезда могут и другие, Василий же особо ценен как незаурядный партийный работник. Зав. орг. отделом и секретарь Ленинского райкома, зав. орг. отделом горкома ВКП(б) – вот его освобожденные должности;  член бюро райкома и горкома, член пленума Окружкома, кандидат в члены бюро Вост.-Сиб. Крайкома ВКП(б) – в этих выборных органах Ледовский представлял интересы железнодорожников-партийцев. Даже будучи освобожден на полгода по состоянию здоровья от работы в горкоме ВКП(б), он не лечился на курортах, а вернулся в родное депо, и как прежде, встал  к реверсу паровоза.

С марта 1933 года начинается особо ответственный и тяжелый период жизни Василия Ледовского, было ему тогда 26 лет. Это время отмечено чрезвычайно высокими планами по индустриализации страны, которые необходимо было выполнить во что бы то ни стало. Железным дорогам отводилась определяющая роль в хозяйстве СССР. Военная дисциплина и ударничество – вот первейшие приоритеты в работе транспорта. Жесточайший контроль партия установила, создав в структуре Главного политического управления НКВД Особый дорожно-транспортный отдел (ОДТО ГПУ НКВД). В это подразделение решением бюро крайкома ВКП(б), учитывая его профессиональный опыт, и был мобилизован Ледовский на командную и оперативно-инспекционную работу в Иркутске и Чите. Его непосредственным руководителем стал известный чекист, подпольщик с дореволюционным стажем, прошедший камеру смертников и гражданскую войну, службу в ВЧК и западные погранотряды Советской России начальник УНКВД Восточно-Сибирского края Ян Петерс Зирнис.

Безусловно, документы этого периода, хранящиеся в соответствующих службах,  недоступны до сих пор. Однако в распоряжении автора находится большой альбом с дарственной надписью фотографа В.А.Дерябина: «Василию Павловичу Ледовскому. Восточная Сибирь. Август. 1936 год». На фотографиях без каких-либо опознавательных надписей можно увидеть и самого Василия Павловича, и его сослуживцев по командировке, автомобили, палаточный военный городок, строительство переправы через реку, степные пейзажи, стада, юрты и монголов-пастухов. Как выяснилось позднее, после долгих и упорных поисков, это - видовые фотографии, не содержащие секретных сведений, из отчета об инспекционной поездке Ледовского по обследованию строительства шоссейных дорог в Монголии. Понятно, что в обстановке приближающейся войны советское правительство было чрезвычайно заинтересовано в стратегических путях сообщения.

Насколько опытным и надежным сотрудником являлся Василий Павлович можно оценить по тому, что в марте 1937 года, едва получив назначение заместителем начальника ГУШОСДОР НКВД СССР, Я.П.Зирнис вызвал Ледовского в Москву на работу своим секретарем-инспектором. Но служба на новом месте оказалась недолгой. Машина политических репрессий работала полным ходом. В августе Зирнис был арестован как «немецкий шпион», объявлен «врагом народа» и брошен в застенки Лубянки, позднее расстрелян. Первичная организация ВКП (б) за «притупление бдительности к репрессированному ныне органами НКВД бывшему начальнику УНКВД по Вост.-Сиб. краю Зирнису» исключила Ледовского из рядов партии, он был уволен из НКВД, уехал из Москвы в Иркутск.

С сентября 1937 года Василий Павлович снова машинист депо Иркутск-II, «он является лучшим производственником-кривоносовцем, инициатором вождения тяжеловесных поездов, имеет колонну из шести паровозов. Активный работник в партийно-общественной жизни, жестко борется в депо со всеми безобразиями, за внедрение трудовой дисциплины. В образцовом состоянии содержит свой паровоз, является стахановцем-машинистом». Такая характеристика была дана В.П.Ледовскому для прохождения курсов комсостава резерва НКПС при Военно-транспортной Академии в Москве. Земляки поддержали авторитет своего комсомольского вожака и партийного товарища. Так его карьера вновь стремительно пошла вверх. Конечно, сыграло свою роль и восстановление в рядах ВКП(б) по решению бюро Московского горкома партии, которое пришло в Иркутск только в апреле 1938-го. После окончания курсов с оценками «отлично» по всем предметам Ледовский был назначен уполномоченным НКПС в депо Улан-Удэ, затем – с марта 1939 года начальником 3-го отделения паровозного хозяйства ВСЖД, станция Иркутск-II.

В свои 33 года Василий Павлович был главой своего большого семейства – кроме жены и трехлетнего сына, жили вместе с ним мать, взрослые три сестры и брат. В конце рокового 1939 года, возвратившись из поездки по Кругобайкальскому участку, он тяжело разболелся. На ногах переносил боли и высокую температуру, категорически отказывался обратиться к врачу. В бессознательном состоянии рабочие принесли его в железнодорожную больницу. При диагнозе «тиф» была сделана внутриполостная операция. После он пришел в себя, наступило улучшение, успокоенные родные пошли домой, чтобы приготовить бульон. На следующее утро 8 декабря Василий Павлович скоропостижно скончался.

В газете «Восточно-Сибирская правда» за подписями руководителей ВСЖД и товарищей по работе и партии был опубликован некролог, озаглавленный «Верный сын партии». О проводах в последний путь на только что открытое Ново-Ленинское кладбище – конечно, ни слова… Спустя много лет, после смерти Сталина, уцелевшие в каторге ГУЛАГа и вернувшиеся бывшие заключенные высказали свою версию загадочной кончины Василия Ледовского, которую он, наверняка, предугадывал и не мог предотвратить.

 

Послесловие.

Память о Василии Ледовском жила в устной истории нашего железнодорожного поселка долго, пока были живы его товарищи по комсомолу и партии, ветераны труда. Их стараниями к 50-летию комсомола Ленинского района в 1968 году улица Школьная была названа его именем, поэт и сказочник В.П.Стародумов, несмотря на минувшие десятки лет, в своей книжке так живо описал своего друга-комсомольца, точно видел его только вчера. Однако документальные свидетельства отсутствовали. Обнаруженные сведения в Иркутском государственном архиве новейшей истории были крайне отрывочны и касались лишь лет комсомольской работы. Из консультаций со специалистами Иркутского управления ФСБ стало ясно, что личное дело Ледовского «уехало» вместе с ним в Москву в 1937 году. И так как он не был репрессирован, даже еще живущим родственникам это дело не выдадут для ознакомления. Но судьба распорядилась так, что мне, автору, после долгих лет забвения первой удалось прикоснуться к тоненькой папке, содержащей всего 20 листов, на которой было написано: «Василий Павлович Ледовский. Личное дело. 1938-1939 гг.». Здесь собраны анкеты, собственноручно написанная автобиография, рекомендации, характеристики и другие документы, относящиеся к последнему возвращению Василия Павловича в родной город, в родное депо. Описанный раритет хранится в архиве Управления ВСЖД.

В заключение хочу отметить, что эта статья возникла из моего горячего желания рассказать современникам о замечательном человеке, парне с рабочей окраины – Василии Ледовском.

 

Подписи к фотографиям:

 

Фото 1. Василий Ледовский. 1929 г. 

Фото 2. 1927 г., октябрь. Подписано В.Ледовским: «Ленино-Свердловская делегация на окружном совещании секретарей ячеек Иркутского округа». (В.Ледовский сидит во 2-м ряду 3-й слева, в то время слесарь депо Иркутск-II, член пленума окружкома ВКП (б).) 

Фото 3. 1933 г., апрель. Подписано В.Ледовским: «г.Иркутск. Коллектив ОДТО ОГПУ у подшефного паровоза К 343» (В.Ледовский внизу третий справа, в то время помощник начальника Особого дорожно-транспортного отдела ОГПУ). 

Фото 4. 1933 г. «Делегаты Ленинского района и коллектива паровозного депо с руководящими работниками на окружной конференции». В.Ледовский, машинист депо, член бюро горкома ВКП (б) – сидит первый слева, в центре – В.К. Блюхер, командующий Особой Краснознаменной Дальневосточной армией. 

Фото 5. 1935 г., март. Подписано В.Ледовским: «Совещание по строит./ельству/ при Управлении Забайкальской железной дороги. Рядом Чаговец – застрелился через 10 дней». (В.Ледовский, сидит второй слева, в то время оперативный уполномоченный Дорожно-транспортного отдела ОГПУ, г. Чита). 

Фото 6. «Командировка с целью ознакомления со строительством шоссейных дорог. Монголия, Улан-Батор и Ундур-Хан,  в июле 1936 г.». Городок военных строителей.  

Фото 7. Командировка в Монголию, 1936 г. В составе экспедиции было два автомобиля: легковой для инспекции НКВД и грузовой с горючим. 

Фото 8. Командировка в Монголию, 1936 г. июль 1936 г. – возможно начальник Особого отдела Главного управления госбезопасности НКВД Забайкальского военного округа Иван Петрович ЗИРНИС. 

Фото 9. 1937 г., январь – март. В. Ледовский – оперативный секретарь и инспектор Управления НКВД транспорта  Восточно-Сибирского края, г. Иркутск.