Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

“...Историко-культурной ценностью не обладает” (об Иннокентьевском поселковом училище)

Общий вид бывшего Иннокентьевского поселкового училища, г. Иркутск

Общий вид бывшего Иннокентьевского поселкового училища, г. Иркутск

Коллектив преподавателей училища, среди них на переднем плане слева в профиль инспектор училища В.Н. Истомин, второй справа священник К. Попов. 1914-1919 гг.

Коллектив преподавателей училища, среди них на переднем плане слева в профиль инспектор училища В.Н. Истомин, второй справа священник К. Попов. 1914-1919 гг.

Ученики училища и инспектор В.Н. Истомин. 1914-1919 гг.

Ученики училища и инспектор В.Н. Истомин. 1914-1919 гг.

На уроке. В.Н. Истомин. 1914-1919 гг.

На уроке. В.Н. Истомин. 1914-1919 гг.

Визитка Инспектора Иннокентьевского высшего начального училища Венедикта Николаевича Истомина. 1914 г.

Визитка Инспектора Иннокентьевского высшего начального училища Венедикта Николаевича Истомина. 1914 г.

Ученики училища, среди них первая в верхнем ряду справа Мария Максимова. 1917 г.

Ученики училища, среди них первая в верхнем ряду справа Мария Максимова. 1917 г.

Ученица училища Мария Максимова. 1918 г

Ученица училища Мария Максимова. 1918 г

Бывшая ученица училища Елизавета Ивановна Протопопова. 1939 г.

Бывшая ученица училища Елизавета Ивановна Протопопова. 1939 г.

Западный фасад здания во время реконструкции. 1970 г.

Западный фасад здания во время реконструкции. 1970 г.

План реконструированного здания с указанием исторической планировки на 1934 г.

План реконструированного здания с указанием исторической планировки на 1934 г.

Левое панно. 2005 г.

Левое панно. 2005 г.

Западный фасад Иннокентьевского училища. Панно выполнили художники В. и Н. Шичковы. 2005 г

Западный фасад Иннокентьевского училища. Панно выполнили художники В. и Н. Шичковы. 2005 г

Правое панно. 2005 г.

Правое панно. 2005 г.

Фрагмент левого панно. Автор статьи Н. Пономарева. 2005 г.

Фрагмент левого панно. Автор статьи Н. Пономарева. 2005 г.

“Историко-культурной ценностью не обладает” - эта формулировка в экспертном заключении органов охраны памятников о значимости здания обрекает старый дом на медленное, беззащитное “умирание” или стремительный снос  под натиском агрессивных “архитектурных” монстров.

Сопротивляясь напору современности, краевед стремится разыскать и архивные документы, и газетную хронику, и свидетельства очевидцев, собрать воедино собственные воспоминания, составить рассказ, чтобы сохранить память о событиях, людях, зданиях - об уходящем времени...

Немного уголков осталось в Ленинском районе г. Иркутска, которые напоминают о годах возникновения и становления населенного пункта с названием Иннокентьевка.

 

Великий Сибирский путь, это воплощение государственной необходимости и державной воли, пронизывал просторы империи, иногда оставляя далеко в стороне старейшие города и села, иногда приближаясь к ним, а чаще всего - давая работу и жизнь новым поселениям.

Так, в 1894 г. в 7 верстах от Иркутска на обширной незатопляемой равнине в долине Иркута началось сооружение крупной товарной станции. Первоначально станция называлась “Скитом”, так как располагалась вблизи обители монахов-отшельников Вознесенского монастыря и на его отчужденных землях. В 1899 году при станции, названной “Иннокентьевской”, была построена часовня в честь первого Сибирского Чудотворца епископа Иркутского Святителя Иннокентия Кульчицкого, покоившегося в одном из храмов монастыря.

“Полоса отчуждения”, принадлежавшая ведомству Средне-Сибирской железной дороги, осваивала нетронутые земли, поросшие вековым лесом. Кроме грузовых платформ, подъездных и сортировочных путей, здесь располагались паровозное депо, большие мастерские для подвижного состава, конторы, пассажирское здание, имелись водопровод, телеграф и телефон. Для проживания железнодорожных служащих были построены казенные квартиры, для рабочих - бараки. После 1903 года начал возводиться большой больничный комплекс, а в 1905 году для 2-х классного училища*) по типовому проекту на средства МПС выстроено  двухэтажное деревянное здание. В это учебное заведение, за редким исключением, принимались преимущественно дети железнодорожников станции Иннокентьевской и линейных служб.

 Примечание: *). В первом классе, состоящем из 3-х отделений (по современной терминологии 3-х классов) вел занятия один учитель, во втором классе  из 2-х отделений - учителя-предметники. Дети получали начальное образование в течение 5 лет при условии успешной сдачи переводных экзаменов.

Вся эта территория называлась «станция Иннокентьевская».

По другую, северо-восточную сторону от железной дороги, ближе к Вознесенскому монастырю и левому берегу Ангары, с 1903 года начал формироваться поселок, где селились, сооружали свои дома люди, привлеченные строительством Великого Сибирского пути – как работники транспорта, так и те, кто  занят обслуживающим трудом – торговцы, подрядчики, возчики, плотники, кузнецы, сапожники, портные и т.д. Это был собственно «поселок Иннокентьевский».

В центре поселка, между 4-ой и 5-й улицей, считая от железной дороги, оставалась незастроенной домами обывателей площадь, называемая «Базарной». Вокруг нее кипела деловая жизнь: лавки, склады, постоялые дворы, кухмистерские, питейные заведения, доходные дома, торговля, позднее – располагавшиеся в одном здании поселковая управа, пожарный обоз, арестантская и в нем же Иннокентьевская церковь, имевшая статус походной. Участки вокруг Базарной площади были особенно дороги. 

В первом списке домовладельцев поселка Иннокентьевского, составленного в 1907 году путем подворной переписи, зафиксировано 470 усадеб; в 1908 году жителей насчитывалось до 7000 человек, детей, желающих ежегодно обучаться, – до 400.

В 1906 г. Поселковое общество арендовало на свои средства под школу дом Панькова (5-я улица, участок  159 – недалеко от Базарной площади). В этом здании могло разместиться только 100 учеников, а плата 900 рублей в год казалась членам общества достаточно высокой. Педагогический штат школы состоял из двух учителей – Павла Середкина и заведующего Дьячкова, которые, кроме своих должностных обязанностей, постоянно хлопотали перед старостой поселка и о выписке дров, и о дополнительных помещениях, и о служебном жилье.

Принимая во внимание все увеличивающееся население, а вместе с ним и детей, Сход уполномоченных от жителей вынес 15 февраля 1909 года приговор о строительстве общественного 2-х классного училища на углу Базарной площади и 5-й улицы. Депутаты по-хозяйски решили, что одноэтажное кирпичное здание внутренней площадью 123,65 кв. сажени вместимостью 240 учащихся на первое время будет вполне достаточным. Расходы по смете исчислены были в сумму 20 000 рублей. Проект и поэтажный план предоставил житель поселка техник потомственный дворянин Иосиф Васильевич Сеницкий, сопроводив пояснением «…имею честь заявить, что за составление чертежей и сметы не требуя денег (так как делал общественное дело) покорнейше прошу исхлопотать соседнее место, так как таковое мне необходимо». Была ли удовлетворена его просьба – документов об этом не обнаружено, зато сохранился автограф на приговоре Схода, оставленный непривычной к перу рукой иннокентьевца Ивана Ламакина: «На балоти каминые школу нистроють». Приметливый человек предостерегал земляков от принятия опрометчивого решения – и последующие десятилетия показали, насколько прозорлив был он.

Для возведения первого в поселке каменного здания общество заключило договор с подрядчиком прапорщиком запаса Алексеем Петровым Жуковым, а смотрителем за строительством с платой 40 рублей в месяц был определен «знающий в постройке человек» Павел Филиппов Кузнецов. С июня 1909 года по предложению Управления Иннокентьевского поселка официальным наблюдающим за постройкой училища стал младший архитектор Строительного отделения Иркутского губернского Управления гражданский инженер Н.И. Бойков**).

**). Николай Иосифович Бойков (1873–1959) известный в последующие годы иркутский архитектор, по его проектам построены до 1917 г. магазин Бревновых по ул. Пестеревской (ныне ул. Урицкого, 16, ресторан «Вернисаж»), особняк Бревновых (ныне ул. Ст. Разина, 40, Дом писателей), дом Ф.В. Фон-Люде на углу улиц Тихвинской и Большой (ныне ул. Сухэ-Батора, 17, магазин «Радуга»),  до 1935 г. – новое здание электростанции на углу улиц Набережной и Гершевича, корпус кожевенного завода по ул. Сурнова, 22, жилые дома по ул. Бабушкина, 14, ул. Рабочая, 1, интернат для детей работников и военнослужащих УНКВД (ул. Володарского, 2), реконструированы жилой дом по ул. Желябова, 1, Центральный телеграф).

Дело продвигалось сравнительно быстро, но оказалось, что общественных сумм, выделяемых как на строительство школы, так и на другие неотложные поселковые нужды, для завершения благого начинания (а скорее – для оплаты работ подрядчику) оказалось не достаточно. Очередной Сход депутатов Иннокентьевского поселка  в ноябре 1909 года составил ходатайство к Директору народных училищ Иркутского учебного округа перед Министерством Народного Просвещения об отпуске беспроцентной субсидии в сумме 10 000 рублей с погашением в течение 20 лет  - в 1929 (!) году.

Уже 25 октября 1909 года А.П.  Жуков предоставил выстроенное здание комиссии в составе исполняющего обязанности Губернского архитектора инженера Н.И. Дудицкого и младшего архитектора Н.И. Бойкова. Проверяющие отметили соответствие училища утвержденному плану и рекомендовали произвести энергичную  просушку усиленной топкой временных железных печей. Особое внимание было уделено санитарному обустройству двух встроенных туалетов, а также утеплению входов устройством тамбуров. С сыростью штукатурки возведенного за один летний сезон здания можно было справиться, но другой обнаруженный факт серьезно обеспокоил губернских архитекторов. В своем акте они записали: «Признавая здание законченным и находя его по настоящему состоянию прочным, мы, тем не менее ввиду замеченных случаев осадки частей фундамента /выделено в документе – Н.П./, признаем необходимым в лето будущего строительного периода осмотром определить влияние этой осадки на стены здания».

Для окончательного решения о начале занятий в училище был приглашен врач 27 медицинского участка Сибирской железной дороги г-н Яковлев, который выразил мнение, что при условии основательного протапливания и вентилирования помещения занятия могут быть открыты.

Благотворительную помощь оказывали и некоторые местные жители, например Александр Федорович Ябуров на 2-й день Рождества Христова, т.е. 26 декабря 1909 г. в помещении школы устроил литературно-музыкальный вечер, чистый сбор с которого был направлен на нужды нового учебного заведения.

Вначале учебному заведению был придан статус одноклассного училища (начальное 3-х годичное обучение), оно было рассчитано на 300 учащихся. Поселковое Управление ходатайствовало о присвоении ему имени «Его Императорского Величества Наследника Цесаревича Алексея Николаевича», однако Директор народных училищ г-н Тихомиров уведомил иннокентьевцев, что для этого необходимо дождаться надлежащего разрешения. Почетным блюстителем  в феврале 1910 года на 3-х летие был избран проектировщик здания И.В. Сеницкий – таким образом была выражена благодарность за его бескорыстный труд. Звание Почетного блюстителя было общественно значимым, хотя и хлопотным – он должен содействовать успехам учащихся, побуждать детей к правильному посещению занятий, принимать меры к нерадивым, выбирать систему ручного труда и наблюдать за занятиями ремеслами,  участвовать в переводных и выпускных испытаниях.

В сентябре 1910 года губернские архитекторы Дудицкий и Бойков вновь обследовали здание училища  и о результатах осмотра направили Иннокентьевскому поселковому Управлению акт, в котором было указано: «…замеченные на стенах и цоколе (в минувшем году) трещины не изменили своего характера, а образовавшиеся незначительные трещины вновь по характеру и своему виду не представляются опасными для здания. Признавая, что главная причина образования трещин - неправильное устройство основания, поставленного хотя и на глубине 1,10 саж. (2,35 м), но на водоносном иловато-глинистом грунте с сильно колеблющимся уровнем подпочвенных вод /выделено нами – Н.П./ и в виду непринятия необходимых мер при устройстве фундамента, мы находим нужным для обеспечения фундаментов школы от действия изменяющегося уровня почвенных вод устроить вокруг здания правильный дренаж почвы». (Эти дренажные канавы многие десятилетия существовали вокруг школы, вызывая недоумение администрации и прохожих, пока, наконец, «для благоустройства» территории не были благополучно засыпаны).

 

Так начинался долгий, почти столетний путь служения школьного дома благородному делу народного образования. Среди сплошь деревянной одноэтажной застройки поселка это здание выделялось и своим объемом, и добротностью, и совершенно «городским» видом: высокие полукруглые окна, обрамленные затейливыми «кокошниками», нарядный парадный вход с широким крыльцом, просторные светлые классы и коридоры. Двумя фасадами (северным и западным) училище выходило непосредственно на Базарный переулок и 5-ю улицу, на большом внутреннем дворе, огороженном забором с воротами, находились хозяйственные постройки, службы, дровяные сараи и т.п.

Позднее было построено еще несколько школьных зданий, но все они были деревянными, одноэтажными, внешне более скромными. В эти предреволюционные годы Иннокентьевский поселок (и территориально, и по количеству населения) развивался бурными темпами, в частности в 1915 году жителей насчитывалось уже около 15 000 человек. 2-х классное училище Министерства Народного Просвещения являлось не только  высшим по уровню даваемого образования, но и настоящим культурным центром поселка. Здесь устраивались елки, спектакли, благотворительные вечера.

Летом 1914 года в зале школы состоялся концерт ученика Московской филармонии Н.Т. Дьячкова (бас) при участии Мухина (скрипка), И. Белоголового (рояль) и Якимова (тенор), сбор организован на продолжение образования концертанта.

Весной 1915 года прошел целый цикл спектаклей, которые давали приезжие артисты в пользу училища для оборудования в нем сцены и зала: артистка Михайлова поставила спектакль «Катерына» («Мужычка»), а  артист Луговой - «Панна Штукатурка», г-жа Кирсанова участвовала в спектакле «Испорченная жизнь». В антрактах продавала собственные выращенные цветы супруга известного садовода-опытника Августа Карловича Томсона Констанция Михайловна – выручка была ею также пожертвована в фонд училища.

В ночь на 2-3 февраля 1917 года сгорело 2-х этажное здание на углу 4-й улицы и Базарного переулка (так называемый “дом Харламова”, ныне его адрес ул. Красный Путь, 77). В то время в нем располагалась Иннокентьевская 4-х классная смешанная гимназия, (заведующий  Иосиф Григорьевич ЗАК). Занятия 75 учащихся были перенесены в здание высшего начального училища и проводились в 3-ю смену с 15 час. 30 мин.

Этот пожар, уничтоживший второе каменное здание в поселке,  стал своеобразным предвестником лихолетья, когда станция и поселок Иннокентьевский стали ареной жестокой борьбы за установление Советской власти.

В распоряжении автора находится копия документа, любезно предоставленная Р.А.Бобровской, директором музея истории средней школы № 37 Ленинского округа. Это аттестат за № 75 об окончании Елизаветой Ивановной Протопоповой***) полного курса учения в Иннокентьевском высшем начальном училище, где она обучалась с 1915 г. по 1919 г. К сожалению, сохранность документа не позволяет привести его в качестве иллюстрации, поэтому приведу его изложение. Елизавета показала хорошие и отличные успехи по Закону Божию, русскому языку и русской словесности, арифметике и началам алгебры, геометрии, географии, истории, естествоведению и физике, рисованию и черчению, рукоделию, сверх того обучалась пению и физическим упражнениям. В аттестате указано, что «ей, Протопоповой, на основании ст. 51 утвержденного 25-го июня 1912 г. Положения о высших начальных училищах, присваиваются права, предоставленные лицам, окончившим женские прогимназии ведомства Министерства Народного Просвещения, а также право поступления в пятый класс общеобразовательных средних учебных заведений по выдержании испытания по иностранным и древним языкам, составляющим предмет обязательного преподавания в том учебном заведении, в которое она переходит». Аттестат 5 июня 1919 г. подписали инспектор училища  В. Истомин, священник К. Попов (бывший настоятелем походной Иннокентьевской церкви), преподаватели О. Трухачева, Г. Потехин, И. Калмыкова. Учитывая, что училище было смешанным, можно сделать вывод, что бланк аттестата для мальчиков имел несколько другой текст…

***)Семья Протопоповых указана в списке домовладельцев поселка Иннокентьевского от 1907 года, дом располагался на 4-й улице, фасадом выходил на Базарную площадь. В том году глава семьи Федор Петрович (дед Елизаветы), 56 лет, записан крестьянином села Шиверского Усть-Удинской волости Балаганского уезда, его занятие – торговля (в 1915 году имел право голоса на сходе при выборе уполномоченных). У него  и его жены Ирины Львовны 4 дочери и 3 сына (среди них 27-летний Иван, отец Анны, 7 лет, и Елизаветы, 2 лет, их матери Евдокии Васильевне - 28 лет). С 1912 года Елизавета училась в Иннокентьевском начальном училище, затем продолжила обучение в высшем начальном Иннокентьевском училище, в которое к тому времени было преобразовано 2-х классное поселковое.

Мобилизованный в 1915 году на империалистическую войну Иван Федорович вернулся домой в феврале 1919 года больной тифом и скоро умер. Елизавете удалось закончить только 6-й класс Иннокентьевской смешанной гимназии,  в 1920 году училась на краткосрочных курсах начинающих учителей в Иркутске, затем была распределена в школу Иркутского района (д. Тихонова Падь, с. Оек), где проработала до 1931 года. С 1932 года учительствовала в начальных классах школ Ленинского района, в последние годы – в средней школе № 37. Пользовалась большим авторитетом, с 1939 по 1950 год – депутат Ленинского райсовета, была награждена медалями и Орденом Трудового Красного Знамени, в 1952 году удостоена звания «Заслуженный учитель РСФСР», всю свою жизнь посвятила детям, учительскому труду.

 

Не был июнь 1919 года спокойным на  станции Иннокентьевская: с запада по железной дороге на Иркутск надвигались белочехи и колчаковские части, красногвардейцы спешно отступали к Байкалу, рабочие отряды готовились в непримиримой подпольной войне, так как большевики были совершенно уверены в своей победе над классовым врагом. Менее чем через год, в феврале 1920 года, уже каппелевцы под наступлением 5-ой Красной Армии оставили станцию и поселок, отходя на восток. 27 февраля 1920 года приказом Губернского Ревкома был утвержден Иннокентьевский Ревком, который, сменил распущенную поселковую Управу. Одним из важных дел Советской власти явилась реорганизация народного образования.  Все типы школ (земские, городские, министерские, железнодорожные, церковно-приходские, частные, гимназии, реальные училища и т.д.) преобразовывались в 1920-21 учебном году в Единую Трудовую Школу.

В 1924 году школа 9-летка, подчиненная Иркутскому уездному отделу народного образования (до 9-летки - Иннокентьевское высшее начальное училище) была административно разделена на два учебных заведения: Ленинскую “опорную” 1-й ступени школу (классы с 1-го по 3-й, учителя - Кураев Павел Андреевич, Тетерина Анна Михайловна, Степанова Анна Андриановна, Лысцов Сергей Сергеевич – заведующий школой) и Ленинскую школу 2-й ступени (классы с 4-го по 8-й, учителя - Горшков Константин Константинович, Абрамович Сергей Сергеевич, Щербатский Борис Михайлович, Лучезарова Анна Николаевна, Добрынина Ефросинья Ивановна, Залай Павел Андреевич, Зубков Николай Григорьевич). В справке за 1925 год отмечалось, что школа 2-ой ступени зданием в достаточной мере не обеспечена, учебно-наглядными пособиями снабжена плохо, библиотека бедна, кабинеты разбиты и нуждаются в пополнении.

Через 9 лет, в 1934 году, в связи с образованием Ленинского района, в состав которого входили в том числе  Иннокентьевский и Ново-Иннокентьевский поселки, отдел коммунального хозяйства проводил инвентаризацию строений и участков. В результате обследования здания было отмечено весьма удовлетворительное состояние наружных и внутренних стен толщиной в 2,5 кирпича (65 см), хорошее состояние фундаментов из бутового камня, крыши, перекрытий и окон, требовался ремонт полов и дверей.

К этому же времени относится  первый известный план школьного здания, владельцем которого являлся Горсовет, а пользователем – «стройка 125» (строящийся Иркутский авиазавод). В соответствии с этим планом в школе 5 классных комнат, большой коридор, вход в центре северного фасада через небольшой вестибюль, высокие окна, выходящие на все стороны, в восточной части здания – встроенные 2 туалетные  комнаты для мальчиков и девочек, перед ними тамбур с плитой и выходом во внутренний двор. В 1936 году была проведена небольшая перепланировка – теплый туалет, устроенный по плану потомственного дворянина Сеницкого, переоборудован в служебную квартиру, а ребятишки в сорокоградусные сибирские морозы «по нужде» стали бегать во двор.

Большую долю населения поселка по-прежнему составляли железнодорожники, поэтому городской отдел народного образования 8 июня 1937 года передал начальную школу в ведение отдела учебных заведений Восточно-Сибирской железной дороги, который придал ей статус 7-летней и присвоил № 69.В 1939-1940 уч. г. здесь училось 519 школьников и преподавало 14 учителей.

Во время Великой Отечественной войны, когда дети с 14 лет заменяли ушедших на фронт рабочих Иркутского авиазавода и других предприятий, количество учащихся (особенно старшеклассников) резко упало. Лучшие общественные здания города, в том числе школы, построенные перед войной по спецпроекту, были отданы под размещение в них эвакогоспиталей.

В июле 1941 года в здании средней школы № 34 Ленинского района (ныне адрес: ул. Макаренко, 4) начал развертываться госпиталь № 1836 п/я в/ч 1040, 560. Сокращенный состав ее учителей и учеников перевели в другие школы, в том числе начальные классы в железнодорожную № 69, где они занимались до окончания Великой Отечественной войны.

Осенью 1945 года 7-летняя школа № 69 ВСЖД переехала в так называемый «дом Харламова» ****), освободив здание бывшего поселкового училища, с 1946 г. адрес которого - пер. Просвещения, 14. Здесь была открыта начальная школа №49, подчиненная Ленинскому отделу народного образования.

****). В “доме Харламова” (адрес: 4-я улица, затем ул. Красный Путь, дом № 77) с 1922 года после ремонта здания размещались железнодорожные школы, после образования в 1934 г. ВСЖД - средняя школа № 39. В феврале 1942 года железнодорожная средняя школа № 39 была расформирована, в ее здание частично переместили школу военных техников (ШВТ) из зданий по ул. 4-я Советская, 1, которые также были заняты под госпиталь. ШВТ располагалась в здании на ул. Красный Путь, 77 до 1945 г.

Ребятишек, рожденных до войны, было много – 12, 16, 14, 12  комплектов классов по 407, 555, 385, 427 учеников занимались в две смены в 1946/47, 1947/48, 1948/49, 1949/50 уч. годах. Это при том, что здание было рассчитано на 160 школьных мест в смену. Из 537 кв. м общей площади - 6 классных комнат 329 кв. м, физкультурный зал 81 кв. м, рекреационный зал 90 кв. м, а так же кабинет завшколой, учительская, буфет, раздевалка, квартира сторожа и канцелярия РайОНО. Водопровода и канализации нет, здание отапливалось 13 печами. На огороженной усадьбе в 0,2 га не было ни пришкольного участка, ни физкультурной площадки.

В 1957/58 уч. году в начальной школе № 49 занималось 323 учащихся, классных комнат 4, вместо канцелярии РайОНО – помещение библиотеки с 1500 книгами и учебными пособиями, газетами и журналами. В школе хороший набор инструментов для ручного труда и столярного дела, инвентарь для работы на пришкольном участке, где уже посажены плодово-ягодные растения и разбит небольшой учебно-опытный участок. Однако здание, построенное в начале века, уже не соответствовало требованиям современной школы. В 1965 году на ул. Мира, 37 был сдан в эксплуатацию  огромный школьный комплекс, предназначенный для средней школы № 49, и туда были переведены ученики начальных классов.

Последующая судьба старого дома была определена Решением № 591 исполкома Иркутского городского совета депутатов трудящихся  от 3.10.1966 «О реконструкции школы № 49 под Дом пионеров». Для этого в  1967 г. Управление главного архитектора г. Иркутска разработало Архитектурно-планировочное задание. В соответствии с ним предполагалось надстройка еще одного этажа для актового зала со сценой. Одновременно планировалось подключение здания к водопроводу, канализации, энергоснабжению, теплоснабжению от городских сетей, радиофикация и телефонизация, проведение значительных работ по благоустройству территории с отчуждением части площадей рядом находящихся усадеб (по ул. Просвещения, Ленинградской и Волгоградской).

В феврале 1967 г. было проведено исследование грунтовых условий для осуществления надстройки здания. По отчету изыскателей, шурф был пройден на глубину 3,1 м, грунтовые воды не были встречены, а глубина их залегания теоретически определена 5–метровой отметкой. Таким образом, был сделан вывод о том, что грунтовые воды не будут оказывать влияния на состояние фундаментов и, по существу, дано разрешение на отрытие подвала под зданием с использованием фундамента в качестве стен.

Однако следует вспомнить документы 1909 и 1910 гг., относящиеся к строительству и обследованию тогда только что  построенного поселкового училища: и  особое мнение жителя поселка Ивана Ламакина, и заключения губернских архитекторов Дудицкого и Бойкова. Вряд ли даже знание этих документов повлияло бы на решение партийных и городских органов о реконструкции старого здания, расположенном на сложном в геологическом отношении грунте. Главным в середине 1960-х гг. являлось увеличение вместимости этого здания  “ввысь и вглубь”.

 Новый вход был организован возведением безликой пристройки с восточной стороны северного фасада. Вестибюль бывшего парадного входа объединен с соседним помещением. (Однако до сих пор наружное обрамление окна, переделанного из входа, отличается свои декором от других «настоящих» окон).

В подвале планировалось размещение кинозала, душевых, санузлов, буфета, склада, костюмерной, вентиляционной камеры  и элеваторного узла.

Проектом реконструкции предусматривалось устройство как новых фундаментов для расширения здания, так и дополнительных внутренних стен и фундаментов для усиления существующих, причем указывалось на необходимость их скрепления между собой.

Эти работы производились в явно стесненных условиях, поэтому отрытие подвала под зданием велось вручную, грунт выносился на носилках.

В результате существенной перестройки здание получилось разноэтажным: северное и южное крылья – двухэтажные, включая подвал, средняя часть – трехэтажная (актовый зал высотой 5,2 м, 1-ый этаж высотой 2,5 м, подвальный этаж высотой 2,3 м). При устройстве актового зала было использовано чердачное пространство и понижение уровня потолка и пола 1-го этажа. При этом в центре западного фасада была изменена рядность (2 ряда вместо одного) и конфигурация окон. Так один из главных фасадов потерял свою цельность и выразительность, перестал быть неразрывной частью общего архитектурного облика – стал «чуждой маской» на нелепом карнавале.

Его не смогли украсить даже два монументальных декоративных панно, каждое площадью более 35 кв. м. Сказочные сюжеты глазированной керамической мозаики выполнили выпускники Иркутского художественного училища художники  Вячеслав и Наталья Шичковы. Мозаичные фрагменты изготавливались на Хайтинском фарфоровом заводе.

Для размещения панно были заложены кирпичом по три окна на каждой стороне западного фасада,  приготовлены ровные плоскости. В статье приводится фотография из архива Дома детского творчества - она датируется приблизительно 1970-м годом: оконные проемы реконструируемого здания заколочены, на западном фасаде  приготовлены плоскости под мозаику, но она еще не смонтирована. Отсутствует также и каркас из стальных швеллеров, “охватывающий” все здание.

Дело в том, что уже в процессе работ по “реконструкции”, после отрытия подвала и надстройки актового зала стены стали покрываться глубокими трещинами, которые конструкторами-строителями оценивались как опасные. Поэтому было принято решение о сооружении “стягивающего”, или “фиксирующего” каркаса, который придавал зданию совсем непраздничный вид.

В техническом паспорте на здание, выполненном после окончания реконструкции в 1972 г., записано: “Наружные и внутренние капитальные стены - кирпичные, снаружи и снутри стянуты металлическим поясом из швеллера, техническое состояние - удовлетворительное”.

Наконец, Дом пионеров и школьников Ленинского района был открыт 10 января 1972 г. В одном из больших залов разместился музей боевой и трудовой славы комсомола Ленинского района, работали кружки и секции, проводились спектакли, концерты, слеты, встречи ветеранов и многое другое. Дом пионеров стал одним из значительных центров общественной жизни района.

Однако техническое состояние здания все больше и больше внушало тревогу: подвал периодически затапливался грунтовыми водами, фундаменты и стены сырели, трескались, давали неравномерную осадку, железобетонные перекрытия покрывались глубокими трещинами, перекашивало дверные и оконные рамы, лопались стекла, текли трубы водопровода и канализации.  Подвальное помещение не использовалось. Эту ситуацию зафиксировала комиссия Ленинского райисполкома  по выявлению ветхого и аварийного жилья в 1988 году.

Положение усугубилось, когда наряду с пятиэтажными жилыми домами, в соседних кварталах стали возводиться массивные девятиэтажные здания, забиваться сваи, сотрясая почву и нарушая водные горизонты.

Смена “политических декораций” также отразилась на деятельности этого учреждения дополнительного образования детей: упразднены пионерские и комсомольские организации, уничтожен музей комсомола, где хранились материальные свидетельства   энтузиазма, трудового порыва, воинской доблести, преданности Родине целых поколений наших дедов и отцов, внимания общественности, административных органов, материальной поддержки стало явно не достаточно. Коллектив Дома творчества старается сделать все возможное, чтобы сохранить уют, атмосферу добра  в старом доме - но мечтает о новом, современном  здании Дворца для детей…

 

От автора: Этот материал адресую, прежде всего, краеведам Ленинского округа, учителям и школьникам. Пусть он послужит отправной точкой для поиска бывших педагогов, учащихся, очевидцев славного жизненного пути  самого старого общественного здания поселка Иннокентьевского, сохранит его историю, убережет его от беспамятности.

 Благодарю за помощь директора Дома творчества Н.И. Никулину и бывшего заведующего музеем комсомола Ленинского района Т.Н. Карякину.

 

Перечень иллюстраций

1. Общий вид бывшего Иннокентьевского поселкового училища, г. Иркутск, Ленинский район (Иркутск-2), ул. Просвещения, 14. 2005 г.

2. Коллектив преподавателей училища, среди них на переднем плане слева в профиль инспектор училища В.Н. Истомин, второй справа священник К. Попов. 1914-1919 гг.

3. Ученики училища и инспектор В.Н. Истомин. 1914-1919 гг.

4. На уроке. В.Н. Истомин. 1914-1919 гг.

5. Визитка Инспектора Иннокентьевского высшего начального училища Венедикта Николаевича Истомина. 1914 г.

6. Ученики училища, среди них первая в верхнем ряду справа Мария Максимова. 1917 г.

7. Ученица училища Мария Максимова. 1918 г.

8. Бывшая ученица училища Елизавета Ивановна Протопопова. 1939 г.

9. Западный фасад здания во время реконструкции. 1970 г.

10. План реконструированного здания с указанием исторической планировки на 1934 г.

10а. Экспликация к плану реконструкции здания.

11. Западный фасад здания. Панно выполнили художники В. и Н. Шичковы. 2005 г.

12. Левое панно. 2005 г.

13. Правое панно. 2005 г.

14. Фрагмент левого панно.

 

 

Автор статьи Н. Пономарева. 2005 г.

Статья опубликована в журнале «Земля Иркутская», № 1 (29), 2006 г.

Материалы статьи, а так же дополнительные, неопубликованные ранее фотографии, предоставила Н. Пономарева, январь 2009 г.