Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Что такое карт? : Картинг в Иркутске

В чем отличие карта от автомобиля? Первый намного проще сконструирован: нет ни сцепления, ни замка зажигания, ни коробки передач и остального, что есть в обычном автомобиле. В карте есть только руль и две педали: левая — тормоз, правая — газ.

Карт, Иркутск

Карт, Иркутск

Иркутский картинг

Иркутский картинг

Картинг, Иркутск

Картинг, Иркутск

Жажда скорости

Вспомните, какие ощущения вы испытываете, вжимая в пол педаль газа? Многим людям для того, чтобы снять стресс, нужно испытать острые ощущения. Как приятно порой бывает нестись на полной скорости по дороге и чувствовать, что ты свободен. Однако лихачить на городских дорогах небезопасно и недешево. Погоня за адреналином не должна угрожать жизни людей. Но есть один отличный вариант — развлечения ради сменить на некоторое время своего железного коня на карт. Пересев из салона автомобиля в открытую маленькую машину, вы получите уникальную возможность ощутить себя за рулем настоящего гоночного болида. Ну и конечно, разъезжать на таком транспорте нужно не по улицам Иркутска, а на специальных трассах. 

Родина картов 

Считается, что рождение картинга — это заслуга американских летчиков ВВС, которые во время Второй мировой войны пытались всячески развлечь себя в томительно тянувшиеся часы между полетами. Они приспособили к тележке для перевозки багажа мотоциклетные двигатели и начали совершать на них поездки по летному полю. Затем, сделав несколько подобных машин, стали проводить на них соревнования-гонки. Но, конечно, картами такие самодельные изобретения назвать нельзя. 

Первую машину, наиболее похожую по конструкции на современные карты, построили летом 1956 года механик гоночных автомобилей Арт Инглс и сотрудник нефтяной компании в Калифорнии Луи Борелли. Для изготовления рамы Инглс применил трубы, которые употреблялись в производстве гоночных автомобилей. Двигатель от газонокосилки мощностью 2,5 л.с. был установлен позади сиденья водителя. 

Проведя испытания карта и убедившись в его перспективности, Инглс и Борелли основали фирму по производству картов. Одновременно новинкой заинтересовались и другие энтузиасты, которые, объединившись в декабре 1957 года, основали первую картинговую организацию — американский клуб «Go kart». Как явление картинг быстро и уверенно завоевал Америку, а затем Европу. 

Популярность картинга частично объясняется тем, что первые карты имели довольно простую конструкцию — для изготовления применялись те материалы и узлы, что были под рукой. Например, колеса брали от мотороллеров и даже вертолетов, а однажды сконструировали карт, сиденье которого было изготовлено из — алюминиевого тазика! 

За свою историю конструкция карта претерпевала многочисленные изменения. Конструкторы экспериментировали с рамой, доходя до экзотических решений с посадкой водителя — иногда даже укладывая его чуть ли не горизонтально. 

Как и любой технический вид спорта, картинг становится все профессиональней и, соответственно, дороже. Карты начали разделять на две разновидности: дорогие спортивные машины для гонщиков-профессионалов и более дешевые — для проката в картинг-клубах. Однако в общих чертах они похожи: рама в качестве основания машины, мотор, кресло пилота, рулевое управление, тормоза и отсутствие подвески (именно поэтому машина едет очень жестко и требует идеального асфальта). Модели для развлечения к тому же обычно лишены коробки передач — только газ и тормоз. 

Конструкция 

Начиная с самого первого карта, практически ничего не изменилось — трубчатая рама и сегодня остается классикой жанра. Применяются бесшовные трубы, изготовленные из высокопрочных сталей. Основное условие — металл должен быть магнитным. Рамы спортивных картов легче и более гибкие, чем рамы прокатных картов. В прокатных картах используются более жесткие и тяжелые рамы, учитывая «боевые» условия эксплуатации. 

Конструкции рамы могут существенно различаться — все зависит от назначения машины, возрастной категории водителей, установленного двигателя и количества опорных подшипников задней оси. В большинстве случаев по периметру рамы устанавливается «обвязка» (safety guard) — своего рода бампер, обеспечивающий безопасность пилота. 

Жесткий и чувствительный руль передает все неровности трассы и требует постоянных силовых нагрузок. Рулевые тяги изготавливают из легкого сплава или пластика, задают угол поворота колес в зависимости от поворота руля. Рулевое управление карта весьма чувствительное: чуть больше четверти оборота руля — и колеса становятся «поперек». Рулевая передача рычажного типа без передаточных отношений и усилителей. 

Двигатели картов 2-х тактные с рабочим объемом от 50 до 250 куб. см в зависимости от класса. На многих прокатных картах стоят двигатели Honda, реже встречаются Yamaha. Самые распространенные: Honda GX160 — 5,5 л.с., GX200 — 6,5 л.с., GX270 — 9 л.с. Как правило, двигатель устанавливается справа и чуть сзади от сиденья водителя. На картах нет коробки, а сцепление «автоматическое», центробежное. 

«Основная затратная часть в карте — резина. Покрышкам уделяется особое внимание. Стоимость комплекта на один карт практически ничем не отличается от стоимости покрышек на обычное авто. За месяц на машинах меняют резину, как правило, один или два раза. Чем мягче резина, тем она дороже. На мягкой резине машина более послушная и маневренная. На прокатные карты чаще всего ставят жесткие шины. Кроме покрышек, в регулярные расходы входят горючее (карты заправляют 95-м бензином) и запчасти», — комментирует управляющий одного из иркутских картинг-клубов.
 

Доступное удовольствие 

Посетители картинг-центров, как правило, взрослые люди, соскучившиеся по скорости в плотном потоке городского трафика. Ведь на карте скорость 40 км/ч приравнивается к 120 км/ч на автомобиле. Карт доступен каждому, им может управлять даже ребенок. Для детей предусмотрен специальный детский карт на 5,5 л.с. Среди новичков популярны карты на 6,5 лошадок, и затем, когда навыки и опыт приобретены, пилоты пересаживаются на более мощный в 9 л.с. Некоторые лихачи пробуют свои силы сразу с самого мощного. 

Перед посадкой в карт каждый участник должен снять с себя вещи, которые могут затруднить управление картом, и вынуть из одежды любые твердые и острые предметы. Для предохранения одежды от повреждений и загрязнения участникам предлагают комбинезон и перчатки. Использование шлема для защиты головы является обязательным условием. В управлении картом нет никакой опасности, и даже при столкновении пассажир не получает никаких травм, возможны только легкие ушибы.
 

Трасса 

Для того чтобы гонщику было интересно, обычно на картодроме спланировано множество поворотов, узких мест и крутых виражей. Трассу выкладывают из старых покрышек, а их, как известно, несложно перетащить. Это значит, что при желании ее можно изменять — например, расширить или сузить определенный участок дороги, а какой-либо поворот сделать круче. 

Прохождение поворотов на карте особое: «Как раз на поворотах люди хватают большую порцию адреналина. Ведь пока карт движется по прямой — все в порядке, все довольны. Но как только машина входит в поворот — начинается борьба. Внешнее колесо, движущееся по большему радиусу, естественно, вынуждено катиться быстрее, чем внутреннее, которое движется по меньшему радиусу. Соответственно внутреннее колесо подтормаживает внешнее. Отсюда и специфика поведения карта при прохождении поворотов: изначальная недостаточная поворачиваемость резко переходит в избыточную», — комментирует сотрудник одного из картодромов Иркутска. Новичку, возможно, поначалу будет достаточно сложно проходить повороты на трассе — к особенностям поворота нужно привыкнуть. Вход в поворот всегда таит в себе больше опасностей, чем выход из него на прямую. Перед вхождением в поворот нужно немного сбросить газ. В карте отпускать педаль газа надо очень плавно, но все же достаточно быстро. А нажимать на тормозную педаль также плавно, но энергично. 

«Непредсказуемый транспорт. Я вообще не рассчитывал получить от поездки такие впечатления. У меня дух захватило от скорости, крутых виражей и опасных поворотов. Это на первый взгляд кажется, что управлять картом — нет ничего проще! Вообще, я не рассчитывал на то, что при скорости в 40 км/час она чувствуется и воспринимается совершенно по-другому. Как будто ты несешься не менее 100… Управление не похоже на управление автомобилем. Карт — это особая техника, настоящий драйв!» — делится своими впечатлениями иркутянин Евгений Кузнецов, впервые прошедший трассу на карте. 

Михаэль Шумахер, пилот Formula 1 однажды уверенно сказал: «Не могу себе представить, что кому-то может не понравиться ездить на карте. Главное — это удовольствие! Если к нему прикладывается еще и талант, то получается настоящий автогонщик». 

Карт — уникальная техника. За кажущейся примитивностью и простотой скрывается настоящая скорость и адреналин.

 

 

Елена Кошкина
Журнал "Правила игры" №3, апрель-май 2008 года