Иркутская область : главная
Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

"Большая Евразия"  цивилизационный проект, устремлённый в будущее.
Вход

Новости, статьи

Свет в окнах старой школы (Из истории Ленинского района Иркутска)

Общий вид восьмилетней школы, бывшего Иннокентьевского училища. Фото сер. 1960-х гг.

Общий вид восьмилетней школы, бывшего Иннокентьевского училища. Фото сер. 1960-х гг.

Ученическая линейка перед главным фасадом школы. Фото сер. 1960-х гг.

Ученическая линейка перед главным фасадом школы. Фото сер. 1960-х гг.

Дворовой фасад школы. Фото 1963 г.

Дворовой фасад школы. Фото 1963 г.

Здание железнодорожного училища на станции Зима – аналог Иннокентьевского училища. Фрагмент почтовой карточки из коллекции С.И. Медведева.

Здание железнодорожного училища на станции Зима – аналог Иннокентьевского училища. Фрагмент почтовой карточки из коллекции С.И. Медведева.

План бюро технической инвентаризации, 1980 г.

План бюро технической инвентаризации, 1980 г.

Ученик 10-го класса школы № 67 Дмитрий Болотин и руководители работы А.В. Ткачева и Н.С. Пономарева с макетом старой школы на научно-практической конференции «Мой город». Декабрь 2007 г.

Ученик 10-го класса школы № 67 Дмитрий Болотин и руководители работы А.В. Ткачева и Н.С. Пономарева с макетом старой школы на научно-практической конференции «Мой город». Декабрь 2007 г.

Макет старой восьмилетней школы, ранее двухклассного железнодорожного училища на ст. Иннокентьевской, выполненный учеником школы № 67 г. Иркутска  Дмитрием Болотиным под руководством учителя технологии Н.А.Судакова

Макет старой восьмилетней школы, ранее двухклассного железнодорожного училища на ст. Иннокентьевской, выполненный учеником школы № 67 г. Иркутска Дмитрием Болотиным под руководством учителя технологии Н.А.Судакова

Современное здание средней школы № 67, построенное по проекту архитектора Е.И.Григорьевой.

Современное здание средней школы № 67, построенное по проекту архитектора Е.И.Григорьевой.

Главный фасад средней школы № 67, г.Иркутск

Главный фасад средней школы № 67, г.Иркутск

Дмитрий Болотин – участник VIII Фестиваля «Зодчество Восточной Сибири»-2008 с макетом Михаило-Архангельской церкви г. Иркутска, отмеченный Грамотой в номинации «Архитектурное наследие г. Иркутска» секции «Детское архитектурно-художественное творчество».

Дмитрий Болотин – участник VIII Фестиваля «Зодчество Восточной Сибири»-2008 с макетом Михаило- Архангельской церкви г. Иркутска, отмеченный Грамотой в номинации «Архитектурное наследие г. Иркутска» секции «Детское архитектурно- художественное творчество».

Когда Вас вдруг застанет щемящее чувство ностальгии по годам ученичества, Вы можете посетить свою школу, встретиться с учителями, посидеть за своей партой или столом. Но если Ваша старая, столетняя школа снесена, а на ее месте красуется современное школьное здание?…

 

Предпринимая в конце XIX века строительство Великого Сибирского пути, Министерство путей сообщения царской России было озабочено не только сооружением железнодорожного полотна, станций, разъездов, производственных и жилых зданий. Для закрепления кадров необходимыми являлись и обеспечение врачебной помощи, и обучения детей. Ведь дорога проходила по местам, где порой на сотни верст не было никакого жилья. И вслед за уложенными рельсами возникали поселки, а вместе с ними фельдшерские пункты, больницы, школы, училища…

Так, в 7 верстах от Иркутска в 1894 году началось строительство крупной товарной станции. Летописец Нит Степанович Романов в записи от 10 августа 1896 г. эту станцию называет Скитом. Название родилось в связи с отчуждением для ее сооружения из владений Вознесенско-Иннокентьевского мужского монастыря более 53 десятин земли в непосредственной близости от скита, который принадлежал монастырю и  был устроен в 1876 году для монахов-отшельников. В 1900 году, после прихода первого поезда, станция уже поименована Иннокентьевской в честь святителя Иннокентия, в начале XVIII в. настоятеля Вознесенской обители, первого епископа Иркутского, почитаемого сибирским чудотворцем.

Границей между станцией Иннокентьевской и поселком Иннокентьевским являлась железнодорожная линия Транссиба, все дальше и дальше уходящая на восток. По правую сторону от пути располагались постройки, необходимые для обслуживания и обеспечения функционирования магистрали, – здание вокзала, конторы, ремонтные мастерские, паровозное депо, водокачка, пакгаузы, ведомственные (так называемые «казённые») жилые дома, большой больничный комплекс, жандармерия и многое другое. Здесь же, рядом с вокзалом, находилась небольшая Иннокентьевская деревянная часовня. За полосой отчуждения дороги простиралась нетронутая тайга.

По левую сторону от железнодорожного полотна официально отводились участки для строительства жилья обывателей. Здесь были поселковая управа, базарная площадь, продуктовые лабазы, различные кухмистерские, торговые и питейные заведения, пожарный обоз и так далее. Улицы поселка, приближаясь к берегу Ангары и оживленному старинному Московскому тракту, тянулись параллельно рельсовому пути и вели собою счет: Первая, Вторая, Третья …

Чтобы поселиться в поселке Иннокентьевском, надо было иметь соответствующие документы, определенный гражданский статус. Но строительство железной дороги «притягивало» самый разный люд, который подальше от грозного ока жандармов и поселкового старосты начал обосновываться на станционной стороне, ближе к монашескому скиту. Землянки, времянки, лачуги, отчаянный пришлый народ – борьба властей с этим велась постоянно и безуспешно. Наконец, в 1905 году было принято решение об образовании Ново-Иннокентьевского выселка, он подчинился Иннокентьевской поселковой управе. О количестве населения говорят такие цифры: в 1909 году насчитывалось 10 тысяч 380 человек, из них в Иннокентьевском поселке – 8 700, в Ново-Иннокентьевском выселке – 1 680 человек.

В те первые годы линия железной дороги и все станционные поселки при ней вплоть до реки Иркут (включая ст. Иннокентьевскую) административно относились к Средне-Сибирской железной дороге, управление которой находилось в Томске. Все больше и больше требовалось людей, обеспечивающих жизнедеятельность не только самой станции, но и всего железнодорожного хозяйства на протяжении многих верст. Рождались и подрастали дети. Именно для них, детей железнодорожных рабочих и служащих, 15 августа 1900 г. на станции Иннокентьевская на средства МПС было открыто смешанное (для мальчиков и девочек) училище. По инструкции Министерства просвещения 1875 года оно относилось к сельским училищам. В нем начали обучаться 40 ребятишек. С 1900 по 1903 гг. училище было одноклассным, и занятия проходили в казенном доме при станции.

В связи с быстрым развитием железнодорожного хозяйства бурно росло население, увеличивалась численность детей школьного возраста. Возможностей училища стало не хватать, поэтому школьно-библиотечный комитет Сибирской железной дороги обратился к директору народных училищ Иркутской губернии с прошением о преобразовании училища в двухклассное.

В течение 1903 года просьба была удовлетворена, и к 1 января 1904 г. в нем числилось уже 106 учеников. В 1905 г. для этого учебного заведения на «станционной» стороне было построено специальное двухэтажное деревянное здание, в следующем году здесь занимались уже 250 детей железнодорожников.

Для строительства училища за основу был принят типовой проект учебных заведений Средне-Сибирской железной дороги. Учитывая высокие темпы строительства Великого Сибирского пути и почти одновременный ввод в эксплуатацию его участков, инженерами МПС разрабатывались типовые чертежи. Благодаря этой проектной документации, выполненной профессионалами, наряду с внешним видом и внутренним устройством разнообразных сооружений, были определены приблизительные потребности в стройматериалах и трудовых ресурсах по их возведению. А единый подход в проектировании деревянных построек сформировал лаконичный ведомственный архитектурный стиль, так называемый «стиль МПС».

Более нарядными в этом отношении являлись фасады пассажирских зданий на станциях Обь, Канск, Тулун, Зима, Половина, Иннокентьевская. Эти здания до наших дней не сохранились. Кстати сказать, эта-то «однотипность» построек позволила в 1983 г. автору фильма «Детский сад», известному поэту Евгению Евтушенко, вместо вокзала «Зима» снимать некоторые эпизоды на станции Иркутск-Сортировочный, где тогда еще существовало старое здание вокзала.

 На той же станции Зима в 1906 г. было возведено здание двухклассного училища, так же принадлежащего железнодорожному ведомству. Почтовая открытка начала XX века из коллекции С.И. Медведева позволила сделать вывод о бесспорной схожести Зиминского и Иннокентьевского училищ, а архивные сведения из «Отчетов о деятельности образовательных учебных заведений Сибирской железной дороги» за 1909 и 1911 гг. этот вывод подтвердили. Интересные данные были обнаружены на архивном плане ст. Иннокентьевская, составленном в 1908 году.

Прямоугольное в плане здание Иннокентьевской школы с северного торца имело одноэтажный, перпендикулярно расположенный пристрой. Высота потолка в нем была гораздо больше, чем в классных комнатах – 5,4 м, тогда как в классах – 3,5 м. Это был «рекреационный» зал со сценой, он так же служил и для занятий гимнастикой. Иногда за небольшую арендную плату, поступавшую в бюджет школы, его сдавали для проведения спектаклей, концертов и других общественных (в том числе политических) мероприятий. Ведь в то время в поселке только училище имело такое вместительное зальное помещение. Вход через сени и прихожую располагался с южного торца здания. На первом этаже размещались учительская, раздевальная и две классные комнаты, на втором – четыре классные комнаты.

Бревенчатый сруб снаружи был обшит калеванной доской, фасады решены лаконично, без особых архитектурных излишеств. Высокие окна первого и второго этажей различались верхней частью скромных наличников – у нижних они были прямолинейные, верхние имели фронтончики. На железной крыше высились печные трубы с затейливыми шпилеобразными дымниками.

Территория школы была довольно обширна, кроме основного здания здесь находились также два небольших дома, в которых располагались квартиры для учителей и школьных служащих. Учителя жили просторнее, а многодетным семьям сторожей приходилось тесниться. Здесь же – все необходимые хозяйственные постройки. Вокруг стоял вековой смешанный лес – сосны и березы.

Итак, училище стало двухклассным. В первом классе – трехлетнее начальное обучение, во втором – двухлетнее, где занятия вели учителя-предметники, их штат вместе с заведующим составлял 7 человек. В училище преподавались закон Божий, русский язык, арифметика, русская история, география, естествознание, чистописание и сокращенный курс геометрии. На 1 января 1912 г. числилось уже 260 учеников.

В предреволюционные годы на Иннокентьевской, вблизи купеческого и мещанского Иркутска, активно шло формирование организованного железнодорожного пролетариата, способного защищать свои жизненные интересы не только с помощью забастовок, но и с оружием в руках. Особенно жестокой и кровавой стала борьба за становление Советской власти с 1918 по 1920 год. Революционные солдаты и большевики-подпольщики, белочехи и колчаковцы, мародеры и беженцы, партизаны и черемховские шахтеры,  каппелевцы и рабочие железнодорожные отряды – кого только не видела Иннокентьевка. Наконец, 10 февраля 1920 г. регулярные красноармейские части выбили остатки белых из пролетарского предместья. И уже 27 февраля Иннокентьевский ревком, распустивший поселковую управу, начал принимать решительные меры по обустройству новой, советской жизни. В ряду первоочередных задач встали и вопросы школьного образования.

Училище было переименовано в Ленинскую железнодорожную школу № 8. К учебным занятиям 20 октября того же года приступило 540 детей и 20 учителей. Несмотря на то, что школьное здание являлось одним из самых больших, классных площадей катастрофически не хватало. Руководство школы и профсоюз железнодорожников пытались как-то решить проблему путем внутренних перепланировок и пристроек. Так появился небольшой одноэтажный объем с южного фасада и новый вход в школу через актовый зал. Изменившаяся конфигурация здания зафиксирована на плане станции 1934 года, переименованной к тому времени в Иркутск-II.

Более 50 учеников приезжали «с линии», то есть с тех небольших остановочных пунктов, отдельно стоящих домов обходчиков и рабочих, вблизи которых не было никаких школ. Специальный поезд «Ученик» ежедневно собирал и привозил ребятишек со всей линии от станции Половина. В связи с этим остро встал вопрос о строительстве интерната.

В 1934 г. с организацией Восточно-Сибирской железной дороги была упорядочена сеть железнодорожных школ, им были присвоены новые номера (наша неполная средняя школа стала носить № 38). Контроль и постоянное внимание, усиление трудовой и ученической дисциплины, методическая и финансовая поддержка сыграли в жизни школы в эти предвоенные годы и свою положительную роль. К 1936 году в выстроенном на территории школы новом деревянном здании был открыт интернат, работали слесарная и столярная учебные мастерские, разбиты плодово-ягодный сад и опытный огород. Для нужд школы содержались три лошади, жеребята и корова, имелись необходимый сельскохозяйственный инвентарь, сани, телеги, ходок (легкая повозка). Учебный процесс оснащен книгами, приборами, оборудованием. В школе занималось 770 детей, которых обучали 24 учителя.

К этому же времени относятся существенные перестройки старого здания. Физический кабинет площадью 72 кв. метра примкнул с западного торца актового зала, а к одноэтажному пристрою южного фасада добавили более 110 кв. метров полезной площади. Соразмерность нового объема, внешняя отделка, величина и обрамление окон – всё это сформировало окончательный облик школы, который остался в памяти многих и многих поколений ее учеников.

В 1948 году закрылся интернат при школе, в освободившихся помещениях разместились начальные классы и некоторые профильные кабинеты. Численность учащихся была доведена до 800. В 1960-1961 гг. Восточно-Сибирская железная дорога начала передачу школ, находящихся в ее ведении, в систему народного образования. В их число вошла и наша школа, получив городской номер 67, статус ее остался прежним – неполная средняя школа (общее восьмилетнее обучение).

Со временем старое здание все больше и больше не соответствовало новым требованиям школьного процесса, его физический износ приближался к критическому. В надежде на скорое строительство в 1989 году оно было снесено. Классы временно перевели в здание расформированной школы рабочей молодежи, выстроенное для железнодорожной жандармерии в начале XX века. Школьное руководство начало борьбу за новую школу в буквальном смысле этого слова. Но прошел не год и не два, а более десятка лет, когда после встречи выпускников, посвященной 95-летию открытия школы, и их обращения в органы власти, в 1995 г. мэром Иркутска Б.А. Говориным и начальником ВСЖД Г.П. Комаровым было принято решение о долевом финансировании строительства.

Индивидуальный проект нового здания был разработан под руководством известного иркутского архитектора Елены Григорьевой в институте Иркутскгражданпроект. При этом  учтены ограничения, связанные с его размещением в зоне реликтовой рощи и сохранением тополиной аллеи, посаженной учениками в начале 1930-х гг. Компактное, сложной объемно-планировочной структуры здание было построено всего за год. 1 сентября 1996 г. торжественно открылась школа № 67, получившая статус средней. Она приняла 960 учеников, 60 учителей приступили к своим обязанностям.

 

* * *

 

…И вот уже закончился 2006-2007 учебный год, состоялся первый выпуск 11 класса, и покинули зеленый двор те, кто малышами-первоклассниками пришли осенним, солнечным днем в новую школу – школу XXI века. По-прежнему живы традиции, по-прежнему тепло встречают здесь и старых учителей, и бывших учеников. По-прежнему весело звучат детские голоса, и, кажется, реет над всеми образ старой, доброй школы! Ее фотографии в стенгазетах и в компьютерных презентациях, в кабинетах обществознания и в уголке краеведения, в исследовательских работах учеников. Ее история не забыта.

Давней и, казалось, неосуществимой мечтой было вновь заглянуть в высокие узкие окна, хотя бы мысленно пробежать по коридору, открыть двери в большой зал, где гимнастические кольца притянуты к стене, а посредине сверкает огнями и шарами новогодняя елка! Вот здесь, на втором этаже – кабинет биологии, на стенах – чучела ворон и сов. А рядом – кабинеты географии, математики. Под крутой лестницей – пионерская комната, там горны и барабаны, плакаты, идет репетиция…

Года три назад у учителя технологии Н.А.Судакова возникла идея создания макета деревянного здания, но фактических материалов для начала работы не хватало, не было качественных фотографий. Вместо них  – лишь фрагменты видов в разные периоды. Учителя, бывшие ученики, помнившие здание в прошлые годы, подключились к разработке эскизов, были найдены планы технической инвентаризации.

Вместе с учителем над пробным вариантом макета с увлечением трудился ученик 8-го класса Дмитрий Болотин. Отработав технологические вопросы сборки каркаса из деревянных брусков, сооружения крыши, Дмитрий решил с особой тщательностью выполнить не только внешнюю отделку, но и воссоздать интерьеры классов с партами, столами и школьными досками. А чтобы зритель через «стеклянные» окна мог это увидеть, каждый класс оснастил освещением, вмонтировав 20 маловольтных автомобильных лампочек.

На кропотливую, порой филигранную работу, Дмитрий затратил около полутора лет. Творение своих умелых и неутомимых рук он представил на всеобщее обозрение в День открытых дверей школы в феврале 2007 года, и сразу же по восторженным откликам понял, насколько технически добротна, важна, интересна, актуальна выполненная им работа. Затем макет школы был представлен на школьных олимпиадах по технологии Ленинского округа, города Иркутска и Иркутской области, участвовал в различных выставках – и везде ему сопутствовал успех, первые места, высшие оценки.

В декабре 2007 года Дмитрий, уже ученик 10-го класса, решил участвовать в научно-практической конференции «Мой город», которую по традиции проводит музей истории города Иркутска. На этот раз макет играл роль демонстрационного материала, а вся работа была выполнена в мини-формате «Комплексные научные исследования для воссоздания облика утраченного здания». Пояснительная часть выполнена под руководством учителя истории А.В.Ткачевой, научным консультантом стала автор данной статьи.

Дмитрий выступал последним, ему немало пришлось поволноваться. Но как только зажглись окна макета, освещая и освящая теплым светом памяти и историю станции Иннокентьевской, и столетнюю историю школы, как только речь зашла о любимой работе, давшей столько открытий, удовлетворения и уверенности в своих силах – атмосфера интереса и доброжелательности объединила и участников, и членов жюри. Когда доклад был закончен, все поспешили к макету, чтобы увидеть, удивиться, задать массу вопросов, поздравить и даже сфотографироваться вместе с автором и его произведением. Безусловно, работа была высоко оценена, а первое место вместе с грамотой и великолепной книгой А.В. и Е.А. Ополовниковых «Земля Иркутская, деревянная» стали заслуженной наградой.

В заключение Дмитрий сказал: «Заинтересованный идеей изготовить эту оригинальную конструкцию, я не подозревал, что результат превзойдет все мои ожидания. Макет в полной мере создает представление о старом здании школы, сохраняет память о ней, укрепляет связь поколений. Кроме того – воссоздает одну из интересных, ныне утраченных построек рубежа XIX–XX веков, связанных со строительством Транссибирской железной дороги». А мы, учителя и ученики прошлых лет, искренне благодарны талантливому молодому человеку, одному из лучших учеников, лауреату премии мэра г. Иркутска Дмитрию Болотину за доброе дело, за свет в окнах старой школы.

 

Н.Пономарева, 24.06.2008 г.
Текст, иллюстрации – Наталия Пономарева


В статье использованы исторические исследования автора, фото автора и Дм. Болотина.

Опубликовано в журнале Проект Байкал. Архитектура, дизайн, градостроительство, технологии. № 18, 2008

 

На Байкал

  • Листвянка
  • Ольхон
  • Заказ микроавтобуса в Иркутске

 

 


Иркутская область




 
 

Уважаемые господа! Копирование, тиражирование, иное использование фотографий, статей, размещенных на сайте "Иркутская область : Города и районы", возможно только с письменного разрешения НУК "Экспедиция ИнтерБАЙКАЛ"

 
© 2008-2019  All rights reserved