Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Про реноминацию

Я не против переименования иркутских улиц. Победившие в начале прошлого века большевики совершенно не церемонилась с мнением горожан, разом переименовав в городе 100 улиц. Думаю, из уважения к городским традициям стоит вернуть исторические названия, как минимум, Большой и Амурской. Негативное же отношение к действиям городских властей во многом складывается из чувства "меня не спросили". Лично меня в этой истории тревожат несколько моментов.

1) Ощущение раскола в обществе. Один лагерь празднует победу и прорыв. Над кем, куда? Не скрывается, что это Постановление - первая ласточка и переименование будет продолжено. Другой готовится к обороне и спешно пытается собрать и как-то скоординироваться с союзниками. Я считаю, что комитет по топонимике политически ангажирован. Месяц назад я был поражен, с каким энтузиазмом руководитель комитета Александр Гимельштейн, (издатель Восточно-Сибирской Правды,  президент Байкальской медиа–группы Председатель ИО Союза журналистов, профессор ИГУ, Директор областного художественного музея),  и другие представители "культурной общественности" набросились на Татьяну Суслову, пресс-секретаря отделения Пенсионного Фонда по Иркутской области, в связи с выставкой, где помимо прочих был стенд, посвященный Сталину. Очевидно полное неприятие определенного периода в истории и иных точек зрения.

2) Ощущение недемократичности процесса, при том что основные инициаторы реноминации позиционируют себя демократами. Мэр назначенный, комиссия назначенная. Не совсем ясна картина с опросом жителей ул.Бограда, что-то странное произошло с опросом на irk.ru. Как-то слишком единодушно с одобрением решения выступили городские сми и медиа-персоны. Дошло до того, что противникам переименования по большому счету негде высказать свою позицию, альтернативные точки зрения оказались вытесненными на обочину и представлены как маргинальные. Механизма воздействия на власть и выработки компромисса нет.  

3) Ощущение поспешности и некого лукавства. Не секрет, что основной задачей инициативной группы было переименование основной площади города именем графа Сперанского (впервые вопрос был поднят ИРО Союза правых сил в 2004 году). Тем не менее первым и самым обсуждаемым пунктом постановления мэра, стала улица Бограда. В итоге,  противники переименования площади оказались в двойственном положении. Как требовать отмены одного пункта из всего распоряжения? Последующие дискуссии и споры развернулись, в основном, вокруг Чудотворской, выводя решение по Сперанскому из-под удара.

4) Ощущение тревоги. В целом процесс достаточно закономерен. Революция и Советский Союз - в прошлом. Городская власть, по большому счету, превращается в сословную, состоящую из бизнес-элит и почетных граждан. Сейчас пытаются открутить историю назад, идеи и герои коммунизма - на свалку. История сделала виток, да сорвало резьбу. Вместо движения вперед, откат к временам графов. Но ведь 17 год не просто так случился. Считаю, сохранение имен революционеров в названиях улиц служило бы напоминанием "привилегированным сословиям" об опасности пренебрежения мнением и интересам народа. Что касается наиболее одиозных названий, я считаю, следовало бы давать улицам новые имена.

Олег Бережных