Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Воссоединение Иркутской области и УОБАО : Вместе по жизни

Людмила Берлина и Юрий Сюсин, председатель Совета АМОИО, на Форуме муниципальных образований.

Людмила Берлина и Юрий Сюсин, председатель Совета АМОИО, на Форуме муниципальных образований.

Полпред Сибирского федерального округа Анатолий Квашнин и глава УОБАО Валерий Малеев на встречах с населением округа.

Полпред Сибирского федерального округа Анатолий Квашнин и глава УОБАО Валерий Малеев на встречах с населением округа.

В период подготовки к референдуму муниципальной и областной властью была проделана огромная работа. Пос. Новостройка, Черемховский район. После оргсобрания.

В период подготовки к референдуму муниципальной и областной властью была проделана огромная работа. Пос. Новостройка, Черемховский район. После оргсобрания.

Таким видит объединение заслуженный  деятель культуры РФ, Осинская художница Любовь Бертакова

Таким видит объединение заслуженный деятель культуры РФ, Осинская художница Любовь Бертакова

Воссоединение Иркутской области и УОБАО состоялось.
Мы снова строим свое будущее  вместе. Как будут развиваться события в дальнейшем - об этом рассказывает вице-спикер областного Законодательного собрания Людмила Берлина

- Уважаемая Людмила Михайловна, Вы, можно сказать, были на острие процесса объединения, одним из его идеологов, человеком, во многом обеспечившим успешные результаты референдума. Зная о том, что Вы - уроженка округа, хотелось бы спросить: - Вы действовали исключительно как добросовестный чиновник, или цели и задачи объединения Иркутскойобласти и УОБАО совпадали с Вашей внутренней убежденностью в необходимости этого объединения?

- Конечно, я старалась действовать и как добросовестный чиновник, и не кривить душой.  Вообще, интересная у вас формулировка - она предполагает, что добросовестный чиновник – это человек, который делает что-то даже вопреки своим убеждениям, т.е. не по совести...  С таким подходом мне трудно согласиться. Думаю, добросовестный человек – это человек, который действует согласно велениям своей совести, своим убеждениям, независимо от того, чиновник он или нет. Недобросовестный человек не может быть добросовестным чиновником. Что касается объединения, то  не надо забывать, что решающее значение здесь имели результаты референдума, т.е. голосования самого населения. Ни воля губернатора области или главы администрации округа, ни позиция Законодательного собрания  или окружной Думы не смогли бы сдвинуть процесс, если бы решение референдума было отрицательным. Роль чиновников заключалась в том, чтобы разъяснить жителям последствия  того или иного их решения,  помочь им сформировать собственную позицию.

Нельзя сказать, что вопрос об объединении был бесспорным – всегда есть свои «за» и «против».  Вопрос только в том, каков их баланс, что перевесит. Я сейчас не буду снова приводить эти аргументы. Но поэтому, собственно, не 100 % жителей высказались за объедение, примерно 1/10 проголосовали против. И такую позицию тоже надо уважать и постараться  сделать так, чтобы то, чего они боялись вследствие объединения, из-за чего они голосовали против, не стало реальностью. Ну, если, конечно, это не было просто протестное голосование, такое тоже имеет место, т.е. голосование не столько за дальнейшее существование отдельных субъектов, сколько просто против каких-либо изменений, против объединения как такового.

- Конечный результат объединения, как мы все хорошо себе уяснили за время подготовки к референдуму, это повышение жизненного уровня жителей сегодня уже единой Иркутской области (хотя окончательное объединение произойдет после выборов в областной парламент). Как Вы считаете -сегодня у власти имеется четкое видение путей достижения этой цели? Какие её первые шаги в этом направлении Вы могли бы отметить? Что сами считаете первоочередным?

- «Повышение жизненного уровня» - это задача амбициозная. Это не на год, не на два и даже не на три. Хотя аналитики накануне объединения прогнозировали превращение региона в самодостаточный, с профицитным бюджетом уже через 3 года. Дай Бог, чтоб так и было, но это будет как раз только началом реального улучшения жизни, выходом на новые рубежи и перспективы. Но первые 3 года планируется сохранить поддержку федерального центра. В частности, области было обещано оказать государственную поддержку в строительстве следующих объектов: детского дома, перинатального центра, противотуберкулезного диспансера и Дома спорта в поселке Усть-Ордынский; центральных районных больниц в селе Баяндай, поселках Бохан и Кутулик; поликлиник в селах Новонукутск и Оса; школ в селах Каменка и Хохорск, Русские Янгуты Осинского района; мостового перехода через реку Ангару в городе Иркутске; транспортного обхода города Иркутска с мостовым переходом через реку Иркут т.д.  А в дальнейшем аккумуляция экономических ресурсов области и округа, создание единого экономического пространства в результате объединения, безусловно, закладывает хорошую почву для преобразований, для реализации крупных инвестиционных проектов, таких как освоение Ковыктинского газоконденсатного месторождения, Сухого Лога; строительство нового алюминиевого завода в Тайшете, а вот пуск еще одной очереди Иркутского алюминиевого завода уже состоялся. А это и новые рабочие места, и повышение доходов людей, и приток поступлений в региональный бюджет.

По прогнозам, должна повыситься и производительность сельскохозяйственной отрасли, а это прерогатива, в том числе, и  округа, и тут планируется оказать существенную государственную поддержку из бюджета области. Это, конечно,  должно сказаться на повышении жизненного уровня селян. 10 рублей из бюджета области – закуп 1 кг мяса, произведенного в личном подсобном хозяйстве. 2,5 рубля –  закуп 1  литра молока – это уже сегодняшняя реальность. В 2007 году такой поддержки селянам не было не в области, ни в округе. Перспективным является и грамотное освоение лесов, появление новых лесоперерабатывающих производств.

1-го января в РФ образовался новый субъект Федерации. Чем онюридически отличается от прежней Иркутской области (кроме увеличения числа муниципальных образований)? В чем будет это отличие выражаться?

Образно говоря, примерно тем же, чем отличается жизнь двух соседей по коммунальной квартире после вступления их брак, создания единой семьи: они ведут совместное хозяйство, у них общий бюджет, они вместе решают вопросы своего совместного быта и т.д.

С 1 января 2008 г. новая Иркутская область – это единая территория, целостный организм. У нее теперь будет единое законодательство, единый бюджет, единые органы власти – один региональный парламент, один глава субъекта – губернатор, единая система исполнительных органов, одна избирательная комиссия, одна контрольно-счетная палата и т.д. Будет единая налоговая система, единая государственная собственность.

Правда, это пока больше дело будущего – вы знаете, что сейчас идет переходный период, и полностью область начнет функционировать как единый субъект только после формирования новых органов власти – избрания первого Законодательного собрания, наделения полномочиями первого губернатора  нового субъекта. Тогда первым делом будет принят новый Устав, который и станет базой дальнешего юридического существования нового единого субъекта РФ.

Но и сейчас уже элементы интеграции налицо. В 2008 г. впервые появился единый бюджет, хотя принимался он сразу двумя законодательными органами – Законодательным собранием области и Думой округа.

В этом же году начнется постепенное объединение правовых систем области и округа. ФКЗ позволяет нам принимать законы нового субъекта, т.е. такие, которые будут распространяться и на прежнюю территорию области, и на округ, либо распространять законы одного из прежних субъектов на всю объединенную территорию.

Наконец, в системе органов власти тоже с этого года произошла унификация, хоть и на временных началах: пока не сформированы новые органы власти объединенного субъекта, их полномочия осуществляют органы власти прежней Иркутской области, а Дума, глава администрации, другие органы округа прекратили свою деятельность.

- Вопрос, не претендующий на оригинальность: в чем сегодня заключаются гарантии сохранения традиционной бурятской культуры на территории Усть-Ордынского Бурятского округа? Какими могут, и должны быть пути реализации этой задачи?

- Скажу так: сохранение традиционной национальной культуры  - это всегда дело прежде всего представителей самой этой национальной культуры, их желания. Объединение области и округа по большому счету никак не влияет на это. Наличие управленческой автономии в рамках государства, самостоятельности в админстративно-территориальном отношении само по себе не гарантирует сохранения национальной самобытности, равно как и ее отсутствие нисколько этому не мешает. Самый яркий пример, может быть, из истории нашей страны – Еврейская автономная область, отдельный субъект РФ, который однако сложно назвать оплотом традиционной культуры одноименной нации...

Юридические механизмы могут быть различными – это создание национально-культурных автономий, это поддержка народных художественных промыслов, это введение в школах факультативов, посвященных изучению и пропаганде национальной культуры, создание специальных просветительских организаций с той же целью и т.д. Это общие механизмы, которые в российском законодательстве предусмотрены для всех народов, населяющих страну. В нашей области они достаточно успешно используются.

В качестве гарантии специально для округа ФКЗ об объединении предусмотрел обязанность органов госвласти РФ и органов госвласти нового субъекта РФ оказывать коренным и традиционно проживающим на этой территории народам помощь в сохранении национальной самобытности, развитии их национальных языков и национальных культур. В том числе говорится о возможности наделения федеральными законами и законами нового субъекта РФ органов местного самоуправления муниципальных образований государственными полномочиями в области защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов и народов, традиционно проживающих на территориях данных муниципальных образований.

Для бывшего округа, кроме того, предусмотрена еще одна немаловажная правовая форма: создание на его территории административно-территориальной единицы с особым статусом – Усть-Ордынского Бурятского округа. Статус этой единицы, ее особенности в составе области, должны быть определены уставом нового субъекта. Но на стадии подготовки к объединению некоторые механизмы уже были согласованы и озвучены. В Обращении Законодательного Собрания Иркутской области, Думы Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, Губернаторов Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа к Президенту РФ содержатся следующие предложения по статусу территории Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в составе нового субъекта Российской Федерации:

  1. в законодательном (представительном) органе государственной власти нового субъекта Российской Федерации гарантируется представительство населения Усть-Ордынского Бурятского округа;
  2. исполнительную государственную власть нового субъекта Российской Федерации на территории Усть-Ордынского Бурятского округа будет осуществлять администрация округа - исполнительный орган государственной власти нового субъекта Российской Федерации под руководством  специального должностного лица в статусе заместителя губернатора нового субъекта Российской Федерации. Администрация округа будет наделена полномочиями для осуществления деятельности по сохранению национальной самобытности народов Усть-Ордынского Бурятского округа, развитию их языков и национальных культур;
  3. в течение срока, определяемого уставом нового субъекта Российской Федерации, сохранятся неизменными границы муниципальных районов, созданных в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе в рамках реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ2.

- Людмила Михайловна, что бы Вы сегодня посоветовали главам муниципальных образований - районов, входящих в округ? Как они могли бы максимально эффективно использовать новую ситуацию в интересах своего населения? Что они должны сделать в период до окончательного объединения?

- Задачи органов местного самоуправления муниципальный образований как области, так и в округе, в общем-то едины. Объединительный процесс не повлиял на это сколько-нибудь существенным образом. Проводимая реформа местного самоуправления – едина для всей страны  и задачи, стоящие перед органами местного самоуправления, соответственно - тоже.

Органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований в округе – сельских поселений – сформированы и с 1 января 2007 г. приступили к работе, т.е. теперь в округе, как и в области с 2006 г., функционируют оба уровня местного самоуправления – муниципальные районы и сельские поселения. Одно из отличий состоит в том, что в области депутаты низовых дум были избраны на 2 года, и  2 декабря  2007 г. состоялись выборы в новые составы этих органов, а в округе первоначальный срок полномочий был определен в 3 года, и соответственно новые выборы в представительные органы сельских поселений предстоят в октябре 2008 г. Это, видимо, и есть одна из главных задач – провести выборы и сформировать новые представительные органы.

Ну а дальше необходимо работать, отлаживать систему взаимоотношений область – муниципальный район – поселения.

То есть речь идет о задачах самого местного самоуправления. Каких-то специфических задач в связи с объединением, пожалуй, невозможно выделить. Человек должен быть счастлив при том,  что он делает. А дел в области очень много!