Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Из жизни священников Алякринснких (Иркутск)

Несколько трагических эпизодов из жизни священников Алякринснких (Иркутск)

Эта история началась для меня с неожиданно попавшей в руки старой фотографии. На снимке было пять священников, а в центре гроб с телом покоившейся в нём женщины. За гробом сидел священник с девочкой на руках. На мой вопрос ответила Вероника Владимировна Алякринская:

- В гробу моя мама Евдокия Даниловна, а на руках у священника, отца Владимира сижу я, мне пять лет, а священник – мой отец. Гроб стоит на паперти церкви в Шерагуле. Мама скончалась родами, младенец прожил несколько часов, а маму успели довезти до Шерагула из села Бадар, но в больнице она умерла. Было это в 1928 году. Да и история самой фотографии удивительна.

12 января 1938 года в дом № 25 по улице Медведниковской (ныне Халтурина) пришли сотрудники НКВД с двумя понятыми. Фамилию понятых Вероника помнит до сих пор: Иванов и Гринберг. В первую очередь собрали все фотографии, их сложили в платок на столе, но в узел не связали. Сотрудники полезли в подпол, понятые остались наверху. Вероника стояла у стола: ей стало так горько: вот сейчас заберут все фотографии, а у неё памяти о маме никакой не останется. Она взяла верхнюю фотографию и положила под клеёнку. Понятые промолчали. Из подпола поднялся сотрудник с бутылкой старинного вида, вся в пыли и в паутине, в ней плескалась какая-то жидкость. Бутылку и фотографии связали в узел, забрали отца, Один понятой спросил; «На что жить будешь?» Вероника показала им тридцатку. Заботу о Веронике взяли на себя сёстра отца; Надежда и иногда навещала другая сестра, Вера. Веронике было 14 лет.

Угол Медведниковской и Мясной был гнездом священников Благосклоновых и Алякринских, служивших по разным приходам Иркутской губернии.

Священник Пётр Благосклонов привёз из деревни два дома и поставил их связкой по улице Медведниковской до Мясной, внутри двора были ещё дома. А на самом углу стоял дом священника Андрея Алякринского, служившего в церкви села Урик, там же и был похоронен в ограде церкви.

В доме, на самом углу Медведниковской и Мясной жил потом Аркадий Андреевич Алякринский, женатый на дочери Петра Благосклонова.

Фамилия Алякринских упоминается ещё в середине Х1Х века, но я хочу рассказать только об Аркадии Андреевиче и судьбе его потомков

Достоверно известно, что к 1882 году он служил учителем в Нерчинском духовном училище, происходил из семьи священника Андрея Фёдоровича Алякринского, служившего долгое время в Уриковской церкви Иркутского округа. В Урике он и скончался и был похоронен в ограде церкви.

В январе 1882 года Аркадий Андреевич был рукоположен в сан священника Нижнеудинской Воскресенской церкви. Какое-то время служил в церкви села Куяда, в этом селе родился его сын Владимир в 1884 году. В начале 90-х годов Аркадий Андреевич был переведён в Иркутск на место священника Успенской церкви, которая стояла когда-то на том месте, которое ныне именуется площадью Декабристов.

Тогда-то семья Алякринских обосновалась в усадьбе на углу Медведниковской и Мясной, здесь и родились дети: Надежда, Александр, Андрей, Вера.

В этой усадьбе было много детей. Росли, учились: кто в Епархиальном училище, кто в гимназии. Повзрослев перебрались на учёбу в Казань. Из пятерых детей Аркадия Андреевича Алякринского и Любови Петровны Благосклоновой в Казани учились Александр, Андрей, Владимир и Надежда. Александр пошёл в Духовную Академию, Владимир и Андрей поступили в Казанский университет: Владимир на медицинский факультет, Андрей на естественный. Надежда поступила в Повивальный институт, чтобы получить профессию повивальной бабки.

Владимир, проучившись четыре с половиной семестра, вдруг решил жениться, взяв женщину с ребёнком.

Любовь Петровна, воспитанная в строгих религиозных правилах, была всё-таки дочерью священника, поехала в Казань и привезла сына в Иркутск.

Но не всё было по слову Любови Петровны. Владимир долго не женился, очевидно, не заживала душевная рана. Ему пришлось жениться на 39-ом году жизни, когда в этом возникла необходимость, но об этом чуть позже. И Александр, окончив Духовную академию, не пошёл по духовной стезе, а стал кадровым военным.

Началась Первая мировая война. Первым в 1914 году ушёл Андрей, вскоре вслед за ним, в 1915 году и Аркадий Андреевич.

К какому роду войск принадлежал Андрей доподлинно неизвестно, но Аркадий Андреевич исполнял пастырские обязанности на Северном фронте.

Случилась и короткая встреча на войне отца и сына (Фотография Аркадия Андреевича и Андрея, Варшава, 1916 год.) 

Оба были на фронте все годы войны и благополучно возвратились домой. Но в 1919 году Андрей погиб в Иркутске, на Синюшиной горе. Он пошёл в дозор вместо товарища, у которого были именины, был убит в перестрелке.

В 1917 году, в год революции исполнилось 35 лет пастырского служения церкви Алякринского Аркадия Андреевича.

Дату смерти Аркадия Андреевича установить не удалось, но судя по событиям, происходившим в то время, очевидно, это случилось в 1921 году или в начале 1922 года. Аркадий Андреевич, умирая, сознавал, что прерывается их традиция служения, поэтому призвал сына Александра и просил его вступить на ниву пастырского служения, поскольку он закончил Духовную академию.

После долгого и тяжелого разговора Александр решительно отказался. Тогда о.Аркадий позвал сына Владимира, прося его дать обет о принятии сана священника.

Выполняя обет, данный отцу, в 1922 году он женился на Евдокии Даниловне Лыткиной, сестре священника о.Георгия, служившего в церкви села Каразей, поскольку неженатого священника на приход не ставили.

Владимир Аркадьевич Алякринский был рукоположен в дьяконы села Холмогой, в 1 декабря 1924 года рукоположен был в священники Никольской церкви села Залари. Затем служил в церкви села Умыген до получения лучшего прихода. Был переведён в Александровский завод Куйтунского района Иркутским епископом Кириллом в июне 1925 года.

Начинается путь неустанного служения о.Владимира церкви в не очень лёгкие времена, времена нагнетания атеистической пропаганды, уничтожения церкви, насильственного искоренения религиозного сознания людских масс и физического уничтожения священнослужителей.

По случаю пожара церкви в Александровском заводе Иркутским епископом Ираклием в июне 1925 года был переведён в Вознесенскую церковь села Гадалей. В октябре 1927 года по прошению переведён в Троицкую церковь села Бадар Тулунского района Иркутским архиепископом Киприаном.

С о.Владимиром в места его назначения следуют его жена Евдокия Даниловна и дочь Вероника, родившаяся в 1923 году. Неподалёку, в Шерагуле живёт её мать Феоктиста Петровна, в селе Каразей служит её брат Георгий Данилович. Кажется, что жизнь входит в спокойное русло: большой дом, в хозяйстве, корова и лошадь.

Евдокия Даниловна ждёт ребёнка. В декабре 1928 года рождается младенец, прожил всего несколько часов, в опасном положении Евдокия.

Её везут в больницу села Шерагул, но там она умирает, не удалось спасти. Перед смертью успела благословить дочь иконой Казанской Божьей матери.

После смерти жены для о.Владимира наступают тяжкие времена: приход пока не уничтожают, но из большого дома выселяют, - дала приют бедная семья. В маленькую комнату с трудом разместили большой письменный стол, этажерки, кресла, цветы, книги. Корову пришлось прирезать, негде было держать. Насушили мяса, наделали кровяных колбас. Но с конём Белоножкой было жаль расставаться, уж больно хорош был конь: молодой, красивый, в белых чулках на всех четырёх ногах. Воистину Господь всё предвидит: в одну морозную ночь Белоножка унёс их от беды.

В декабре 1929 года состоялось заседание сельского совета. После наступления сумерек в окно поскрёбся человек. О.Владимир вышел к нему, тот сказал: «Батюшка, уезжай, тебя ночью придут арестовывать».

Владимир Аркадьевич запряг Белоножку в кошёвку, поскидал туда кое-какие пожитки, укутал потеплее дочь и помчался в Шерагул. По дороге за ним увязалась стая волков, один даже пытался запрыгнуть в кошёвку.

Вынес Белоножка, волки в азарте преследования даже заскочили на окраину Шерагула. К бабушке Феоктисте Петровне не заезжали, а направились в сторожку стрелочника станции Шуба Пё’трушке и жене его Аннушке. Белоножку оставили стрелочнику, а он посадал их на поезд до Иркутска.

В Иркутске пошли в дом Благсклоновых на Медведниковской, уже ставшей Халтурина, всё-таки это было их наследство. Но поселили в маленькой комнатке, там жили две телеграфистки, а их всё уплотняли и уплотняли. Поселили двух милиционеров, так что они оказались у самой двери. На кухне жила старуха Александра Леонтьевна, а поскольку как-то все ужились, то она кормила их немудрящей едой, так называемым бурдуком, овсяным киселём.

В апреле 1930 года Иркутским епископом Варсонофием о.Владимир был назначен священником в церковь села Куда, выделили дом. Питались с Вероникой тюрей, ходили ловить карасей. Веронике пришлось самой их жарить. Там они и прожили целое лето. А в октябре о.Владимир был назначен временно вторым священников в градо-иркутскую Благовещенскую церковь до февраля 1931 года. С апреля 1931 года был назначен исполняющим обязанности псаломщика вместо высланного при градо-иркутской Богородице-Владимирской церкви. В ней он пробыл до ноября 1934 года.

Согласно протокола собрания исполнительного органа Никольской нагорной общины принят и Преосвященнейшим архиепископом Павлом утверждён священником при Никольском горном храме 11 ноября 1934 года, где и служил до дня ареста 11 января 1938 года. Никольский храм был закрыт и превращён в кинотеатр «Экран», что на улице Омулевского.

С 1937 года началось уничтожение семьи Алякринских, изведение их под корень.

В 1937 году был арестован Александр Аркадьевич Алякринский. Уже упоминалось ранее, что он отказался принять духовный сан, стал офицером, а потом приобрёл профессию бухгалтера и работал в качестве него в тресте «Лензолото» до самого ареста. Был расстрелян 25 февраля 1938 года.

Владимир Аркадьевич был арестован 12 января 1938 года. Разве думали они с Вероникой, что через несколько часов их судьба переменится, когда ходили на оперу «Черевички» в бывший зал Общественного собрания. Уговорила дочь сходить в театр после каникул. Когда сели ужинать за отцом пришли. 25 февраля 1938 г. Владимир Аркадьевич был расстрелян.

Алякринский Леонид Андреевич, сын Андрея Аркадьевича, внук Аркадия Андревича, работавший помощником прораба 3-его строительного участка станции Иркутск-II был арестован 20 мая 1938 года, расстрелян 2 июня 1938 года, через десять дней после ареста.

Брат Евдокии Даниловны о.Георгий из села Каразей арестовывался дважды в первый раз в 1935 году, но был реабилитирован. Но точно известно, что он арестовывался и во второй, о чём сведений не имеется. Георгий Данилович бесследно исчез.

В роду Алякринских был ещё один священник, Тихомиров Захар Николаевич. Служил он в Уриковской церкви. Был женат на внучке Петра Благослонова, дочери Ольги Петровны, сестре жены Аркадия Андреевича. Сколько было проведено счастливых летних дней в Урике, когда туда съезжалась вся семья Алякринских во главе с Аркадием Андреевичем.

Захар Николаевич некоторое время служил в церкви села Горохова, а когда, очевидно, понял во что превращается жизнь, оставил пастырское служение и стал простым истопником. Его арестовали 11 марта 1938 года, расстреляли 30 июня 1938 года. Когда родственники уже в 60-х годах прошлого века знакомились с его делом, то с удивлением узнали, что ему вменялась в вину неправильная кладка печек, отчего они разваливались.

Несмотря на то, что большевики и их наследники старались вырвать из памяти людской деяния людей благородных, истово служивших людям, своей цели они достигли. Память о них сохраняется, бережно хранятся те реликвии, что остались после них.

Эльвира Каменщикова 
Иркутск, 17 января 2013 года

Особая благодарность правнуку о.Аркадия Владимиру­ Евгеньевичу за помощь в обработке фотографий. Э.А. 

 

 

Фотография похорон Евдокии Даниловны Алякринской

На паперти церкви в Шерагуле (середина декабря 1928 г.). В гробе покоится Евдокия Даниловна Алякринская (Лыткина). Слева два священника: первый – неизвестный, второй, о.Гергий, брат покойной, священник церкви села Каразей. Сидит за гробом о.Владимир с дочерью на руках, супруг покойной, священник церкви с.Бадар. Справа два священника; первый без головного убора – неизвестный, второй, в камилавке о.Михаил (Мясников), священник церкви с. Шерагул. Рядом с отцом Владимиром справа мать покойной Феоктиста Петровна, сестра покойной Евдокия (Дуня), дети: дочери отца Георгия Нина и Утя (Устинья). Из-за спины о.Георгия смотрит Аннушка, жена стрелочника со станции Шуба.

Алякринский перед отъездом Аркадия Андреевича на фронт

Семейная фотография перед отъездом Отца Аркадия на фронт. 1-ый ряд слева направо: мать Аркадия А., Леонид - сын Андрея Арк., Андрей уже находился на фронте, супруга Отца Аркадия – Любовь Петровна (урожд. Благосклонова), Пана – приёмная дочь Надежды Аркад., Ольга Петровна Шатковская, сестра Любовь Петровны, Захаровна, няня, прожившая в семье Алякринских 30 лет. Стоят:Александр Арк., супруга Андрея Арк. – Клавдия Петровна, Надежда Арк., Вера Арк., Владимир Арк.

Фотография отцов благочинных Северного фронта

Отцы благочинные на северном фронте. 1-ый ряд, в центре; протопресвитер военного и морского духовенства о. Г.Шавельский, справа главный священник армий Северного фронта о.С.Голубев, третий справа о. А.Алякринский, 1916 год

Фотография Аркадия Андреевича и Андрея, Варшава, 1916 год.

Отец и сын Аркадий Андреевич Алякринский и Андрей Аркадьевич, Варшава, 1914 г.

Портрет Аркадия Андреевича, 4 января, 1919 год, Иркутск.

Портрет Аркадия Андреевича Алякринского, подаренная дочери Надежде и зятю на «молитвенную память», 1919 г., 19 января ст.ст., Иркутск

Фотография Евдокии Даниловны

Слева: Евдокия Даниловна Лыткина, послушница Знаменского женского монастыря (Иркутск) будущая жена Владимира Алякринского