Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Остров Ольхон как утраченный фактор бурятской этничности

Туризм на Байкале... Бал правят жадность, правовой нигилизм и презрение к интересам местных жителей со стороны правительственных структур, московских олигархов и доморощенных барыг... Ситуацию усугубляют недееспособность Прибайкальского нацпарка в плане туризма и охраны территории, отрицание 131-ым ФЗ туризма как инструмента развития муниципальных образований, долгое отсутствие в России единого эффективного природоохранного ведомства и непонимание того факта, что пресная байкальская вода - это категория, относящаяся к национальной безопасности России, значение которой для страны в сотни, в миллионы раз превышает все выгоды от туризма на берегах Байкала...

Владимир Бережных

Владимир Бережных

Сакральный мыс Бурхан на острове Ольхон

Сакральный мыс Бурхан на острове Ольхон и пролив Малое море

Повторю - пресная байкальская вода - это категория, относящаяся к национальной безопасности России, значение которой для страны в сотни, в миллионы раз превышает все выгоды от туризма на берегах Байкала... Именно из этого надо исходить, рассуждая о перспективах развития массового (как к тому призывает само правительство в лице Ростуризма) туризма на Байкале. Сегодня вопрос уже встает так: на Байкале или туризм, или природа. Или БЦБК, или чистая вода. Или изуродованная этносоциальная среда, или заповедник сибирской старины, источник бурятской этничности...

Работая в байкальском туризме с 1980-го года, и занимаясь этой темой поныне, я не понаслышке знаю о проблемах туристской отрасли, об ее ресурсах, в т.ч. – и ресурсах для этнотуризма. Поэтому я достаточно хорошо знаю о том, что туризм может стать как эффективным инструментом вовлечения в оборот ресурсов, связанных с историей и культурой бурятского народа, так и о том, что он же может стать могильщиком того вмещающего ландшафта, где, по сути, зародился и окончательно сформировался бурятский этнос. Речь идет о Байкале, а точнее - о прибрежных территориях пролива Малое море и об острове Ольхон.

С горечью приходится констатировать, что материковое побережье с его теплыми заливами нами уже почти утрачено, а там где еще не застроено безликими турбазами – превратилось в свалку. Та же участь в самое ближайшее время, с пуском второго парома, грозит острову Ольхон. Есть реальные перспективы превращения его, как Рублевское шоссе под Москвой, в зону отдыха и проживания для VIP-персон, запретную для всех остальных, в т.ч. и для нас, для местных. Сегодня Ольхон стремительно превращается в пародию на  коттеджный подмосковный поселок. Уже сегодня активность предпринимателей в сфере туризма выплескивается за пределы поселка Хужир, за пределы других населенных пунктов острова, уже втихомолку застраиваются площадки на ранее нетронутом побережье, например - на Сарайском пляже. Еще  совсем немного – и приберут в частные руки памятник природы и святой для коренных народов мыс Бурхан, которому поклоняются все буряты – и шаманисты, и буддисты, и атеисты. Да и не только буряты. Поэтому Бурхан, по своей сути, является природным храмом для всего бурятского народа. Более того, С. Жамбалова в своей книге “Профанный и сакральный миры ольхонских бурят” пишет: - Остров Ольхон - географический центр этнической территории бурят Предбайкалья и Забайкалья, середина мира бурятской ойкумены. Байкал является главным символом этнической принадлежности данного народа, поэтому не случайно, что действо в его этногенетических и космогонических мифах почти всегда происходит у озера или в его водах. А всю сакральность уникального Байкала, которой его наделили ближайшие предки бурятского народа - эхириты, булагаты, хори и хонгодоры, сконцентрировал в себе о-в Ольхон. Он изобилует сакральными объектами общенародного значения, поэтому современные шаманы из Улан-Удэ в 90-е годы ХХ в. официально признали остров культовым центром общебурятского значения. -

Сегодня этот культовый центр подвергается нашествию диких автотуристов, большинство из которых исповедует принцип «После нас хоть потоп…». Тысячи автомобилей ежедневно летом привозят тонны мусора, увозя обратно выдранную с корнем богородскую траву, рыбу и другие «дары природы». В ближайшее время нагрузка на остров Ольхон со стороны автотуристов возрастет вдвое - втрое с пуском второго парома между островом и “континентом”. И мы стремительно потеряем (благодаря "заботе" пароходства или чиновников?) остров и как природный объект, и как культовый центр.

Что же делать? Сохранить остров Ольхон можно,  например, если придать ему статус территории традиционного природопользования, или объявить ландшафтно-этнографическим комплексом национального значения (наиболее приемлемую форму могут подсказать юристы).  Отрегулировав при этом, естественно, отношения с Прибайкальским национальным парком. Ольхон вполне возможно превратить в заповедник бурятской и русской сибирской культуры. Но для этого необходимы согласованные действия и местного населения, и бурятской общественности, и государственных структур, ответственных за сохранение и развитие культуры народов, проживающих в Прибайкалье.

Законодательное собрание и администрация Иркутской области готовят совместное обращение к президенту и правительству России о разработке федеральной целевой программы (ФЦП) по охране озера Байкал и устойчивому развитию Байкальской природной территории. Пока не поздно, в состав рабочей группы необходимо включить представителей бурятской и русско-сибирской  общественности, которые бы проанализировали и обобщили все проблемы и угрозы для своей этничности, связанные с разрушением этносоциальной среды, сложившейся на Ольхоне, на берегах Байкала в целом. Жизненно важно, чтобы Федеральная целевая программа по развитию Байкальской природной территории (если она будет принята) стала, в т.ч., и эффективным инструментом превращения со временем Ольхона в модельную территорию устойчивого развития бурятского этноса, чтобы под его руководством остров стал заповедником сибирской русской и бурят-монгольской кочевой культуры, где дети (и не только бурятские) знакомились бы с основами этой культуры, где были бы созданы условия для возвращения на остров животных, когда-то там обитавших - а это и дикие ослы куланы, дзерены, верблюды, тарбаганы, медведи, сохатые, изюбры, соболь и т.д. Некоторые биологи утверждают, что остров мог бы стать идеальным резерватом для тахи - лошади Пржевальского. Что же, и эта точка зрения имеет право на жизнь. В итоге -  такой сценарий развития: остров постепенно превращается в заповедник бурятской и русско-сибирской культуры, где разрешается возведение туристских объектов  только на основе национальной исторической - бурятской или соседствующей с ней русской сибирской традиции, в заповедник дикой степной природы. Все это в комплексе будет привлекать на Ольхон туристов со всего мира, обеспечивая Центр сохранения и развития бурятского этноса средствами для выполнения своих уставных задач и для сохранения острова. А средства на реализацию такого масштабного проекта должна дать ФЦП, а также необходимо взять из тех, что выделяются на создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа…

Но пока очевидна другая перспектива - “рублевская”. А еще всегда найдутся “патриоты”, готовые предложить Ольхон для резиденции президента России, для проведения очередного саммита АТЭС... Дескать, под это дело сюда же та-а-кие «бабки ввалят»!  Ввалить-то ввалят, и кто-нибудь от них поимеет откаты, но потом на каждой сопке снайперы будут сидеть, чтобы, не дай бог, VIP-гостей кто-нибудь не потревожил…

И очень быстро станет очевидным, что в затянувшихся спорах на тему, например, - мешают ли бурятские диалекты развитию литературного бурятского языка, нужно ли ему «донорство» со стороны монгольского, или «монголизмы» не допустимы - лучшие умы бурятской нации проморгали на самом деле значительно более важное - возможность создать своего рода резерват родной культуры, из которого веками могло бы подпитываться молодое поколение. Проморгали Большое Голоустное, из которого, по идее, надо было делать «музей под открытым небом», который бы сохранял последние остатки уникальной прибрежной бурятской культуры, сибирского русского быта. Вместо этого нам «светит» этакая «сибирская Ницца» в виде особой экономической зоны туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ) (вот только учли бы еще разработчики этой зоны разницу между климатом Лазурного берега и Байкала…). И безусловно, в этой «Ницце» не будет никому дела до традиционного жизненного уклада, складывавшегося здесь столетиями, до сельских сенокосов и других нужд местных жителей. Да и жителей здесь не останется – выдавят их также, как в Листвянке… Вместо них будет, по замыслам авторов сюжета с Большой Голоустной, сезонный обслуживающий персонал.

Мой проект (точнее – предпроектное предложение) «Природно-исторический туристический комплекс «Байкало-Монгольская Азия» на острове Ольхон» несколько лет «висел» на сайте Иркутской областной администрации в разделе «Инвестиционный процесс» (кстати, до сих пор проект в Интернете! – http://admirk.govirk.ru/invest-bef/proekt/8-tur/tur-2.htm).

 Не счесть запросов, поступивших ко мне за это время, даже из посольства России в Китае. Интерес у потенциальных инвесторов пропадал, когда они узнавали, что даже на предварительные исследования по этому проекту область не нашла денег - 550-600 тыс. рублей! Стоимость реализации всего проекта в тех ценах я оценивал в 5.5 - 6 млн. $. Но не это пугало интересующихся, а то, что и речи не было о государственно-частном партнерстве по подготовке этого проекта, а это значит, что на поддержку со стороны власти нельзя было рассчитывать. Может быть, сегодня власть обратит внимание на этот проект?

К сожалению, власть, в лице Ростуризма и РОСЭЗ больше доверяет«...экспертам высочайшего уровня из Санкт-Петербурга, Австрии и Хорватии» (цитирую по сайту Ростуризма), т.е. «Леонтьевскому центру», австрийской «Делойт & Туш», немецкой компании "Роланд Бергер Стрэтэджи Консалтентс ГмбХ" и т.д., способных за нормальные (т.е. за очень большие) деньги за неделю обосновать особую туристскую зону хоть в Листвянке, хоть в Большой Голоустной (где от постоянных ветров даже деревья не растут, сточные воды гнать некуда, населения под обслуживающий персонал одной гостиницы не хватит…), да и хоть бы и на Луне. А что думает по поводу западных разработок местное население? Да какая разница, что оно там, на Байкале, думает! Кто его будет спрашивать…

Боюсь, что «благодаря» этим экспертам вместо уникальной природной системы с очагами традиционной бурятской культуры мы в итоге получим побережье, застроенное по европейским стандартам качества. Вот только для кого оно будет, это качество?! И побережье тоже…

Владимир Бережных

 

P.S. Отвечаю тем, кто требует от меня высказать собственное мнение об особой экономической зоне туристско-рекреационного типа на иркутской стороне Байкала – нужна или нет?! Зона, конечно нужна (грех отказываться от бюджетных денег на это...), но только не в Большом Голоустном. А где? - ответ очевиден - на южном побережье Байкала от Танхоя до Мангутая. Там и инфраструктура (включая очистные), и избыточное население, и теплая снежная зима, а значит и возможности для зимнего туризма и горных лыж. Там даже купаться летом можно на Муринской банке! Там железная дорога и федеральная трасса, там роскошные долины и красивые горы (сегодня опыляемые выбросами БЦБК...). Чем это место не устроило РОСЭЗ? Памятник бы благодарное человечество поставило росэзовским чиновникам, если бы благодаря турзоне удалось избавиться от БЦБК!

Ясно одно - правительство допустило серьезную ошибку, определив под ОЭЗ ТРТ село Большое Голоустное. Эту ошибку надо исправлять, пока не поздно. Исправление ошибки с БЦБК затянулось почти на полвека...