Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Золотые руки (о вышивках Н.Н. Михайловой)

Вышивка Н.Н. Михайловой

Посмотреть работы можно здесь

Иркутское «Родословие» представляет рукоделье Н.Н. Михайловой. Наталья Николаевна – один из первых и деятельных членов нашего общества. Круг генеалогических интересов Н.Н. Михайловой, казалось бы, не очень широк – это поколения до прабабушек и прадедов. Но исследования этого периода поражают своей глубиной и живыми чувствами воспоминаний. Среди предков – люди известные в истории Иркутска: дед участник Русско-японской войны доктор Н.Н. Бессонов, его первая жена В.Б. Шостакович, кузен Н.Н. Бессонова военный гидрограф, сподвижник А.В. Колчака по полярным исследованиям Ф.А. Матисен, дяди – московский художник С.Н. Бессонов и писатель Ю.Н. Бессонов. И, конечно, самые близкие люди Натальи Николаевны – бабушка, в своё время выпускница Девичьего института, вечная труженица Анна Викторовна Бессонова (урожденная Гейбович), отец Николай Николаевич Михайлов, один из руководителей строительства Ангарского моста, позднее – командир партизанского отряда, без вести пропавший в годы Великой Отечественной войны, мама Наталья Николаевна Михайлова (урожденная Бессонова),

Им и другим членам семьи посвящена книга воспоминаний Натальи Николаевны «Земля и корни» (2007), несколько публикаций в журнале «Тальцы», очерк «Родословие Бессоновых» в сборнике членов общества «К своим истокам» (2009).

Книга Е. Чернохвостовой-Левенсон (США, 2010) пробудила в памяти рассказы бабушки Натальи Николаевны о доме, который арендовала семья Бессоновых у именитого иркутского купца А.С. Левенсона. Так возникло новое направление поиска – спустя много десятков лет, Н.Н. Михайлова посетила и усадьбу, и сохранившиеся постройки вековой давности. Затем работа в архивах, библиотеках, переписка с автором книги. Результатом этих исследований стал цикл докладов и статей.

Не секрет, что чаще всего к поиску своих генеалогических корней люди приходят в возрасте «за пятьдесят», поэтому большинство членов нашего общества «Родословие» находятся на заслуженном отдыхе. Не исключение и Н.Н. Михайлова.

По-разному люди старшего поколения проводят свой досуг: кто-то всецело посвящает себя внукам, кто-то – садоводству, чтению, экскурсиям и многому другому. Для Натальи Николаевны – это увлечение вышивкой. Ею создано более сотни рукодельных панно и других предметов интерьера, почти все они находятся в собственности автора. Наталья Николаевна представляла свои работы на выставке в Гуманитарном центре им. семьи Полевых, на мини-выставке в музее истории города Иркутска.

Цель нашего Интернет-проекта – познакомить с мастерством рукодельницы более широкий круг зрителей и показать практически всю коллекцию вышивок. А подробнее о творчестве и жизни Н.Н. Михайловой расскажет журналист Татьяна Ковальская. Её статью «Всё шелками вышито…», опубликованную 7 августа 2007 г. в газете «Восточно-Сибирская правда», мы приводим ниже.

Наталия Пономарева, главный специалист отдела библиографии и краеведения ИОГУНБ им. И.И. Молчанова-Сибирского, председатель Иркутского общества «Родословие»

Ковальская Татьяна. Всё шелками вышито… // Восточно-Сибирская правда. – 2007. – 7 авг.

– Без малейшего преувеличения могу сказать, что бабушка Анна Викторовна Бессонова была самым главным человеком в моей судьбе, – утверждает моя хорошая знакомая Наталья Михайлова.

            Я «вечерую» в её уютной квартирке на иркутской улице и с интересом осматриваю размещённые на всех стенах и простенках картины и цветочные композиции в прямоугольных и овальных рамках. Все они – художественная вышивка, выполнены в разной технике, и веет от них не музейной выставкой, а очень личным, семейным теплом. Это особенно чувствуется, когда хозяйка рассказывает о создании каждой работы и о том, что научила её рукоделию любимая бабушка.

– Она научила меня шить и вышивать, подарила мне свои пяльцы и вышивальные иголки с золотым ушком, – говорила мне Наталья. – Благодаря бабушке я всю жизнь шила себе сама на доставшейся мне от неё машинке «Зингер». А вышивка после ухода на пенсию стала моим большим увлечением и радостью.

Да уж, когда научные сотрудники, специалисты высокого класса исследовательских лабораторий НИИхиммаша остались без работы и без денег в девяностых годах, потрясение от крушения привычного образа жизни, государственных гарантий и устоев в обществе не все смогли безболезненно пережить. А для Наташи потери были многократно усилены уходом из жизни самого близкого и дорогого человека – мужа. Квартира, любовно отделанная и украшенная его руками, теперь кричала об одиночестве. И только бабушкины вещи, сохранённые внучкой, да звучащий в памяти её то ласковый, то серьёзный и мудрый голос, её запавшие в память с детских лет слова спасали от неизбывной тоски: «Знаешь, Тусенька, завоевать уважение людей очень трудно, нужны годы, а может, и вся жизнь. А потерять его можно мгновенно, одним поступком».

Времена были чёрные. Физики становились продавцами и владельцами магазинов, аптек, зарабатывали на жизнь кто как мог. Наталья шила платья и костюмы на заказ. Накопилось много лоскутов разных материй, ведь она обшивала сестру, племянницу и себя. Привыкшая к расчётам и напряжённым поискам мысль стремилась к творчеству. Однажды взялась за вышивание крестиком по канве. Достала бабушкины иголочки. Интересно было подбирать нужные цвета и оттенки. В запасе было немного ниток мулине, простые цветные, ирис. Приходилось распускать старое вязание, ведь в магазинах тогда изобилия не было. Оформила вышивку в рамку, на стену – как будто живое существо, смотрела собачка. Может быть, в тот миг ощутила женщина, что рядом непременно должна быть живая душа, требующая неустанной заботы и внимания. Тогда она узнала адрес, где продавали породистых щенков, и приобрела коричневого пуделя, занялась его воспитанием, всё делала по книгам, даже лечила от собачьих болезней. Сама делала любимцу модельную стрижку и водила на выставки. Тиль – так звали пуделя – был обладателем медали и прожил очень достойную жизнь рядом с обожаемой хозяйкой. К сожалению, век у собак короче, чем у человека. Но теперь у Наташи есть другой породы верный друг Тотоша, английский кокер-спаниель, непоседливый, игривый и красивый. Любит позировать перед фотокамерой.

Но главным увлечением в те девяностые годы стали для неё вышивание и аппликация. Как будто в те нелёгкие дни снизошло бабушкино благословение. Надо занять себя, и лучше всего – рукоделием. Крестик она умудрялась делать почти мизерным, так что со стороны виделась как бы нарисованная картина, с нежными переходами оттенков или, напротив, резкими, если это были копии знаменитых картин Шагала, Кончаловского и других художников. Очень полюбилась Наталье вышивка шёлком, гладью, стилизация под перламутр, как на жостовских подносах. Наташа находила темы для вышивок повсюду: на обоях, на коробках от конфет, на тканях. Несколько композиций с цветами выполнила по собственным рисункам. Это прелестные флористические фантазии, в том числе сделанные с натуры. Например, сияющие на тёмном фоне ткани подснежники. Или бесподобные по форме и цветовой гамме кукушкины сапожки. На фотоснимке не передать исходящей от картин благоухающей свежести и прелести. Чтобы сотворить подобное, надо обладать талантом истинного художника. Автор с удовольствием впустила меня в «творческую мастерскую», показала пакеты с множеством мотков и катушек ниток, отдельно подобранных по оттенкам: розово-красные, салатно-зелёные, лилово-синие, охристо-золотые.

– Подбор нужных цветов для нарисованной композиции или картины – самая увлекательная и ответственная часть работы, – замечает Наталья. – Иногда приходится срезать часть выполненной вышивки, если неудачно выбраны цвета. Поначалу это случалось у меня не раз. А теперь, видимо, глаз натренирован, опыт пришёл. Мне даже во сне являются задуманные композиции или картины во всех оттенках. Утром обычно, перед пробуждением. Сразу – за карандаш и спешу запечатлеть.

«Откуда у хлопца испанская грусть?» - задавался вопросом поэт Михаил Светлов, сочиняя свою «Гренаду». Мне тоже захотелось выяснить, в кого так талантлива Наталья Николаевна Михайлова. Её выставка художественной вышивки прошла в библиотеке имени Полевых Гуманитарного центра в микрорайоне Университетском, где получила высокую оценку постоянных членов клуба при библиотеке, истинных ценителей прекрасного.

Так откуда? Всё от родового древа даровитых русских дворян Бессоновых. Родной и самый любимый из четырёх дядя Серёжа, старший брат матери, был по призванию, по образованию, по роду деятельности художник. Картины Сергея Николаевича Бессонова находятся в музеях Москвы, других городов и за рубежом. Он при жизни стал участником многих художественных выставок. А ещё один дядя, Юрий Николаевич Бессонов, – писатель, написавший ряд повестей, очерков и роман «Восстание» о событиях гражданской войны и о Колчаке. Жили оба дяди в Москве. И чудесным образом дар писательства и дар живописца вошли в генетическую матрицу Натальи, передались её племяннице Ларисе (пишет стихи) и, может быть, пробудятся в ком-то из потомков…

Более трёх десятков картин, миниатюр, салфеток, аппликаций, закладок вышиты «золотой иглой» и золотыми руками Натальи Михайловой. Не все поместились на стенах, многие подарены родным и подругам. И как мне понятна её творческая бессонница, когда она ходит по ночным комнатам и всматривается в свои работы, вспоминает, как сидела над рисунками, выискивая нужные тона ниток, чтобы получилось впечатление живого цветка, или перламутра, или акварели. И бабушка всегда рядом – стоит взглянуть на её великолепный стеклянный абажур в спальне в виде большого колокольчика или в прихожей на бабушкин же светильник, маленький дымчатый колокольчик. Посмотришь на мебель, сделанную руками Наташиного мужа, – и увидишь гармонично вмонтированные фарфоровый, расписанный маками поднос, дверцы с витражами от бабушкиного старинного буфета. Они живут вместе с хозяйкой и, наверное, оберегают её от жизненных невзгод, дарят ей радость творчества.