Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Прибайкалье глазами финна

Расстояние между Хельсинки и Иркутском – почти треть суток полета на самолете (и пока еще надо делать пересадку в Москве). За это время успеваешь преодолеть шесть часовых поясов и переместиться из одной части континента в другую. И это не просто время, проведенное в воздухе, над облаками, там, где действительно светит солнце. Это возможность представить и величие, и крохотность Земли, удивиться разнообразию мест и местечек, больших и маленьких городов и одиноких хуторов.

Лассе Койвунен в Иркутске

Лассе Койвунен в Иркутске

Одновременно это возможность вспомнить все те места, где побывал, и куда стремишься с ожиданием познания нового и неизвестного. Такие расстояния предоставляют мне перспективу для оценки Восточной Сибири издалека, с горизонта североевропейского Abendland. Но большее право на собственную оценку дает мне тот факт, что я сам побывал в Восточной Сибири и на Байкале неоднократно, начиная с 1989-ого года. Но, честно сказать, первый раз хотел увидеть Иркутск и Байкал уже в 1974-ом году, будучи стажером в МГУ, но тогда «компетентные органы» считали это «нецелесообразным» и «кто-то» решил за меня, что придется подождать 15 лет до первого знакомства. А это первое знакомство потом получилось таким  впечатляющим, словно первая любовь! На века мое сердце осталось там, на берегах Байкала…

Именно Байкал – первое, с чем большинство финнов отождествляют Восточную Сибирь и то, что вызывает у них самые яркие ассоциации. «Там же Байкал!», – скажут вам многие. Бесспорно, они правы! Это изумительное озеро, жемчужина Сибири является яркой дорожной вехой в мыслях у людей, когда они размышляют перед выбором очередного туристического маршрута: «А что там, далеко, собственно есть такого интересного, о чём мы знаем, и ради чего туда стоило бы поехать! Остальное, что рядовой финн может знать и вспомнить, это – огромная тайга, Транссиб, суровый климат с вечной мерзлотой, большие сибирские реки и представление Сибири в качестве огромной территории для ссылки и сталинских лагерей. Более осведомленный человек уже знает о великой истории этого края, его богатствах, их освоении, например, о гидроэнергетике, каскадах ГЭС, полезных ископаемых, комсомольских стройках типа БАМа и Братска, и конечно знаком ему, хотя бы заочно, город Иркутск!

Мне хочется немного рассказать о том, как я вижу этот край…. 

За последние 15-20 лет все больше и больше туристов приезжают из Европы, в т.ч. из Финляндии, в Иркутск, чтобы видеть и город, и озеро Байкал. Часть туристов потом отправляется в Улан-Уде по железной или автомобильной дороге, или же они водным путем попадают на Бурятскую сторону озера. О туризме на Байкале говорят много, говорят о его потенциале и о том, как лучше всего организовать туризм, чтобы чистота и первозданная красота озера сохранялись. Правильно, что говорят! Туризм всегда был и всегда будет на Байкале. Хотелось бы, чтобы как можно больше людей видели Байкал и могли также чувствовать его могущество, как те наши финские туристы, которых я привозил на Байкал в течение многих лет. На них – как и на меня – произвела огромное впечатление многоликость его: и величественный покой, и суровость его, быстрая и непредсказуемая смена погоды и природных красок. А сколько восторженных слов можно говорить про зимний Байкал, который застыл словно огромный холодильник с прозрачным льдом и высокими, непроходимыми торосами. Все это нужно человеку, конечно, видеть и испытывать, чтобы у него получилось полноценное знакомство с Нашим Священным морем, с Нашим потому что оно принадлежит нам всем, всему человечеству! Байкал дарит нам любовь к жизни, к неповторимым впечатлениям, возвращает способность радоваться, заряжает энергией и задором. Разве может быть что-то более важное! Это чувствуют наши туристы, которые приезжают на Байкал. Это чувствую и я!

В Финляндии тоже много и лесов, и воды, и озер, и морского побережья с многими тысячами островов. Наши озера и архипелаг очень красивы, но у нас нет такого козыря, как Байкал! Ради него и ради познания его тайн и легенд люди готовы отправиться в это длинное и дорогое путешествие.

Для финна лес означает примерно то же самое, что и для русского человека; испокон веков, на генетическим уровне это – источник сил, покоя и душевного равновесия. Лес важен для человек, но важен он и для хозяйства. Для хозяйства маленьких хуторов – как источник дополнительных доходов; для небольших и средних лесоперерабатывающих предприятий вплоть до крупных целлюлозно-бумажных компаний – как источник важного сырья. И за счет использования древесного сырья в Финляндии существует целый кластер (как сегодня модно говорить) предприятий: от машиностроительных компаний и торговых предприятий разного профиля  до консультационных и инжиниринговых фирм.

Сегодня лес в любом уголке мира представляет интерес для финских фирм, они стали глобальными игроками в лесном бизнесе. А лесов в Восточной Сибири много. Надо, конечно, уметь сопоставлять ресурсы и возможности маленькой Финляндии с огромными масштабами Сибири и сильными отраслевыми конкурентами Тихоокеанского полушария. Задача Финляндии – умело найти себе нишу в кооперации с российскими игроками, с одной стороны, и с представителями других стран, с другой стороны. Учитывая давние торговые традиции между Финляндией и Россией и интерес нашей страны к России, в т. ч. к российскому лесному сектору, финские компании в любом случае будут участвовать в будущем развитии современной лесной индустрии Сибири и Дальнего Востока.

Очень сложно делать далеко идущие прогнозы или давать советы по участию финских фирм в различных проектах в Восточной Сибири. Но еще 20 лет назад я участвовал в мероприятии, проведенном по инициативе финской стороны, на котором обсуждались возможности установления и развития стратегических взаимовыгодных партнерств между Россией, Финляндией и Китаем. Это, конечно, было ещё при «прежней власти», но географические ориентиры  и общие направления сотрудничества сохранились по сей день. Такое сотрудничество, по моему мнению, никак не потеряло актуальности, скорее наоборот. Активное участие финских (и вообще иностранных) фирм в инвестиционных проектах, конечно, все ещё во многом зависит от того, насколько Россия готова и хочет допускать иностранцев к источникам своего древесного сырья. Наиболее вероятный сценарий развития –  привлечение все-таки иностранных инвестиций, о чем свидетельствует сегодняшняя политика Российского правительства. А интерес из-за рубежа большой. Так что об обоюдных интересах в лесном секторе говорить можно и нужно!

Уже шаблонным стало высказывание: «Кадры решают все!» Как никогда это верно сегодня! Интерес к новым краям всегда увязан с интересом и к тому народу, который там живет. В течение того времени, что я провел в Иркутске и вообще в Прибайкалье, у меня сформировалось личное мнение о сибиряках. Кроме туризма, я работал и в нескольких проектах ТАСИС. Для успешного выполнения этих проектов мы нашли очень толковых экспертов с хорошим образованием и высоким уровнем квалификации. Для одного проекта в качестве участников нужна была молодёжь, мы нашли и их, причем очень талантливых, выпускников местных вузов! То время, что я в совокупности проводил в Иркутске, здорово меня обогатило, так как я приобрел много новых добрых  друзей и знакомых. Больше чем где-либо в России!

Мы мечтаем побывать в тех замечательных местах, которые нам запомнились. У меня давняя мечта попасть ещё раз на Байкал, а именно на север озера, в маленькой компании хороших друзей, которым теплота дружеских отношений и красота Байкала также дороги, как и мне. Но есть одна проблема: таких людей, прекрасных друзей накопилось столько, что получается уже немаленькая компания! Но ведь это замечательно, здорово! Можно будет часто приезжать в Восточную Сибирь и на Байкал, совершать много новых походов с тем чтобы со временем со всеми этими прекрасными людьми проводить незабываемые дни на Байкале. Значит, до новых встреч!



Лассе Койвунен,
ноябрь 2007 года