Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Ольхон должен стать заповедником кочевой культуры

Улан-Хушинский залив, озеро Байкал

На мысе Будун (Байкал), остров Ольхон, 2006 год.

Озеро Байкал, остров Ольхон, деревня Халгай

Я много лет проработал в байкальском туризме – начинал еще в 80-м году в БММТ «Спутник», да и сегодня, можно сказать - теме.  В своих журналах («Открытый мир-АЗИЯ», «Академия туризма», а теперь – и в «Прибайкалье») постоянно публикую материалы о проблемах туристской отрасли, в т.ч. – и об ее этнических составляющих. Мы издавали буклет под названием «Туризм и отдых в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе». Поэтому я достаточно хорошо знаю о том, что туризм может стать эффективным инструментом вовлечения в оборот ресурсов, связанных с историей и культурой бурятского народа. Но он же может стать могильщиком того вмещающего ландшафта, где, по сути, зародился и окончательно сформировался бурятский этнос. Речь идет о Малом море, об острове Ольхон. И если первое для нас с вами уже почти потеряно (т.к. тотально застроено безликими турбазами), то за Ольхон надо бороться всем миром. Бороться за то, чтобы он не стал, как Рублевское шоссе под Москвой, зоной отдыха и проживания для VIP-персон, запретной для всех остальных, в т.ч. и для нас, для местных. Сохранить остров Ольхон можно, например, если придать ему статус территории традиционного природопользования, или ландшафтно-этнографическим комплексом национального значения (наиболее приемлемую форму могут подсказать юристы).  Отрегулировав при этом, естественно, отношения с Прибайкальским национальным парком. Ольхон вполне возможно превратить в заповедник бурятской и русской сибирской культуры. Но для этого необходимы согласованные действия и местного населения, и бурятской общественности, и государственных структур, ответственных за сохранение и развитие культуры народов, проживающих в Прибайкалье.

Если и Ольхон позволим застроить как коттеджный подмосковный поселок, то наши дети и внуки нам этого действительно не простят. А ведь это не так уж и не вероятно: уже сегодня активность предпринимателей в сфере туризма выплескивается за пределы поселка Хужир, за пределы других населенных пунктов острова, и говорят, что уже втихомолку застраиваются площадки на ранее нетронутом побережье. Циркулирует устойчивый слух о том, что якобы уже прибирается к чьим-то рукам Сарайский пляж, что расположен рядом с сакральным мысом Бурхан, которому поклоняются буряты-шаманисты. А  это означает одно из двух - или там, на Сарайском пляже будет построен какой-нибудь частный закрытый объект (и тогда доступ туда будет закрыт), или на берегу возникнет турбаза, которая, с одной стороны, наверное,обеспечит чистоту и порядок, а с другой - также сделает Сарайский пляж недоступным для людей с низким достатком, которые сегодня имеют возможность здесь отдыхать бесплатно. Но строительство здесь, рядом с Бурханом, кощунственно - оно нарушит, осквернит  ландшафт, о котором С.Г.Жамбалова в своей книге “Профанный и сакральный миры ольхонских бурят” пишет: - Остров Ольхон - географический центр этнической территории бурят Предбайкалья и Забайкалья, середина мира бурятской ойкумены. Байкал является главным символом этнической принадлежности данного народа, поэтому не случайно, что действо в его этногенетических и космогонических мифах почти всегда происходит у озера или в его водах. А всю сакральность уникального Байкала, которой его наделили ближайшие предки бурятского народа - эхириты, булагаты, хори и хонгодоры, сконцентрировал в себе о-в Ольхон. Он изобилует сакральными объектами общенародного значения, поэтому современные шаманы из Улан-Удэ в 90-е годы ХХ в. официально признали остров культовым центром общебурятского значения. -

Сегодня этот культовый центр стал главным объектом туристской агрессии, которая со следующего лета возрастет вдвое - втрое с пуском второго парома между островом и “континентом”. И мы стремительно потеряем остров и как природный объект, и как культовый центр.

Что же делать? Рискну высказать такую мысль - надо отдать остров Ольхон под управление, под юрисдикцию Центра сохранения и развития бурятского этноса! Отдать с тем, чтобы это областное государственное учреждение превратило со временем Ольхон в модельную территорию устойчивого развития бурятского этноса, чтобы под его руководством остров стал заповедником сибирской кочевой культуры, где дети (и не только бурятские) знакомились бы с основами этой культуры, где были бы созданы условия для возвращения на остров животных, когда-то там обитавших - а это и дикие ослы куланы, дзерены, верблюды, тарбаганы, медведи, сохатые, изюбры, соболь и т.д. Некоторые биологи утверждают, что остров мог бы стать идеальным резерватом для тахи - лошади Пржевальского. Что же, и эта точка зрения имеет право на жизнь. В итоге -  такой сценарий развития: остров постепенно превращается в заповедник бурятской культуры, где разрешается возведение туристских объектов  только на основе национальной исторической - бурятской или русской сибирской традиции, в заповедник дикой степной природы. Все это в комплексе будет привлекать на Ольхон туристов со всего мира, обеспечивая Центр сохранения и развития бурятского этноса средствами для выполнения своих уставных задач. А средства на реализацию такого масштабного проекта есть - из числа тех, что выделяются на создание особой туристской зоны…

Но пока очевидна другая перспектива - “рублевская”. А еще всегда найдутся “патриоты”, готовые предложить Ольхон для резиденции президента России, для проведения очередного саммита АТЭС... Дескать, под это дело сюда же та-а-кие «бабки» ввалят! Ввалить-то ввалят, но потом на каждой сопке снайперы будут сидеть, что бы, не дай бог, VIP-гостей кто-нибудь не потревожил…

И очень быстро станет очевидным, что в затянувшихся спорах на тему, например, - мешают ли бурятские диалекты развитию литературного бурятского языка - лучшие умы бурятской нации проморгали на самом деле значительно более важное - возможность создать своего рода резерват родной культуры, из которого веками могло бы подпитываться молодое поколение.

Мой проект (точнее – предпроектное предложение) «Природно-исторический туристический комплекс «Байкало-Монгольская Азия» на острове Ольхон» несколько лет «висел» на сайте Иркутской областной администрации в разделе «Инвестиционный процесс» (кстати, до сих пор проект в Интернете! – www.admirk.govirk.ru/invest-bef/proekt/8-tur/tur-2.htm).

Не счесть запросов, поступивших ко мне за это время, даже из посольства России в Китае. Интерес у потенциальных инвесторов пропадал, когда они узнавали, что даже на предварительные исследования по этому проекту область не нашла денег -550-600 тыс. рублей! Стоимость реализации всего проекта в тех ценах я оценивал в 5.5 - 6 млн. $. Но не это пугало интересующихся, а то, что и речи не было о государственно-частном партнерстве по подготовке этого проекта, а это значит, что на поддержку со стороны власти нельзя было рассчитывать. Может быть, сегодня власть обратит внимание на этот проект?

К сожалению, власть, в лице Ростуризма больше доверяет«...экспертам высочайшего уровня из Санкт-Петербурга, Австрии и Хорватии» (цитирую по сайту Ростуризма), т.е. из «Леонтьевского центра» и австрийской «Делойт & Туш», способных за нормальные (т.е. большие) деньги за неделю обосновать особую туристскую зону хоть в Листвянке, хоть в Большой Голоустной (где от постоянных ветров даже деревья не растут…), да и хоть бы и на Луне. А что думает по поводу западных разработок местное население? Да какая разница, что оно там, на Байкале, думает! Кто его будет спрашивать…

Боюсь, что «благодаря» этим экспертам вместо уникальной природной системы с очагами традиционной бурятской культуры мы в итоге получим побережье, застроенное по европейским стандартам качества. Вот только для кого оно будет, это качество?! И побережье тоже…

Владимир Бережных
Фотографии Анатолия Винобера