Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Прикоснуться к бурхану

Сергей Волков

Сергей Волков

Вид с Приморского хребта

Вид с Приморского хребта

По пути к бурхану

По пути к бурхану

Гольцы

Гольцы

Байкал

Байкал

Бурхан

Бурхан

Текст и фотографии
Сергея Волкова

В верховьях ручья Шумилихи находится лысая вершина без названия (1187 м) с белыми скалами. Это единственное место в окрестностях бухты Песчаной, где на Приморском хребте есть свободное от тайги ровная поверхность, где может сесть вертолет. Отсюда открывается исключительно эффектный вид на бухту Песчаную, особенно на восходе солнца. Именно возможность посадки здесь вертолета и стала в последующем целой историей с множеством имен и родила новую байкальскую легенду.

Летоисчисление легенды началось в июне 1991 г., когда, коротая вечер под звездным байкальским небом, у ночного костра на берегу Ольхона в местности Песчанка, один из нас обратил внимание на толщину бревна под сидящими туристами. – «Вот бы из него сделать статую, как на острове Пасхе!» – воскликнул он. Бревно, окатанное волнами Байкала, было слишком большим и длинным, чтобы мечтать забрать его с собой на катер, да и скульпторов среди нас не было. Однако с этого момента начинается череда удивительных совпадений. Утром, когда все спали, я пошел в брошенный поселок и к своему удивлению натолкнулся на двух бурят. Вспомнив о вчерашнем разговоре у костра, я спросил у бурят, есть ли у них бензопила. Удивительно, что она у них оказалась и еще удивительней, что они сразу же согласились отпилить метра три самой толстой части бревна. Дальше всему начинанию сопутствовала удача. Бревно общими усилиями было загружено на палубу катера. В Иркутске мы не успели его выгрузить, и следующая группа с японскими телевизионщиками отплыла на Чивыркуйский залив вместе с этим бревном на катере. Вежливые японцы только в конце путешествия поинтересовались, зачем в проходе катера лежит это большое и неудобное бревно, которое нужно было каждый раз перешагивать. Им была поведана развесистая клюква  о том, что из этого бревна будет изготовлен онгон для всех бездомных эжинов Байкала, сиротливо скитающихся над великим сибирским озером. Идея настолько понравилась японцам, что они решили изменить программу своего следующего приезда. В новой редакции будущего сценария значился приезд через полтора месяца японских детей, которые с миссией дружбы ехали в гости к президенту СССР М. Горбачеву, и по дороге к нему делали остановку на берегах священного сибирского озера, где в пионерском лагере знакомились с сибирскими детьми и затем вместе с ними летели на вертолете устанавливать Бурхана для бездомных эжинов. Так под эту идею было совершенно случайно получено финансирование от японского NTV для оплаты перевозки еще не изготовленной статуи в горы на вертолете. Оставалось найти скульптура и воплотить идею в деревянном идоле. Удача улыбнулась и на этот раз. После единственного телефонного звонка возникла кандидатура московского скульптора-монументалиста, желающего приехать на Байкал отдохнуть. После коротких переговоров он вскоре прилетел в Иркутск вместе с научной монографией, в которой были рисунки древних онгонов. В древности подобные статуи предназначались для вселения в них особо почитаемых духов. Такие деревянные статуи устанавливались в священных местах и были широко распространены на территории Прибайкалья. Это было время, когда местные жители и духи гор, лесов и рек жили в согласии. Но затем среда привычного обитания духов была разрушена человеком, а вместе с ней ушли в забвение и подобные культовые идолы.

Московского скульптора вместе с бревном мы доставили на мыс Кадильный и оставили на неделю в палатке. По рисунку из привезенной им монографии была изготовлена точная копия древнего онгона. Статуя была освящена сначала по шаманскому обряду, а затем случайно оказавшимися в эти дни на кордоне мыса Кадильного американскими туристами-буддистами. Затем на вертолете ее подняли в горы. Японские и русские дети, взявшись за руки, стояли рядом с установленным Бурханом на горе и махали руками. Японцы все это старательно засняли, и где-то через год сюжет с  этой статуей я увидел в японском ролике с рекламой фирмы SONY. С тех пор Бурхан-онгон зажил своей жизнью. Иногда я прилетал к нему с туристами на вертолете, иногда мы привозили на гору черепа животных, один раз привезли большой чугунный бурятский чан и старинные кандалы. Рядом с деревянным идолом Бурхан-онгона соорудили обо с столбами-сэргэ, так что со временем это место стало весьма экзотическим. Однажды мы даже поднялись пешком на гору встретить рассвет на Бурхан-онгоне вместе с группой «Белый острог». Погода тогда была, мягко говоря, не очень, и свирепый ветер оторвал у меня микрофон на видеокамере. Зато восход был потрясающим – веретенообразные облака стремительно перетекали через Прибайкальский хребет. Правда, на восходе смогли проснуться и встать только два человека из группы. Затем было еще несколько пеших приходов и ночевок на горе, причем всегда ночевки сопровождались сильнейшим ветром и яркими сновидениями. И опять на рассвете мало кто мог проснуться, как будто это место силы принимало не всех. Несколько раз мы наблюдали рядом с онгоном изюбрей – почему-то олени явно любят это место.

С момента установки онгона прошло 16 лет. В октябре 2007 г. мне захотелось проведать Бурхан-онгона и обязательно провести на горе ночь. Компанию мне составил мой приятель Алексей, вместе с которым мы путешествовали не однажды. В том числе на мыс Рытый, обросший аномальными легендами и вымышленными историями. Но теперь я уверен, что подлинное место силы находится у Бурхан-онгона на Приморском хребте. Чтобы убедится в этом, достаточно просто там переночевать и встать для встречи рассвета.

На этот раз мы высадились прямо в воду за мысом Верхние Хомуты, поскольку  к берегу катер не смог подойти из-за крупных валунов. Высадив нас на необитаемый берег, катер сразу ушел в бухту Песчаную, и мы остались вдвоем у подошвы отвесной горы.

До темноты оставалось 2,5 часа, за это время мы собирались подняться на гору без тропы по крутому склону с камнями. Похожий подъем несколько лет назад по долине реки Шумилихи занял у нас около 5–6 часов. Он проходил в начале лета, и там было множество клещей, так что в итоге мы просто полезли в лоб на крутые скалы, лишь бы не поймать на себе клеща и в итоге потеряли много времени. Намеченный нами в этом году новый маршрут подъема был более пологим, конечно, если угол наклона в 45°, периодически возникающий перед глазами, можно считать пологим. При этом кроме спальника и палатки, наверх надо было поднять семь литров воды на два дня пути, плюс – окантованный металлом кейс с фотоаппаратурой. За три часа пятнадцать минут, до полной темноты нам удалось подняться наверх. Как обычно, на подходе к Бурхан-онгону мы спугнули оленя. Его массивное темное очертание с треском скрылось в чащобе. Тайга здесь настоящая – с могучими кедрами и лиственницами, цветными мхами и сплошным покрывалом бадана, зарослями багульника в рост человека и кедровой паданкой под ногами, так что без проблем можно играючи собрать полный рюкзак спелой кедровой шишки. Вот только как вынести на себе эти дары природы?

Сбросив рюкзаки на кромке леса, уже в сумерках приближаемся к статуе Бурхан-онгона. Она заметно почернела от времени и накренилась, как Пизанская башня. Рядом нет ни одного из семи черепов жертвенных животных, нет и привезенных ранее чугунного котла и кандалов. Неужели побывавшие здесь туристы не побоялись шаманских заклятий и стащили эти реликвии? Никто не имеет права забирать у духов подношения, духи будут жестоко мстить. В обо можно только класть, брать что-либо запрещается. Древний человек свято соблюдал эти заповеди, нет необходимости нарушать их и сегодня.

Вероятно, особенности рельефа способствуют возникновению в этом месте  устойчивого ночного ветра, или духи проявляют так свое присутствие. «Горная» – так называют западный ветер, который возникает при перетекании теплого воздуха через Приморский хребет к холодному Байкалу. Даже кроны всех деревьев на этой горе имеют ярко выраженную флагообразную форму, их ветви вытянуты, от постоянных сильных ветров, в сторону Байкала. Эта очередная ночевка у Бурхан-онгона не стала исключением. Шквалистый ветер ревел в кронах деревьев всю ночь, временами его звук был сопоставим с ревом авиационных двигателей, причем в его повторяемости не было ритмичности морского прибоя, ревущий шум внезапно нарастал, и когда достигал, казалось своего апогея, внезапно усиливался еще в несколько раз, заставляя безудержно трепыхаться тент палатки, надежно упрятанной в самой гуще леса. Зато момент рассвета был безмятежным и тихим. Мы поправили онгон, установив его вновь вертикально, и дополнительно для устойчивости обложили крупными камнями. Сделали много фотографий и, попрощавшись с этим уникальным местом, двинулись в сторону бухты Песчаной по тайге.

Тропы по Кедровому перевалу нет. Идти приходится по густой тайге без видимости Байкала, иногда по крутым склонам с камнями, густо заросшими мхами так что не видно куда наступаешь. Передвигаться трудно, но надо, другого пути нет. Еще необходимо чутьем угадать правильное направление в чаще леса, не потерять при передвижении высоты и не упереться в обрывистое ущелье, сэкономить силы, чтобы их хватило до конца дня. Найти скалы, на которых я был лет десять назад, и откуда хорошо видна бухта Песчаная, нам так и не удалось. Скалы остались где-то внизу, когда мы шли по тайге Приморского хребта.