Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Яков Похабов: Прямая речь

Что бы мы ни говорили и ни думали о событиях и людях прошлого, но оспаривать свидетельства очевидцев – занятие бессмысленное. Из разрозненных источников мне удалось собрать полные тексты челобитных Я.Похабова за 1654-1661 гг. о Байкальских службах и строительстве острога на Иркуте, а также отписки енисейского воеводы Ивана Ржевского, касающиеся роли Я.Похабова в основании Иркутского острога.

Документы в полной мере характеризуют Я.Похабова, дают детальное представление о строительстве им Иркутского острога, и предшествующих этому событиях.

Предлагаю «молча послушать» Я.Похабова, его современников: воеводы И.Ржевского и простых казаков, шедших за Я.Похабовым и разделивших с ним славу первопроходцев Сибири.

Скоропись 17в., касающаяся даты смерти Я.Похабова

1654 год. Челобитная Я.Похабова о Байкальских службах

Царю государю и великому князю Алексею Михайловичу Всея великие и Малые России самодержцу бьет челом холоп твой Енисейского острогу пятидесятник казачий Якунька Похабов.

В прошлому Государь, в 157-м году, послан был я, холоп твой, на твою государеву службу с Ываном Галкиным на Байкал-озеро.

А с Байкала-озера послал меня, холопа твоего тот Ыван Галкин на Буженей – озеро и я, холоп твой, с Буженея-озера ходил со служилыми людьми на Витим и с божьей милостью и твоим, государь, счастием поймал я, холоп твой, на Витиме князьцова сына чинкагирсково роду Чюбугу да киндигирсково роду князыцова ж сына Муланю.

Да на низ плавучи па Ангаре-реке поймал я, холоп твой, мужика князьца Шинегу киндигирсково роду. А тот Шинега прежде сидел и тебе, государь, ясаку не плачивал, и на Лене-реке, и по иным сторонним рекам побивал твоих государевых служилых, и промышленных, и ясачных людей. А тот Шинега ныне на Буженее в ясачном зимовье.

И с тех, государь, князьцов тебе, государю, в ясачном зборе учинил я, холоп твой, прибыль большую.

Да в прошлом, государь, во 160-м году (1652) послан был я, холоп твой, на тое ж твою государеву службу на Байкал-озеро с енисейским сыном боярским с Ываном Похабовым.

А с Байкала-озера во 160-м году, перед прошлым 161-м годом прибрал я холоп твой тебе – государю вновь твоего государева ясачного збору два сорока семь соболей с пупки и с хвосты.      

Милостивый государь, царь и Великий князь Алексей Михайлович всея Великие и Малые России самодержец, пожалуй меня, холопа твоего, вели, государь, про мое службишко к тебе, государю, отписать. Царь, государь, смилуйся, пожалуй!

Источник:

Багаутдинов А.З. Стихи и поэмы. – Ангарск: ЗАО «Рейн», 2008. С. 46.

 .

1661 около 25 марта. Акты о походе сына боярского Якова Похабова в Монголию, для отыскания откочевавших туда Братских  ясачных людей, и проч.

I. Царю государю и великому князю Алексею Михайловичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, бьют челом холопи твои Енисейского острогу сын боярской Якушко Похабов, да пятидесятник Олешка Евдокимов Олень, ясаул Савка Иванов Каргапол, и служилые люди десятники казачьи Якунка Калинин Синерог, Васка Федоров Ездоков, Мишка Шатилов, рядовые служилые люди Гришка Кирилов, Гришка Телной и все сто тридцать человек: в прошлом, государь, во 168 году июля в 5 день, по твоему государеву цареву и велико­го князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, указу и по наказным памятем, отпущен я хо­лоп твой Якушка, с пятидесятником с Олешкою Оленем, и с десятниками, и с рядовыми со всеми служилыми, из Енисей­ского острогу на твою государеву службу, на трех твоих государевых дощаниках; мне Якушку велено быть приказным в нижнем Братцком остроге, а мне Олешке Оленю приказным в верхнем в Братцком в Белаганском остроге, а с нами служилые люди. А как, государь, на отпуске в Енисейском твой государев воевода Иван Иванович Ржевской, сверх указных памятей, говорил и речью наказывал мне, холопу твоему, Якушку и Оленю и всем служилым людям с велик ... жесточыо и клятвою, взираючи на образ Божий и испущаючи сле­зы, чтоб нам холопям твоим на той тво­ей государеве службе тебе великому госуда­рю служить с великим радением, и вново прибыли в ясачном сборе приискат, и тем великому государю служба своя и радение явить: и я Якушко и пятидесятник и служилые люди, поспеша на твою государеву службу поднимались, на жестокие и великие пороги подымалися, и стали из Енисейского острогу в Братцкой острог в седмую неделю. И послыша допряма, что от верхнего Балаганского острогу при пятидесятнике при Дружине Попове и досталные ясачные Братцкие мужики откочевали и сбежали со всемъ и с женами и с детми, и пограбя твои лошади государевы, и Спаские церковные и ка­зачьи кони отогнали, и служилых людей оголодили и безо всего учинили, и от того ... задолжали великими долгами, и твоего государева ясаку взять стало не на ком, и мы холопи твои, пришед в Братцкой острог, покупали в кабалы кони самою болшого дорогою ценою, рублев по пяти и по шти и по семи, а те кони имали у сына боярского Якова Тургенева у человека его у Мочки Никитина, потому что люди бедные, купить нечем, имали в кабалы: и я холоп твой Якушка, собрав служилых людей и старых годовалщиков, и пашенных крестьян и детей их и охотников, и поднялся из нижнего Братцкого острогу в верхней в Балаганской острог берегом конми, а иные судами. И как пришли в Балаганской острог, и в Балаганском отнюд нет ни единого человека, ясачные люди все розбежалися за Камень в Мунгалскую землю, не помня своего шертованья, тебе великому государю изменили: и мы холопи твои, радеючи тебе велико­му государю и хотя свою службу и радение показать, на тех изменников подымались и покупали коней, самою болшею дорогою ценою покупали, а иные имали в кортом, да­вали наймы болшие и головы свои кабалили, и пошли на твоих государевых изменников в поход вверх по Ангаре реке сы­скивать тех ясачных беглых людей и вновь неясачных искать и призывать, и поехали по Иркуту реке конми верхами, а иные многие казаки на твою государеву службу шли пеши, потому что им купить и кортомить коней нечем; и сыскать, государь, мы тех беглых Братцких мужиков ясачных людей не могли. И взяв я холоп твой Якушко и служилые люди с собою вожей, Тунгуских людей, и с теми вожами прошли рекою Иркутомъ вверх в тесной самой Камень в нужной и меж Камень Мунгалской, и нашел я холоп твой с служилыми .... в Мунгалской земле меж Черными и Желтыми Мунгалскими ... живут Тотара Яндашские люди, особная их орда, а языка их Яндашского наши Руские толмачи не знают, язык у них свой, и говорить с ними не умеют, толко говорили с ними переводом по-Мунгалски и по-Татарски, и я холоп твой Якушко с служилыми людми, прося у Бога милости, напуск ..., вой­ною на них ударил, и розгромил шесть юртишек: и они иноземцы, видя на себя тот погром, поклонились тебе великому государю царю  и великому князю Алексию Михайловичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, соболиным ясаком, дали нам в твою государеву казну вновь ясаку четыре  сорока двадцать четыре соболя; а говорят переводом Братцким и Мунгалским и Тотарским языком, и наши тол­мачи языку их худо знают, а по их языку толмачей нет; и я холоп твой Якушко и с служилыми людми за их покоренье не воевал, и впредь с себя они тебе великому госуда­рю ясак вечной сулят. А в тот путь мы, государь, холопи твои добре уделали задорным своим ходом, проведываючи беглых людей Братцких, а преж, государь, нас в ту землю Руские и служилые люди и промыш­ленные отнюд не бывали и тех иноземцов никто не видал. А мы холопи твои в той твоей государеве в далной службе были не хлебны и гораздно скудны, и голодны и хо­лодны, и взяв с иих  твой  государев ясак вновь, назад воротились, и пристигла нас зимная пора, в Каменю палъ снег великой, и захватили морозы лютые, и бездорожица непроходимая, и голод смертной, и те наши купленые и кортомленые конишка в той бездорожице пристали и перепропали, и многие присталые лошади по степям розметали, и борошнишка свои и животишка по дороге розметали,  и брели нужную дорогу пеши, а с голоду, государь, и с нужи горкие не хотя умереть голодною смертию, ели по дороге присталых лошадей, постели и обут­ки и камос ели, с великою нужею едва с той твоей государевы службы в Балаганской острог живы приволоклися, испухли и оцынжали и позябли, а в походе, государь, того нашего нужного терпения было восмь недель; а в нижнем Братцком и в верхнем Балаганском острогах для береженья твоей государевы казны и для караулов аманатов оставались неболшие люди служилые; а сколко служилых людей и кто имяны тое твою государеву службу служили и голод и нужу терпели, и тех людей имена писаны под сею челобитною. А впредь, государь, нам холопям твоим без лошадей такова твоя государева далная служба служить  и ясак с техъ новых иноземцов сбирать не мож­но, а лошадей нам купить нечем, а за те, государь, за усталые и кортомленые лошади Братцким и Верхоленским... платили цену болшую, по десяти рублей и болши за вся­кую лошадь, а от тое, государь, новые служ­бы и проведанья новых ясачных иноземцов мы, холопи твои, и в новом приисканье в голодном терпении и во всяком нужном страдании обнищали и обдолжали вели­кими и неискупными долгами и розорились до основанья, и от тех великих и неискупных кабалных долгов стоим, государь, на правеже в нижном в Братцком остроге от Енисейского сына  боярского Якова Тургенева от человека его от Мочки Ни­китина в тех конных кабалах, а платить нечем, государь, и тое великие для скудости твоей государевы службы мы холопи твои оставаем и  погибаем на правежах,  что дать нечего. Милосердый государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец пожалуй нас холопей своих, вели, государь, своему государеву воеводе Ивану Ивановичю Ржевскому челобитную нашу в съезжей избе принять, и ... службу нашу, и про новую землицу про Яндашских людей и о их новом ясачном платежу, и о конной службе, и о нашей великой бедности и о голодном терпении, отписать о указе к тебе милостивому государю царю, чтоб нам холопям твоим в твоей в далной заочной государеве службе, в долгах стоячи на правеже, не погинуть, вели, государь, по тем кабалам дать сроку до своего государева указу, и впредь бы твоей государевы службы не отстать, а в том нашем в нужном в голодном в смертном терпенъе вели, госу­дарь, милостивой свой государеве царской указ нам учинить. Царь государь, сми­луйся!

II. Государю царю и великому князю Але­ксею Михайловичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, холоп твой Ивашко Ржевской челом бьет. В прошлом, великий государь, во 166 году нижнего и верх­него Балаганского острогов Братцкие ясач­ные князцы Инкейко с товарыщи и с своими улусными людми тебе великому госу­дарю изменили, от Братцких острогов откочевали за Камень в Мунгалы, не платя тебе великому государю ясаку, при воеводе Максиме Ртнщеве от налог и обид приказных людей, сына боярского Ивана Похабова с товарыщи, и о том к тебе вели­кому государю к Москве воевода Максим Ртищев писал и сыск послал: и я холоп твой, по твоему великого государя указу, приехав в Енисейской острог, послал из Енисейского острогу в Братцкие в нижней и в верхней Балаганской остроги, для твоего государева ясачного сбору и приводу под твою великого государя царскую высокую руку Братцких ясачных князцов и их улусных людей, которые тебе великому государю изменили и от Братцких остро­гов отъехали, Енисейского сына боярского Якова Похабова да с ним служилых лю­дей сто человек; и тех Братцких людей велел ему Якову сыскивать и проведывать накрепко, и под твою великого государя царскую высокую ... призывать и промы­шлять всякими обычаи, сколко милосердый Господь Бог помочи подастъ. И в нынешнем, великий государь, во 169 году, марта в 25 день писал ко мне холопу твоему из Братцкого в Енисейской острог Енисейской сын боярской Яков Похабов: сентября в 27 день ходил он Яков с служилыми людми на тех изменников, на Братцких князцов и на их улусных людей, которые тебе великому государю изменили и от Брат­цких острогов откочевали за Камень в Мунгалы, для твоего государева ясачного сбору и прииску и приводу тех Братцких людей, и тех де, великий государь, Брат­цких изменников он Яков не дошел, ушли за другой Камень в Мунгалы; а нашел он Яков новую Яндашскую землю, новых неясачных людей князца Яндаша с его улусными людми, которые тебе великому государю ясаку с себя не плачивали никому, вверх Иркута реки за Мунгалским первым Каменем, и милостью, великий государь, Божиею и твоим царским счастием, того князца Яндаша Дорогова и с его улусными людми под твою великого государя царскую высокую руку призвал, и ясак на тебя ве­ликого государя с тое новые Япдашской земли, с князца Яндаша и с его улусных людей, четыре сорока двадцать один соболь, с пупки и с хвосты, а в том числе девять недособолков, да три лисицы красные, да три соболя, взял и прислал ко мне холопу твоему в Енисейской острог с служилым человеком с Ивашком Соколовым. А в роспросе, великий государь, мне холопу твое­му он Ивашко Соколов сказал: те де Яндашские земли люди живут особ, и преж сего Яндашской клязец с своими улусными людми тебе великому государю ясаку не платили, и в иные околные земли потомуж с себя ясаку не плачивали, жили о себе. И я холоп твой тот твой вели­кого государя новой ясачной сбор, и с кого именем ясаку взято и ясачному сбору книги за своею рукою, ценовную роспись за руками торговых людей, послал к тебе великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, к Москве, с Енисейским служилым человеком с Ивашком Соколовым, которого прислал сын бояр­ской Яков Похабов ко мне холопу твоему в Енисейской с твоею великого государя новою ясачною соболиною казною, да с прежним таможенным подьячим с Иваном Пузаниным, за их приемом и отчетом, потому в Еписейском, великий госу­дарь, за службами осталось служилых людей мало, а на Москве, великий государь, велел им явитца и твою великого государя ясачную соболиную казну новой Яндашской земли, и отписку, и книги, и ценовную роспись от­дать в Сибирском Приказе, твоему госуда­реву боярину князю Алексею Никитичю Тру­бецкому да дьяком, Григорью Протопопову, да Миките Юдину, да Тимофею Савлукову; а для той, великий государь, посылки к Москве с твоею великого государя соболиного казною, твое государева денежное и хлебное и соляное жалованье вперед на 170 год в Енисейском служилому человеку дано спол­на, а подьячей, государь, послан с твоею государевою соболиною казною без твоего государева жалованья. А для, государь, досталных новой Яндашской земли неясачных людей, которые тебе великому госуда­рю ясаку не платили, пошлю я холоп твой из Енисейска весною, по первой полой воде, служилых людей к прежним годовалщиком в прибавку сто ж человек; и что, великий государь, за помочью Божиею над теми неясачными людми новой Яидашской земли учинитца и что вновь под твою госуда­реву царскую высокую руку в ясачной платеж к прежним ясачным людем приведут, и я холоп твой к тебе великому госу­дарю отпишу. А болши того, великий госу­дарь, служилых людей на твою великого го­сударя службу в новую Яндашскую землю из Енисейска послать некого, потому в Енисейском остроге твоих государевых служилых людей мало, а вновь, великий го­сударь, без твоего государева указу я хо­лоп твой прибрать служилых людей, для приискных новых земель людей и новых острогов, не смею, и о том к тебе вели­кому государю я холоп твой писал наперед сего, а толко ты, великий государь, ука­жешь в Еиисейском вновь служилых лю­дей прибрать сверх прежнего окладу, и тем, великий государь, служилым людем твое государево денежное и хлебное жалованье дано будет в Енисейском из тех прибы­лей, которые прибыли я холоп твой учинил тебе великому государю во 168 году перед прошлым 167 годом: и о том, великий го­сударь, вели мне холопу своему свой государев указ учинить.

Источник:

Дополнения к актам историческим, собранные и изданные Археографическою комиссиею. – СПб., 1851. Т. 4. С. 237-241.

 .

1661 после 1 июля. Отписка Енисейскому воеводе Ивану Ржевскому сына боярского Якова Похабова, о строении Иркутского острога

Государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белы России самодержца, воеводе Ивану Ивановичю Енисейской сын боярской Якунка Похабов челом бьет. В нынешнем во 169 году июля в 6 день против Иркута реки на Верхоленской стороне государев новый острог служилыми людьми ставлю, и башни и потолок срублены и государев житной анбар служилые люди рубят, а на анбаре будет башня, а острог не ставлен, потому что слег не достает, лесу близко нет, лес удалел от реки. А инде стало острогу поставить негде, а где ныне Бог позволил острог ставить, и тут место самое лутчее, угожее для пашни, и скотинной выпуск и сенные покосы и рыбные ловли все близко, а опроче того места  острогу ставить негде, близ реки лесу нет, стали места степные и неугожие. А как Бог свершит наготово острог, и о том будет писано в Енисейской острог к воеводе Ивану Ивановичю.

Источник:

Дополнения к актам историческим, собранные и изданные Археографическою комиссиею. – СПб., 1851. Т. 4. С. 249-250.

 .

1662 год. Отписка Енисейского воеводы Ивана Ржевского о строении Иркутского острога

Государю царю и великому князю Алексею Михайловичу, всея великия и малыя и белыя России самодержцу холоп Твой Ивашко Ржевский челом бьет. В прошлом, Великий Государь, во 169 (1661) году апреля 17 писал я, холоп твой, к тебе, Великому Государю, к Москве, что в прошлом, во 166 (1658) году до Братского и Верхнебалаганского острогов братские ясачные князцы Инкей с товарищи и со своими улусными людьми тебе, Великому Государю, изменили, от брацких острогов откочевали за камень в Мугалы неплатя тебе, Великому Государю, ясаку в прошлом во 166 (1658) году при воеводе Максиме Ртищеве, и я, холоп твой, по твоему, Великого Государя, указу послал в братский, в нижне и в верхнебалаганский остроги для твоего государева ясачного збору и приводу под твою Великого Государя царскую руку братских ясачных князцов и их улусных людей, которые Тебе, Великому Государю, изменили и от братских острогов отъехали, енисейского сына боярского Якова Похабова да с ним служилых людей сто человек, и тех братских людей велел ему, Якову, сыскивать и проведывать накрепко и вновь землиц и неясачных людей приискивать и под твою, Великого Государя, царскую руку призывать и промышлять всякими мерами нсоплошно сколько милосердый Господь помощи подаст, и в прошлом, Великий Государь, во 169 (1661) году марта в 25 писал ко мне, холопу Твоему, из братского острогу сын боярский Яков Похабов: сентября в 27 ходил он, Яков, со служилыми людми на тех изменников, на братских князцов и на их улусных людей, которые тебе, Великому Государю, изменили, от братских острогов откочевали за камень в Мугалы, для твоего государева ясачного збору и прииску и приводу тех братских людей к тебе, Великий Государь, братских изменников он, Яков, не нашол - ушли за камень в Мугал, а нашол он, Яков, новую Яндашскую землю, новых неясачных людей и князца Яндаша с своими улусными людьми, которые тебе, Великому Государю, ясаку с себя нсплачивали, в верху Иркута реки за мугальским первым камнем и с теми людьми был у него, Якова, бой Божисю милостью и твоим, Великого Государя, царским счастьем. Того князца Яндаша дорогова брата Сборонова Болоня взял и за тем его, Яндаша, и с своими улусными людьми под твою, Великого Государя, царскую высокую руку призвал и ясаку на Тебя, Великого Государя, с тое новые Яндашской земли, с князца Яндаша и с его улусных людей взял четыре сорока двадцать один соболь с пупками и хвостами, а в том числе девять недособольков да три лисицы красныя за три соболя, а сколько человек под твою, Великого Государя, царскую высокую руку призвать и кого именем на тебя, Великого Государя, ясаку взять и тому я, холоп твой, книги и ясак послал к тебе, Великому Государю, к Москве наперед сего в прошлом во 169 (1661) году апреля во 17 с енисейским служилым человеком с [...] Соколовым. Да он же, Яков Похабов, писал ко мне, холопу Твоему, в прошлом де во 169 (1661) году декабря 17 приезжал из-за камени сверх Иркута реки в Братский балаганский острог Яндашской земли мужик Бакшей Заялды [...] переводчик и тебе, Великому Государю, почелобив, чтоб ты, Великий Государь, пожаловал, не велел их воевать красноярским служилым людям и велел бы ты, Великий Государь, на устье реки Иркута острог поставить и для Твоего Государева ясачного збору в том остроге быть служилым людям неотступно, да он же, Яндашский мужик Бакшей, сказывал ему, Якову, есть де тувинских мужиков больше двухсот человек, а живут де они близ Яндашской земли, а тебе, Великому Государю, они, тувинские мужики, ясаку платить хотят и в прошлом же, Великий Государь, во 169 (1661) году [...] 22 по твоему, Великого Государя, указу послал я, холоп Твой, из Енисейского острога в Братский острог к Якову Похабову в прибавку к прежним служилым людям енисейских служилых людей пятидесятника Дружинку Васильева сына Даурского да с ним служилых людей шестьдесят человек. Велел ему, Якову, с служилыми людьми по челобитию Яндашской земли князца [...] ехать на устье Иркута реки в тот час безо всякого переводу да и отписать на устье Иркута реки или вверх Иркута самого угожего места, которое место было близко Яндашской земли и рыбные ловли и хлебные пашни и лошадиные кормы были довольны, осмотря, самому с служилыми людьми и на том месте поставить острог в самом угожем месте и круг острогу велел сделать надолобы и всякие крепости учинить, и к тому острогу новому землиц Яндашских и Тувинских людей и вновь иных неясачных людей под твою, Великого Государя, царскую высокую руку призывать и ясаку с них на Тебя, Великого Государя, збирать у Яндашских и у Тувинских людей за помочью Божией аманатов взять самых лучших людей, и в нынешнем, Великий Государь, во сто семидесятом (1662) году октября 18 день приехал в Енисейский острог Яков Похабов в съезжую избу, мне, холопу твоему, сказал: по твоему де, Великого Государя, указу и по наказной памяти он, Яков, до прихода пятидесятника Дружинки Даурского и с ним служилых людей, отыскав на устье Иркута реки самое угожее место, и на том месте острог поставили и около острога надолобы и всякими крепостьми укрепили, и, взяв, посадили аманаты Яндашской земли лучшего князца Яндаша дорогова брата Болоня. Тот новый Яндашский острог и аманата до прихода пятидесятника Дружинки Даурского приказал десятнику казачью [...] Ездокову да с ним служилым людям двадцати человекам и велел де им жить в остроге и аманата беречь с великим радением. Да Яков же Похабов писал ко мне, холопу твоему, где де он поставил новый Яндашский острог на устье Иркута реки и в том де месте земли самые добрые черноземы и хлебу де на том месте родиться можно – признаками лучше Енисейских земель. И я, холоп твой, в прошлом 169 (1661) году послал с Дружинкою Даурским для опыта сохи и серпы и на семена двадцать четей ржи да ячменя десять четь и велел, Государь, те земли ему вспахивать и на той земле посеять рожь и ячмень. И что, Великий Государь, на нынешний на сто семидесятый (1662) Дружинки Даурского и [...] Ездоковым с той новой Яндашской и Тувинской земли и из-за того аманата на тебя, Великого Государя, ясаку зберут и ко мне, холопу Твоему, пришлют новых неясачных людей под Твою, Великого Государя, царскую высокую руку в ясачный платёж призовут и что землю вспашут и хлеб родится и о том к тебе, Великому Государю, царю и великому князю Алексею Михайловичу всея великия и малыя и белыя России самодержцу я, холоп твой, отпишу и ясачного збору пришлю. Да мне ж, холопу твоему, сказывал Яков Похабов де ему, Якову, Яндашской земли мужик Бакшей Заялды [...] переводчик, есть де вверху Иркута реки озеро Косогол, а круг де того озера живут князцы их Кадуноен, да Калапа Маркантой, да Зентубай со своими улусными людьми. А в длину де то озеро конем ехати неделю, а поперек два дня, и с тех де людей на тебя, Великого Государя, ясаку взять можно и я, холоп Твой, в нынешнем во сто семидесятом (1662) году весною по первой полой воде пошлю в новый острог в прибавку к прежним служилым людям, которые с Дружинкою Даурским, [...] Ездоковым, енисейского сына боярского Ивана Максимова сына Перфильева с служилыми людьми и велю ему из нового Яндашского острогу идти на Косогол озеро и тех неясачных людей под твою, Великого Государя, царскую высокую руку в ясак призывать, а буди де те неясачные мужики под твоею, Великого Государя, царскою высокою рукою быть непохотят, и я, холоп твой, велю ему, Ивану, со служилыми людьми, прося у Господа Бога и у пресвятой Богородицы помощи над теми людьми поиск чинить войною и сколько милосердый Бог помощи подаст, чтоб их под Твою, Великого Государя, царскую высокую руку в ясачный платеж привести и что, Великий Государь, учинится, о том к тебе, Великому Государю, к Москве я, холоп твой, впредь отпишу.

Источник:

Терновая И.И. Новые документы об основании Иркутского острога / Сибирский город XVIII-XX веков: Сборник научных статей. – Иркутск: Оттиск, 2011. Вып. VIII. С. 231-234.