"Живу предчувствием весны ..." (творческий союз Наталии Андриановой с гитаристом Александром Сагой и поэтессой Раисой Лобацкой)
Категория: Шелехов : Культура
Предыдущая статья | Следующая статья
Имя Наталии Андриановой достаточно давно и хорошо известно жителям Шелехова, Чистых Ключей. Сегодня ее имя, ее творчество, благодаря творческому союзу с гитаристом Александром Сагой и поэтессой Раисой Лобацкой, благодаря недавно выпущенному совместному компакт-диску, уже узнали, и полюбили в Иркутске, в других городах нашей области, где с успехом расходится диск "Живу предчувствием весны". С Наталией Андриановой встретилась Евгения Захарченко.
Е.З. - У всех творческих людей свой путь. Кто-то с малых лет на сцене. К кому-то вдохновение приходит неожиданно, в зрелом возрасте. Как было с Вами?
Н.А. – Было и то, и другое. На сцене мне приходилось выступать с раннего возраста: пела, читала, играла в спектаклях. Впоследствии я получила клубное образование. А сочинять песни я стала сравнительно недавно, что оказалось неожиданным даже для меня самой. У меня уже были взрослыми дети, когда я взяла в руки гитару. То ли гитара такой особый инструмент, что всякого подвигает на сочинительство, то ли во мне теплился “композиторский талант” – не знаю, только меня стала посещать Муза и поэтическая, и музыкальная. До этого я и стихов не сочиняла.
Е.З. - Имеет ли для Вас решающее значение мнение профессионалов?
Н.А. –Не имеет. Мои слушатели – те, для кого дорого в песне СЛОВО, кто любит песню ЗАДУШЕВНУЮ, а такие оказываются не только среди профессионалов. Я буду одинаково петь и для двухсот человек, и для одного внимательного слушателя, мне все равно - оценивает ли меня конкурсная комиссия или десять бабушек в сельском клубе, - я буду одинаково волноваться и выкладываться по полной. Но, не скрою, когда тебя одобрительно воспринимает интеллигентная аудитория, это весьма лестно. Приходилось испытывать и такие ощущения.
Е.З. - К какому направлению можно отнести Ваше творчество?
Н.А. – Для меня самой это очень интересный вопрос. Кто бы мне на него ответил? Однажды я принимала участие в бардовском фестивале. Шло предварительное прослушивание. Для меня это было важно только в том смысле, что была возможность лишний раз показать заинтересованным слушателям свои песни. Помню, что “комиссия” в лице двух симпатичных дам, немножко растерялась, подумала и решила отнести меня к… шансону. Слово мне понравилось. А вообще мне это было все равно, главное в программу меня включили. Нет, конечно, мои песни - это не шансон и уж тем более не бардовская песня. Я сочиняю современные лирические песни, чаще – романсы. Я не одинока, в последнее время усилился интерес к русскому романсу у самодеятельных авторов.
Е.З. - Как Вы относитесь к современной молодежной музыке?
Н.А. – Если речь идет о пресловутой “попсе”, то мне она представляется в большинстве своем НАРОЧИТО туповатой, то есть я подозреваю, что песни слабые не потому, что авторы бестолковые, а потому, что они идут на поводу у той аудитории, для которой “стараются”, а более того – поддерживают жанр “тупая песня”, потому что это дает возможность зарабатывать быстро и много. Я все жду, когда пройдет мода на такую песню. Но зато, на фоне такой песенной продукции, резко рванула самодеятельная песня. Большая часть слушателей жаждет новых ХОРОШИХ песен и, отчаявшись дождаться профессиональных – сочиняют сами. Видимо, и я из их числа. Для нас песня – категория духовная.
Е.З. - Эта особая духовность прослеживалась на творческом вечере в "Металлурге", где Вам аккомпанировал Александр Сага, где были овации, море цветов, (что не очень распространено в небольших городах), одним словом - полный успех!
Н.А. – Нет, не обилие цветов определяет уровень успеха концерта, а чуткое внимание зрителей на протяжении трех (!) часов, сохраненность аудитории после антракта, просветленные лица, то единение с залом, которое трудно передать словами. После такого концерта чувствуешь благодарность к публике (твоей публике!) и огромную ответственность перед этими людьми. Это не только стимулирует творчество, но и придает новый смысл всей твоей жизни.
Е.З. - Образовалось творческое трио – «Андрианова – Лобацкая – Сага». Насколько вам комфортно быть частью этого целого?
Н.А. – Очень комфортно! Встреча с Александром Сагой – большая удача для меня. Его аранжировка и аккомпанемент – роскошное обрамление моих простых мелодий. Он очень требовательный музыкант, не соглашается, что бы то ни было делать тяп-ляп. Недавно он прослушал нашу запись трехлетней давности, констатировал значительный рост уровня нашей совместной работы и предложил кое-что из старого переделать. С ним невозможно стоять на месте, надо все время двигаться вперед и вверх. То же самое и с Лобацкой.
Е.З. - Каждый человек индивидуален, поэтому понимает поэзию другого не так, как свою собственную. Как Вы ощущаете творчество Раисы Моисеевны Лобацкой?
Н.А. – Если бы мне просто попались в руки стихи Раисы Лобацкой, я бы и тогда, несомненно, обратила на них внимание, поскольку почти каждое ее стихотворение для меня звучит песней (не знаю в чем тут секрет: то ли ее поэзия такая музыкальная, то ли так совпали наши душевные волны), но мне довелось познакомиться не только со стихами, но и с самим автором, и я была совершенно очарована ею, как, по-моему, каждый, кто приближается к этой удивительной женщине. Теперь я не могу отделить автора от его творчества. Все, о чем она пишет, мне близко и понятно, а то, КАК она пишет, меня более чем устраивает. Сочинять песни на ее стихи – просто удовольствие, тем более, что сочинять почти не приходится, музыка как бы заложена в само стихотворение, моя задача – озвучить ее, как бы снять плотную бумагу с переводной картинки.
Два слова о Раисе Лобацкой. Она невероятно занятый важнейшими делами человек (руководитель, преподаватель вуза, ученый), но находит время и силы для художественного самовыражения (поэт, прозаик, фотохудожник), при этом она остается очаровательной, элегантной, стильной женщиной, и, самое главное, она просто “классный парень”! Общаться с ней “неформально” – одно удовольствие. Поразительно, что все это может сочетаться в одном человеке!
Подумать только, три месяца назад мы были даже не знакомы, а сегодня у нас совместный диск “Живу предчувствием весны”, выполненный в виде музыкально-поэтической композиции, где свои стихи читает автор, звучат песни на ее стихи и очень органично все это дополняет музыка Александра Саги в его собственном, разумеется, исполнении; прошел наш совместный концерт в ДК “Металлург” 12 января, 9 февраля в Техническом университете – презентация новой книги Р. Лобацкой и вышеупомянутого диска, готовится к выходу мой диск с песнями на ее стихи, куда кроме десяти уже известных песен войдут еще десять новых. Мы планируем новые совместные концерты с А.Сагой, основную часть моего репертуара составят песни на стихи Р.Лобацкой.
Е.З. - Наталия, что бы Вы пожелали жителям нашего города и района (кстати, недавно принявшим решение вновь объединиться)?
Н.А. – Я далека от политики, но уверена, что такое объединение пойдет нам всем на пользу. А людям желаю силы выжить в любой ситуации, в любой политической обстановке, какой бы она ни была. Каждый из нас должен выстроить в душе свой храм, беречь свои семьи. В любом городе, большом или маленьком, поселке или деревне человек мечтает о счастье, хочет мира, достатка в своей семье, чтобы дети не болели. Так дай Бог нам всего этого!
Наталия Андрианова родилась в столице солнечной Молдавии, в Кишиневе, солнечным весенним днем. С раннего детства маленькая Наташка пела песни под отцовский баян на всех праздничных застольях. В 1972 году, выйдя замуж за лейтенанта, Наталия надолго связала свою жизнь с Советской Армией. ГДР, Забайкалье, Чистые Ключи… И везде Наталия Андрианова находит возможности для самовыражения, для упорной учебы – она с «красным» дипломом заканчивает Кяхтинское культпросветучилище, затем Восточно-Сибирский институт культуры, работает в клубах, выступает с шефскими концертами. Шелехов быстро стал родным городом для четы Андриановых, для их троих детей. Здесь Наталия вела театральный кружок в Доме пионеров, работала во Дворце культуры “Металлург”, затем инструктором по работе с семьями в Шелеховском гарнизонном офицерском клубе.
В Шелехове научилась играть на гитаре, писала стихи, перелагала их на музыку. Здесь же впервые вышла на сцену в качестве исполнителя собственных лирических песен. Призы на бардовских фестивалях, диплом Шелеховского районного отдела культуры за композиторское мастерство.
В 2000 году судьба свела с поэтессой Т.И. Ангарской, совместное творчество с которой привело к рождению цикла песен о родном крае “Витязь Шелехов”, “Баклаши” , “Введенщина». В это же время родилось несколько песен на стихи Константина Демидова, руководившем в то время поэтическим клубом в центре семейного отдыха “Очаг”.
Новой ступенью в творчестве явилось сотрудничество с гитаристом- виртуозом Александром Сагой, а в ноябре 2006 года на юбилее Шелеховского лицея судьба свела двух талантливых женщин – поэтессу Раису Лобацкую и композитора Наталию Андрианову. Уже 12 января 2007 года в зале ресторана ДК “Металлург” на суд зрителей были представлены первые десять песен Андриановой на стихи Раисы Лобацкой, аранжированные Александром Сагой. Это был чудесный вечер. В зале была благодарная публика, тепло воспринявшая новые песни. А 1-го февраля появился новый альбом, в который вошли почти все последние песни Наталии Андриановой.
Александр Сага, гитарист-виртуоз, вошедший в энциклопедию Михаила Яблокова «Гитаристы России за 150 лет».
Родился в г. Челябинске в 1958 г. Учился в Свердловской консерватории, затем работал в местной филармонии, ездил по России в составе инструментального ансамбля. Женившись на иркутянке, в 1987 году приехал в Иркутск. Работал в Иркутской филармонии, в театре «Пиллигримов», преподавал гитару в музыкальном училище. Рано увлекся аранжировкой, и это увлечение коснулось музыки Баха, Гершвина, Эл Ди Меола, композиций «Битлз», «Чикаго», «Лед Зеппелин» и не только…
В настоящее время Александр Сага работает как сольный гитарист-композитор: выступает с концертами, записывает компакт-диски. Как сказал про него Константин Мамаджанов, директор иркутской турфирмы «Спутник-Байкал»: «Сага – это человек, который делает с гитарой все, что хочет!…». И действительно, в отличие от большинства профессионалов гитары, его струнам подвластны любые ритмы, любые стили, но среди любимых - фламенко, джаз, романсы, блюз…
Почему же виртуоз, входящий в десятку лучших современных гитаристов-полистилистов России, до сих пор остается в Иркутске, а не осел, например, в Штатах? Почему зарабатывает себе на жизнь нечастыми концертами в достаточно скромных залах Иркутска, Шелехова, других городов Восточной Сибири? Он так отвечает на этот вопрос: "Современный шоу-бизнес построен на эксплуатации артистов, граничащей с унижением. Я же принадлежу только себе, только своей семье, только своим поклонникам, и этого невозможно купить ни за какие деньги.... Я не связан никакими контрактами, и именно это позволяет мне быть свободным!".
Раиса Лобацкая, доктор геолого-минералогических наук, профессор, проректор по учебной работе, заведующая кафедрой геммологии ИркГТУ. Родилась в г.Иркутске, с отличием окончила Иркутский государственный университет по специальности геологическая съемка и поиски месторождений полезных ископаемых. Благодаря полученной в родном ВУЗе специальности объездила самые труднодоступные уголки Советского Союза, побывала в 22 странах мира, и не только по туристским путевкам, но и с рабочими визитами – читала лекции в университетах Чехии и Китая, выступала с докладами на международных конгрессах в Берлине, Париже, Афинах, Пекине, Салониках, Болонье, Гранаде, Варшаве, Ванкувере, Мехико, Анкоридже, Тель-Авиве, Иерусалиме. Между профессиональной областью и областью увлечений граница едва заметна: работа, книги - чтение и писание в равной степени. Является автором книг стихов и прозы “Мироощущение” (2002 г.) и “Закон Гераклита” (2007 г.), автором музыкально-поэтического диска “Живу предчувствием весны” (2007 г.), множества газетных и журнальных публикаций. Увлекается историей изобразительного искусства, коллекционирование минералов, кукол в национальных костюмах. Давно и серьезно занимается художественной фотографией. Свои фотоработы демонстрировала на четырех персональных выставках (2002 г., 2004 г.,2006 г., 2007 г.).
Являет собой яркий пример творческой личности, в которой соединились воедино профессионал-геолог и поэт (как тут не вспомнить Александра Городницкого, тоже геолога…). В творческий союз с Александром Сагой и Натальей Андриановой вошла своими стихами, на которые написаны замечательные романсы и баллады.