Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Моя жизнь в моих учениках

Проработав много лет преподавателем в поселке Большая Речка, Зинаида Ермолаевна Филиппова долго не могла решиться принять предложение директора шелеховской школы №1 Матвея Давыдовича Каминера (а он, кстати, был очень привередлив в отборе кадров для своей школы) о переходе туда на работу. Ведь в Большой Речке родились ее дети, 19 лет жизни было отдано этой сельской школе... Но здравый смысл взял верх над чувствами, и в 1960 году Зинаида Ермолаевна с семьей оказалась в Шелехове, где 15 лет проработала завучем, одновременно с этим - учителем русского языка и литературы в школе № 1. Более 25 лет была инспектором в Народном контроле. Награждена грамотами Министерства образования, ветеран труда, работник тыла. В преддверии юбилея первой школы (2006 год) с З.Е. Филипповой беседовала Евгения Захарченко.

Филиппова Зинаида Ермолаевна

Филиппова Зинаида Ермолаевна

Филиппова Зинаида Ермолаевна с учениками

Филиппова Зинаида Ермолаевна с учениками

– Зинаида Ермолаевна, Вы были не только свидетелем, но и сами непосредственно участвовали в  формировании традиций школы № 1, эффективных методов воспитания и обучения детей.

– Однажды мы собрались всем коллективом на педсовете и стали думать, как заинтересовать всех учеников? Пришли к выводу: нужно вовлечь их в игру. Матвей Давыдович предложил объявить всю школу «Байкальской эскадрой», где каждый станет членом экипажа своего класса-корабля. Вы бы видели, с каким интересом ребята искали в библиотеке книги о знаменитых кораблях, потом спорили - достойны ли они этого названия, придумывали себе маршруты кругосветных путешествий, в ходе которых изучали неведомые страны, а пионерский клуб «Маяк» приглашал за круглый стол знаменитых, или просто незаурядных людей. Соцсоревнование, организованное таким нестандартным образом, развивало в детях воображение, чувство товарищества, воспитывало здоровое честолюбие. Как только интерес к такой игре начинал снижаться, педагогическим коллективом искались новые эффективные формы работы с детьми. В итоге воспитывались творческие, самостоятельные личности, укреплялось чувство коллективизма.

Так, однажды Матвей Давыдович увидел курящим возле школы ученика десятого класса Валеру Репина, и на следующий день на линейке было объявлено об отчислении его из школы за этот, а возможно – и за другие  – проступки. Все понимали, что на карту поставлена судьба этого паренька, которому и учиться-то оставалось всего год. Тем не менее, решение директора оспаривать не принято, и снова прозвенел звонок на уроки, преподаватели пошли по кабинетам. Вскоре в мой кабинет вбегает испуганная Эмма Абрамовна и шепчет: «Зинаида Ермолаевна, пойдемте в актовый зал, в школе ЧП». Я захожу в зал и спрашиваю: «Что случилось, ребята?». Ученики старшего звена отвечают, как один: «ЗАБАСТОВКА!» Это сегодня слово «забастовка» не вызывает страха, а  тогда... В тот момент, помню, я была близка к состоянию оцепенения. Но, собрав в кулак все свое самообладание, успокоила школьников, предложила им создать делегацию – по одному человеку от класса, и отправиться к директору с просьбой о прощении нарушителя порядка. В итоге все уладилось, но в памяти останется навечно умение быть неравнодушными к рядом живущему человеку, и этот пример показали нам дети 15-16 лет.

– У каждого учителя есть любимые ученики, выпускники...

– За годы моей работы в школе через мои руки, через мои уроки прошли сотни ребят, я и не упомню всех. Бывает, идешь по городу и не прекращаешь обниматься с бывшими учениками, их родителями. Почти в каждом классе были те, кем горжусь, с кем с удовольствием встречаюсь. Но в моей преподавательской жизни был и любимый класс - 11 «А» выпуска 1964 года, тот, в котором учились Володя Белецкий, Игорь Гринберг, Коля Еремеев, Валера Свинин, Петя Елагин, Игорь Романенко, Вася Коцюрубский, Виталя Мисюркеев, Женя Орлов, Миша Швецов, и девчонки замечательные были в 11 «А» - талантливые, добрые, отзывчивые. Это Валя Венедиктова, Галя Вырупаева, Эля Закирова, Таня Некрасова, Люда Сиротенко, Люба Шишкина и другие. Помню, первой моей квартирой в Шелехове стала пристройка к школе, и пока я проверяла тетради, мои ученики из 11 «А» варили картошку, играли с сыном и дочками – в общем, помогали по хозяйству. Они и сегодня не дают себя забывать - постоянно навещают.

–  Как у Вас складывались отношения с коллегами из школы № 1?

– Многие мои коллеги стали близкими подругами. У нас не только общие воспоминания, но и общее настоящее. Даже находясь на пенсии, мы часто встречаемся, особенно запоминаются юбилейные встречи, куда собираются друзья и коллеги, живущие в других городах. Мы вместе ходим на городские мероприятия, обсуждаем события, происходящие в нашем городе. Вот и теперь все мы будем ждать осени, чтобы отпраздновать полувековой юбилей школы № 1 г. Шелехова.

– Вы все об учениках, а можно хотя бы немного о себе?!

– Мои ученики – неотъемлемая составная моей судьбы. В них, как и в детях, вся моя жизнь. У меня трое своих детей, но получилось так, что воспитывала я пятерых. Во время войны к нам в деревню ссылали немцев Поволжья, и в наш дом попала девочка Гильда.  Я посмотрела в ее глаза и поняла - не могу бросить этого ребенка на произвол судьбы. Мы 6 лет искали ее родственников, наконец, нашли. Хотя со временем мы потеряли связь, я еще мечтаю встретиться с Гильдой, пытаюсь ее отыскать.

В моей семье также несколько лет прожила ученица Наташа Шкитова, и она останется навечно моей старшей дочкой. Эту русоволосую красавицу сильно «побила» жизнь, но сегодня у нее все хорошо, и я благодарна проведению, что в те тяжелые годы у меня хватило смелости приютить ее, дать ей высшее образование и выпустить во взрослую жизнь со спокойной душой.

У каждого из нас был первый учитель, были любимые и менее люьимые преподаватели. Но дай бог, чтобы у каждого был свой главный учитель - тот, который не просто запомнился на всю жизнь, а который, вложив в тебя душу и сердце, повлиял на нее, сделав ее ярче, добрее.