Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Валентин Распутин и вся Сибирь

Взгляд сквозь годы с развитием искусства фотографии приобрел новое качество - сколько бы люди не надеялись на обманчивую память и летописную хронику, - снимок стал главным достоверным источником, запечатлевая не только объекты, но и самый свет прошлого.

В смутном 1991 году фотография Бориса Дмитриева, опубликованная в газете «Советская Россия», облетела всю страну. Это был конкурсный снимок: Валентин Распутин с внучкой, закрывшей лицо своими ручками. Тогда Борису Дмитриеву присудили первую премию, и его имя стало известно всей стране. Стоит сказать, что это единственная премированная фотография знаменитого сибирского писателя.

В контексте отсчитанного часами двадцатилетия снимок подтвердил свою премию... Зритель видит ребенка, закрывшего лицо перед шоком подступающих со всех сторон событий страны, и вместе с тем, это добрый семейный портрет. Внучка смотрит на мир глазами деда и, прижимаясь к нему, ощущает его надежное тепло. А снимок при этом, благодаря публикации, принадлежал России 1991 года, его хранили в домах, как икону, будто маленькая девочка своим жестом еще и защищала всех, тьму отправив куда-то назад, где нет ни людей, ни дорог.

И вот, время выставки Бориса Дмитриева, подводящей итог году 2011 -му и предваряющей 75-летний юбилей Валентина Распутина в 2012 году.

Борис Дмитриев - первый из фотохудожников Иркутской области получил Губернаторскую премию. Это было восемь лет назад. Он не стоял на месте и неустанно работал над образом Сибири и сибиряка, проведя за означенный период свыше десяти фотовыставок, большинство из которых так или иначе пропагандировали творчество писателя Валентина Распутина и совместно созданный альбом «Сибирь, Сибирь...»

Писатель неизменно бывал среди посетителей экспозиций. Борис Васильевич поработал с ним осенью 2004 года на Кругобайкальской железной дороге. Съемка на ней производилась для готовящегося в издательстве Геннадия Сапронова третьего, и самого масштабного выпуска альбома. В работе над видами КБЖД для фотохудожника было и много личного - когда-то его дед Аввакум Карпович Нестеренко водил по этим рельсам и тоннелям поезда в Маньчжурию.

Осенью 2004 года на выставке, где верхний этаж был отведен под Сибирь, а нижний под штаты Орегон, Колорадо, Калифорния и Аляска, и для сравнения, и для целостного показа путей фотомастера, в книге отзывов Распутин оставил свою запись: «В этот раз на выставке Бориса Дмитриева по большей части «другие берега», но мастер есть мастер. У мастера только люди могут быть чужие, когда они таковыми являются, а берега - все родные, все красивые и могущественные, от вида которых не можешь оторваться. Да и Русь туда заглядывала - в Калифорнию, на Аляску. Тем выставка и интересна, и неожиданна. А снимки, как всегда, прекрасные. 5.11.2004 г.»

На той памятной выставке зрителя встречала и провожала байкальская нерпа, из своей рамы смотрящая на ядовитые дымы снимка БЦБК. Стоит сказать о том, что годы и годы Валентин Распутин отдал борьбе за чистоту байкальских вод - борьбе за закрытие БЦБК. И то, что проблеме этой скоро исполнится полвека - не черный ли это крест на столичной власти?

Борис Дмитриев своими средствами боролся за сбережение природы - он показывал неустанно, как она прекрасна. Его пейзажи эпичны.

И в портретном жанре Дмитриев поработал за долгую жизнь немало. Его фотопортреты писателя В. Распутина, освященные годами дружбы, находятся в кругу образов русской интеллигенции - философа Михаила Бахтина, композитора Валерия Гаврилина, книжного графика Юрия Селиверстова, художника Ильи Глазунова...

Борис Дмитриев: - 1979 год. Свое 40-летие я ознаменовал открытием персональной выставки в залах ИОХМ, она была посвящена старому Иркутску. Эту выставку через ВООПИиК мы экспонировали в Москве. Уже тогда появилась идея издания фотоальбома об Иркутске с моими и дореволюционными фотографиями. Свои наработки я показывал В. Распутину и мы обсуждали идею издания книги-альбома об Иркутске. Для этого В. Распутин написал очерк «Иркутск с нами». С этого и начиналась будущая книга «Сибирь, Сибирь...»

В Иркутске не появился тираж первого издания этой книги, хотя небольшое количество, разошедшееся затем в узком кругу, сюда было прислано. Газета «Книжное обозрение» сообщая о презентации книги в издательстве «Молодая гвардия» отмечала и высокий уровень иллюстраций:

«Большая удача состоит в том, что живой авторский текст сопровождается мастерски выполненными цветными фотографиями Бориса Дмитриева».

Шли годы, менялась Сибирь, все меньше становилось в Иркутске старых домов, а те, что остались, обветшали и утратили свою неяркую мощь и память о своих строителях. Тогда Борис Дмитриев стал все чаще снимать вечное. Озеро Байкал и горы - Хамар-Дабан и Саяны стали его детищами, а также православные храмы Сибири, как выражение человеческого гения, стремящегося к просветлению.

В 2006 году на фотовыставке Бориса Дмитриева, посвященной выходу в свет третьего издания книги «Сибирь, Сибирь...» (именно это издание было названо в Москве Книгой года для России) побывал Владыка Вадим, оставив о ней такой отзыв: «Получил огромное наслаждение, посетив удивительную выставку работ фотохудожника Бориса Васильевича Дмитриева. Работы уникально прекрасны и зовут воскликнуть: «Дивны дела Твои, Господи!» Именно такая отображенная красота Божьего Замысла по Ф.М. Достоевскому способна быть спасительной для мира. Вызывает глубокое восхищение и почтение искусство фотохудожника. Новых Вам, Борис Васильевич, творческих успехов и помощи Божьей неоскудевающей. Вадим, архиепископ Иркутский и Ангарский»

Борис Дмитриев давно задумал издание своих фотографий Валентина Распутина: «Распутин и вся Сибирь». Его архив на эту тему уникален и он не может остаться неоцененным.

Татьяна Ясникова, искусствовед