Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Петров Василий Владимирович 1872–1875: Городские головы Иркутска

Городские головы, гласные и депутаты
Иркутской думы 1872-2011: биогр.справочник/
авт.-сост. А.В. Петров, М.М. Плотникова; 
отв.ред. Л.М. Дамешек. Иркутск: Оттиск, 2011. 400с.
 

Городские головы Иркутска 1872-1920. Петров Василий Владимирович 1872–1875

Петров Василий Владимирович. Иркутский городской голова 28.11.1872–1875 гг. Гласный Иркутской городской думы 28.11.1872 –1876 гг. 28 ноября 1872 г. был избран городским головой по Городовому положению 1870 г. «За» проголосовали 33, «против» – 25 гласных, занимал должность до 1874 г. Сын титулярного советника, окончил Нижнеудинское училище. В 1828–1830 гг. служил на разных должностях в окружном правлении, окружном и земском суде, гражданской больнице г. Нижнеудинска, Иркутском приказе общественного призрения. В 1838 г. назначен секретарем, а позднее – бухгалтером Тельминской фабрики. В 1844 г. – смотритель суконно-полотняного производства в Забайкалье, в 1853 г. – начальник III отделения Иркутского губернского управления.

В течение 1850–60-х гг. неоднократно проводил ревизии и выполнял отдельные поручения в Киренском, Нижнеудинском и Иркутском округах. 

В 1861–1862 гг. направлен для сдачи Тельминской фабрики, проданной купцам Останину и Молодых. В 1862 г. назначен советником Иркутского губернского правления, в 1868 г. – членом комитета по преобразованию Воспитательного дома при Иркутской гражданской больнице, председателем комиссии по оценке недвижимого имущества иркутского городского общества. Во второй половине 1860–начале 1870-х гг. исполнял обязанности непременного члена и председателя Иркутского приказа общественного призрения. В 1870 г. стал членом Иркутского по городским делам присутствия. 10 февраля 1872 г. в чине статского советника вышел в отставку с поста председателя губернского правления. В 1850–60-х гг. выполнял обязанности секретаря и казначея губернского комитета общества попечения о тюрьмах. Был кавалером орденов Св. Анны 2-й и 3-й степени, Св. Станислава 2-й и 3-й степени, имел знаки отличия беспорочной службы за 15 лет и темную бронзовую медаль на Владимирской ленте в память войны 1853–1856 гг. На первого городского голову легла обязанность организовать работу Иркутского городского управления по реформе 1870 г. Создавался новый исполнительный орган городского общественного управления – управа. Председателем управы был городской голова. Необходимо отметить,__ что В.В. Петров исправно исполнял свои обязанности и в течение 1873 г. возглавлял все заседания городской управы, в отличие от заседаний Думы.

В 1873 г. в городской управе было пять столов: городской, где хранились протоколы заседания общего присутствия городской управы, хозяйственный, оценочный, бухгалтерский и стол по справочным ценам. Городские общественные учреждения после проведения реформы становились самостоятельными исполнителями закона. Все обязательные для исполнения городским самоуправлением правила определялись в законодательном порядке. Сенат, охраняющий общий смысл и единообразное применение закона, давал нормативное толкование Городового положения. В 1874 г. в иркутской управе появилось распорядительное отделение с двумя столами: 1 – различные распоряжения, указы министерств, 2 – стол по воинской повинности, в котором составлялись посемейные списки купцов, мещан и цеховых. Иркутская городская дума разработала инструкцию, как о порядке своих заседаний, так и для руководства действиями городской управы. Уже в декабре 1872 г. Дума избрала подготовительную комиссию для установления порядка ведения финансовых дел и составления росписи городских доходов и расходов, которая была готова к маю 1873 г. Образец этой росписи просуществовал до 1891 г. Городское самоуправление должно было установить оценочный сбор, составлявший существенную часть городских доходов. Оценочный сбор разрешалось устанавливать в размере не более 10 процентов чистого дохода с имуществ или 1 процент стоимости. Городовым положением были установлены правила для взимания оценочного сбора: городская дума назначает срок, к которому он должен быть собран, городская управа производит надлежащие оценки, распределяет установленный сбор на основании этих оценок и доводит до всеобщего сведения не позднее, как за месяц до назначенного срока, сбор, не внесенный к назначенному сроку, считался к недоимке и взыскивался с наложением пени. В начале 1873 г. была начата переоценка недвижимых имуществ г. Иркутска и создана городская оценочная комиссия, для деятельности которой написаны правила. С этой комиссией в управе работал оценочный стол, присоединенный к распорядительному отделению. Были заведены отдельные книги по частям города, а обязанность делопроизводителя оценочного стола считалась самой тяжелой из всех его обязанностей, поскольку разверстка взимания в процентном отношении требовала усидчивости, а оценка недвижимых имуществ – быть ежедневно на месте оценки. Кобязанностям оценочной комиссии относились ведение общей окладной книги и полного инвентаря недвижимых имуществ.

В 1873 г. городская дума приняла решение об учреждении 4-й полицейской части города и расширении штата полицейской пожарной команды. Средства на это были позаимствованы из благотворительного капитала Н.П. Трапезникова.

В 1874 г. Дума решила заняться устройством освещения городских улиц и площадей фонарями со спиртоскипидарной жидкостью по проекту А. Понтовича. В распоряжение новых городских учреждений, образованных по городской реформе 1870 г., от прежней Думы поступили трехсословные капиталы и имущества, которые были разделены на два вида: хозяйственные и благотворительные. Первые образовались по общественным приговорам, на сумму добровольных складок и на доходы с имущества, приобретенных на эти складки. Из этих капиталов был образован один общий запасной капитал. Вторые – составлялись на пожертвования частных лиц, сделанные с благотворительной целью. Эти капиталы хотя и состояли в ведении городского общественного управления, но не могли считаться полною городскою собственностью, так как доходы с них должны употребляться по назначению жертвователей. На плечи городского головы В.В. Петрова выпала обязанность организовать и наладить работу Иркутского городского общественного управления по городской реформе 1870 г. Может быть, поэтому гласные Думы выбрали человека, имевшего богатый опыт административной работы. После ухода с роста городского головы В.В. Петров продолжал заниматься общественной деятельностью на благо города. Известно, что в 1877 г. он стал попечителем женской гимназии.

Примечание

■ ГАИО. Ф. 70. Оп. 2. Д. 10. Л. 4; Д. 26. Л. 5-6; Д. 38; Д. 161; Иркутские губернские ведомости. 1873. № 6. 13 янв.; Городовое положение, Высочайше утвержденное 16/28 июня 1870 г. С. 254–255; Заметка, составленная членом управы Н. Лаврентьевым. Цит. по: Изв. Иркут. гор. думы. 1886. № 9–16. С. 228; Иркутск. Его место и значение в истории и культурном развитии Восточной Сибири. М., 1891. С.103; Городское самоуправление в Иркутске: 220 лет / под общ. ред. М.М. Плотниковой. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2008. С. 32–34; Гаврилова Н.И., Гаращенко А.Н., Колмаков Ю.П. Городские головы // Земля Иркутская. 2001. № 16. С.23; Соловьева Е. Г. Развитие законодательства по городскому самоуправлению во второй половине XIX века: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2007. С. 16.

Книга публикуется на сайте www.pribaikal.ru с разрешения авторов.