Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Владыка Евгений на реке Лена: сёла Каты, Карапчанское, деревня Чернова

Приписной Благовещенский храм в с. Катском Кеульского прихода

Сплав бечевником на Ангаре

Епископ Евгений (Зернов) на берегу Ангары

Н.А. Пономарев. Поездка преосвященного епископа
Евгения в Киренский уезд в июне - июле месяцах 1913 г.
Иркутск. 2007. С. 230. (составители Крючкова Т.А., Шинковой А.И.).

Сохранены особенности написания географических названий, отдельных слов, некоторые особенности орфографии и пунктуации.

 

В ночь на 13 июня отбыли далее вниз по Ангаре до с. Каты. Это последнее село Кеульского прихода, граничащее с Енисейской епархией, в 29 дворов. В 9 час. утра Владыке была подана кошевка на колесах (до храма более версты). От­служен молебен Божией Матери и св. Иннокентию с ака­фистом, после чего Владыкой сказано слово о почитании Божией Матери. Молящиеся слушали, как и везде, с за­таенным дыханием, не сводя глаз с проповедника. Народ здесь простой, добрый, послушный… Вот и нужно, чтобы пастырь стоял к нему как можно ближе, — в этом залог счастия для пастыря и для паствы… тогда, несомненно, патриархальность народная, не распыленная еще здесь «благодетелями народными» и «спасителями отечества», соединенная с искреннею верою в Бога и полною предан­ностью своему Царю-Батюшке, могла быть достоянием на­родным для его блага еще на многие годы… Но — враг си­лен… и стрелы его долетают до далекой Каты. Года 4 тому назад в Катском открыто министерское училище. В насто­ящее время там учительствует окончивший учительскую семинарию И. О-в. Училище существует здесь уже 4 года, но из инспекции его никто ни разу не посещал. Здание училища для Каты очень хорошее, светлое, просторное… Храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, при­писной к Кеульскому, не новый. Владыка обратил внима­ние на то, что престол устроен очень низко. Местополо­жение храма красивое, за селом, на горке; дорога к нему лугом. Не забыл по сие время одного случая, бывшего в Катах в один из моих приездов, достаточно характеризую­щего отношение местного населения к исполнению данных Богу обетов. Было 14-е мая. Земля еще не совсем обсохла от весенней воды, местами стояли лужи. Идя в храм, я обогнал одну «несчастную» женщину, которая ползла в храм к богослужению. Одетая в приличное платье, она ползла почти не разбирая пути, не разбирая сухого мес­та, а двигалась, как приходилось… От души было жаль бедную женщину. Придя за полчаса до начала литургии, я в церковной ограде беседовал с катцами о нуждах их храма, который во многом нуждается в поддержке. Обой­дя кругом, я направлялся внутрь храма. Вижу, женщина подползает к паперти. Я остановился подождать, чтобы расспросить ее об ее недуге. И каково же было мое удив­ление, когда она, подползши к храму, встала свободно на ноги и стала приводить в порядок костюм, чтобы войти в храм. На мои расспросы она поведала, что этим исполнила данный во время трудных родов обет Богу — «сползать в церковь — к матушке Благовешшенью»… Такие и подобные им обеты приняты в этой местности и даются очень часто.

С горки, где стоит храм, отчетливо видна деревушка Савинская Панчинского прихода Енисейской епархии. Чувствовалось как-то особенно, казалось, мы были далеко, далеко на краю света, вдали от родного Иркутска…

В 12 час. дня, 13 июня, двинулись обратно вверх по Ан­гаре, тягой бечевником, по 4–5 верст в час. Анга­ра, при ее мягкой воде, сильно нам не противодействовала. Здесь она особенно величественна, ширина ее достигает 7 верст; жаль то, что во многих местах загромождена острова­ми. Новый способ передвижения внес некоторое разнообра­зие в наше путешествие. Легонько журчит под носом лодки вода, ямщик с шестом в руках «откалывает» (отталкивает нос от берега). Часто слышим его крик во весь рот: «заро-о-о-чило»... «отса-а-а-ривай». Значит, запала куда-то бечева. Мальчонка быстро соскакивает с лошади и выручает бече­ву, догоняет лошадей, на ходу вскакивает и продолжает на­свистывать песенку, как ни в чем не бывало. Через несколь­ко минут опять «зарочило», опять «отсаривай»… «Аршин с шапкой» снова стремглав летит. Если он миссию исполняет нерасторопно, с лодки его приправляют «бранными словца­ми»… Обыкновенно на Ангаре тянут не лошадьми, а наро­дом и преимущественно женщинами, нередко в «интересе последних дней»… Местами и Владыку тянули народом, но на этот раз не решились впрячь женщин. Тяжела доля этих бурлаков… «Лямка-то ведь допрашивает и смирнее жить учит», — говорил мужичок, показывая, насколько тяжела эта лямка…

Местами, где каменные откосы выдавались от берега в реку, Ангара бурно шумела и быстрым течением оказывала нам значительное сопротивление, как будто ей хотелось задержать у себя желанного гостя, с любовию навестившего ее прибрежных обитателей… . Около знаменитой своими злоключениями карапчанской «плиты» лодки поднимались пустопорожними. Владыка вместе с нами шел берегом, закутавшись в тюлевую сетку от комаров, которые назойливо пели и беспощадно кусали…

При обратном путеследовании, вечером 13 июня, Вла­дыка навестил дер. Чернову Кеульского прихода, где в часовне отслужил молебен св. Василию Великому, благо­словил народ, раздал литературу, крестики и образки… Видя много детей, он предложил населению открыть в деревне церковно-приходскую школу и получил полное со­гласие собравшихся мужичков. Назавтра в Невоне Влады­ку усиленно просили отслужить молебен в поле по случаю продолжительной засухи. Утро стояло знойное. Мошки и комаров было так много, что показаться на воздух без сетки было нельзя. Видя настойчивые просьбы сельчан, с верою в то, что молитва сильна преложить гнев Божий на милость, Владыка не отказал исполнить их желание. Облачившись около полевого креста, сеткою закрывши лицо и руки, Владыка совершил молебен св. Иннокентию. Молящие­ся усердно и горячо молились… и, к радости их, вскоре пошел дождь… В Карапчанское прибыли еще засветло. Владыка тщательно осмотрел храм и с прихожанами вырешил — обшить его тесом, переменить фундамент, осмолить его, стены храма проконопатить, с затратою на это 250 руб. из церковных сумм, а остальную часть рас­хода, какая бы ни была, мужички согласились принять на свой счет, также доставить лес и распилить его… Население производит впечатление хорошее: несмотря на постоянный натиск политических, оно хранит свою патриархальность, к духовенству относится с уважением, к Церкви Божией прилежит. При добрых отношениях пастыря с прихожана­ми можно здесь для прихода делать очень много… И народ здесь очень нуждается в помощи и руководстве, он по своей простоте и робости часто не знает, что и как ему предпри­нять в тех или иных затруднительных обстоятельствах жиз­ни. В Невоне, например, А-н рассказал, что два года тому назад в Воробьево зарезали крестьянина Ступина; осталась жена и 4 детей. Он желал бы жениться на вдове и взять ее детей, фактически она уже и живет с ним, но повенчаться при самом искреннем желании не могут: по сие время за­резанный муж не отпет. Судебный следователь не кончает дело, волостное правление не дает разрешения на отпетие, и мужичок, не решаясь побеспокоить «начальство», ждет, когда дело само придет к концу.

 

На сайте www.pribaikal.ru
публикуется с разрешения издателя
Архитектурно-этнографического музея «Тальцы»

Книга издана при финансовой поддержке 
Государственного архива Иркутской области