Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Поездка Владыки Евгения по реке Киренге. 1913 год

Церковь Рождества Христова в с. Нижнемартыново

Ильинская и Рождественская церкви в с. Нижнемартыново

Церковь и школа в с. Мартыновском – на Киренге

Н.А. Пономарев. Поездка преосвященного епископа
Евгения в Киренский уезд в июне - июле месяцах 1913 г.
Иркутск. 2007. С. 230. (составители Крючкова Т.А., Шинковой А.И.).

Сохранены особенности написания географических названий, отдельных слов, некоторые особенности орфографии и пунктуации.

Тщательно обозрев монастырь и преподав настоятелю его игумену Иоанну77 и братии нужные архипастырские советы, Владыка в 10 час. вечера отбыл на пароход для ночлега, чтобы назавтра рано двинуться вверх по р. Киренге для обозрения расположенных по ней Мартыновского и Казачинского приходов. В верховьях Мартыновского и Казачинском приходе никто из Архипастырей не бывал. Можно себе представить, с какою радостию, пожалуй, и страхом ждали к себе эти заброшенные в захолустье — своего Архипастыря. Зная это, Владыка, несмотря на начавшуюся болезнь горла, бесповоротно решил предпринять 600-верстную поездку по Киренге ради своих забытых духовных чад…

27-го июня утром вступили в воды Киренги. Пароходной администрации фарватер ее незнаком; около руля энергично руководил прекрасно знающий характер реченки о. благочинный Кокоулин. Течение очень быстрое, подвигались по 6–7 верст в час, переваливая с одного берега на другой, как указывала речная струя. Утром подолгу стояли около берега: мешали туманы…

Весть о прибытии Владыки, конечно, давным-давно разнеслась по всей Киренге. При приближении парохода народ сбегался на берег и с каким-то затаенным страхом ждал высокого гостя: здесь были и грудные младенцы и, как лунь, старики — на закате дней своих желавшие хоть раз в жизни взглянуть на «Преосвяшшенного Архирея»… Во всяком пункте, где собирался народ, Владыка выходил на берег, благословлял, раздавал крестики, листки, изображения св. Иннокентия, его житие, евангелия и псалтыри; нередко выслушивал просьбы мужичков по наболевшим нуждам их хозяйства, наприм., несправедливом распределении земельных наделов, отсутствии медицинской помощи и т.д. Жители Киренги, в общем, мало развиты и крайне бедны. Пахотной земли у них мало; вообще-то земля есть, но она принадлежит казакам, живущим в Киренске, и местное крестьянское население не имеет права ею, как чужою, пользоваться. Крестьяне, например, деревни Шороховой не раз ходатайствовали об отводе им свободных казацких земель, но безрезультатно.

Мартыновский и Казачинский приходы тянутся по р. Киренге более чем на 400 верст и доходят до самой северной части озера Байкала. Глушь и дичь здесь невыразимые… Сюда редко кто заглядывает, но сами обитатели этого медвежьего угла иногда ездят в г. Киренск, когда плавят туда лес, сено и дрова. На всем протяжении этих приходов нет ни одного фельдшерского пункта, и народ, оставленный здесь без медицинской помощи, гибнет от болезней. Когда мы были, там начиналась эпидемия тифа, была сильная оспа и скарлатина; за полугодие от скарлатины умерло 27. Ждали фельдшера из Иркутска; приехал ли он — неизвестно.

Необходимо, кому надлежит, обратить свое внимание на этот брошенный угол. В домашнем обиходе заметна неряшливость.

Владыка в нескольких местах давал указания об элементарной опрятности.

Посетив деревни Шорохову, Осиповскую и Ляпунову, утром 28 июня прибыли в Мартыновское. Приходский храм построен в 1896 г. во имя Рождества Христова, деревянный. Рядом с ним в церковной ограде находится другой ветхий храм — Пророко-Ильинский, построенный в 1858 г. Священником состоит о. Алексий Подгорбунский78, псаломщиком — Иоанн Никольский79.

О. Подгорбунский второй год заведует и Казачинским приходом; в Мартыновой он трудится восемь лет, и трудится самоотверженно. Даже болезнь детей не могла удержать его от поездок по приходу, и он, оставя больных скарлатиной детей на попечение жены, сам отправился для исполнения богослужения и треб в село Казачинское, где мы его и застали. Образования он не получил даже среднего, но толковый, нравственный и добрый, а потому пользуется большим уважением крестьян и имеет на них доброе отеческое влияние. Крестьяне тут религиозны.

И даже политических приучили креститься при входе в избу, иначе не дают им крова и хлеба. Но политическая зараза есть, к сожалению, и на Киренге. Бороться с не всегда заметным, но отрицательным влиянием политических, конечно, одному священнику, да при такой обширности и разбросанности приходов, почти не представляется возможным, но пастырский авторитет о. Подгорбунского сильно сдерживает их пропаганду.

Встреченный народом (челов. 250), Владыка проследовал в храм, совершил молебен св. прор. Илии и св. Иннокентию, а затем панихиду по Архиепископе Иркутском Тихоне80, по случаю дня его кончины. Сказал слово о любви к Богу и ближнему. Обозрев храмы, проследовал в церковно-приходскую школу, где спрашивал учеников по всем предметам.

Дети боялись и робели при ответах. При посещении квартиры псаломщика Владыка обратил внимание на ее неблагоустроенность: крыша протекала, двора скотного нет, ограда плоха, и предложил собравшимся прихожанам принять меры к благоустройству помещения.

Посетив дом священника, в 12 час. дня отбыли далее. По деревням в верховьях Киренги по сие время на берегу реки между домами остаются громадные пни от былых исполинов-деревьев; ребятишки десятками взбирались на пни и боязливо смотрели на нас. Много еще лет эти пни будут свидетелями былой здесь глухой тайги, с ними население сроднилось, но дай, Господи, чтобы скорее рассеялся мрак невежества и население увидело свет истинного просвещения.

Во многих деревушках в беседе с народом Владыка убедился, что не только «неции», как было между Коринфянами, но все до единого, и стар и млад, «неведение Божие имут» (1 Кор. Гл. 15, 34). Да и откуда произойти здесь ведению? И чем глубже раскрывалась пред нами Киренга, тем большее приложение к обитателям ее находили слова — «бяху смятени и отвержени» (Мф. 9, 36). Чем дальше, тем население больше и больше проглядывало неразвитым, неопрятным, грубым, если угодно, несколько диким. Дети сравнительно с ленскими производят впечатление очень неразвитых.

О. Подгорбунский рассказал, что в минувшем году он спросил одного мальчонку, только что поступившего в школу, сколько у собаки ног? Он ответил — 8; сколько у тебя рук? — 4; сколько пальцев? — 1… и т.п.

 

Примечания:

77 Иоанн, игумен Киренского Троицкого монастыря с 20 дека­бря 1911 по 26 июля 1914 г.

78 Подгорбунский Алексей Петрович (около 1866 – после 1914). Сын псаломщика. Из 1-го класса Иркутской духовной семинарии 23 декабря 1883 г. был определен псаломщиком церкви Преподоб­ного Алексия, Человека Божия с. Коченгское Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Усть-Удинский район Иркутской об­ласти). 15 мая 1884 г. переведен в церковь Спаса Нерукотворного Образа г. Илимск Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Нижнеилимский район Иркутской области). 27 августа 1904 г. рукоположен в сан диакона и оставлен на должности псаломщика той же церкви. 26 февраля 1906 г. рукоположен в сан священника церкви Пророка Илии с. Мартыновское (Нижнемартыновское) Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Казачинско-Ленс­кий район Иркутской области), где служил более 8 лет.

79 Никольский Иоанн Спиридонович (около 1883 – после 1913). Сын псаломщика. В 1901 г. окончил второклассную церковно-при­ходскую школу в г. Киренск. 6 сентября 1902 г. назначен псалом­щиком церкви Михаила Архангела Шимковского миссионерского стана Иркутского уезда Иркутской губернии и определен учителем Шимковской миссионерской школы. 27 июля 1903 г. переведен на должность псаломщика церкви Михаила Архангела с. Одисса Ба­лаганского уезда Иркутской губернии (ныне Балаганский район Иркутской области). 27 мая 1906 г. назначен на должность пса­ломщика церкви Пресвятой Троицы д. Малышевка Балаганского уезда Иркутской губернии (ныне Усть-Удинский район Иркутс­кой области). 23 июля 1907 г. переведен на должность псаломщи­ка в Одисскую миссионерскую Михаило-Архангельскую церковь. 17 сентября 1909 г. уволен за штат по болезни. 14 ноября 1909 г. назначен исполняющим должность псаломщика церкви Пророка Илии с. Мартыновское (Нижнемартыновское) Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Казачинско-Ленский район Иркутской области), где служил более 5 лет.

80 Тихон, архиепископ Иркутский и Верхоленский (в миру Ми­хаил Михайлович Данебин-Троицкий) (1831–1911). Родился в с. Сушково Зарайского уезда Рязанской губернии в семье диако­на. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. Принял монашество 14 сентября 1861 г. Был преподавателем и инспекто­ром Новгородской духовной семинарии, затем ректором Кавказ­ской (Ставропольской) семинарии. 5 июля 1882 г. хиротонисан в епископа Сарапульского, викария Вятской епархии. С 8 марта 1886 г. был епископом Енисейским и Красноярским. С 23 марта 1892 г. по 28 июня 1911 г. возглавлял Иркутскую епархию.

 

Публикуется на сайте www.pribaikal.ru
с разрешения авторов