Киренский район Иркутская область
Административный центр - город Киренск. Основан как зимовье в 1630 в устье р. Киренга казаками из отряда В. Бугра. До 1665 назывался Никольский погост, затем Киренский острог.

Мобильная связь для бизнеса. Оптимальный выбор для людей, которым нужно постоянно быть на связи, чтобы в оперативном режиме решать возникшие вопросы.
Вход

Киренск

История Киренска

Дом князя В.М. Голицина, находившегося в Киренске в ссылке с 1826 по 1829 г.
Магазин "Сибирь" Киренского продснаба
Макет Киренского острога
Одна из улиц Киренска в начале ХХ века
Крупное наводнение в Киренске в 1915 году
Перегон самолетов из США на фронт через Киренск
Герб Киренска
Варианты гербов Киренска
А.Н. Косыгин - будущий председатель Совмина СССР (с 1965 по 1980 г.) был направлен в Сибирь после техникума. На снимке 1926 года внизу крайний слева

Фрагмент из книги М.А. Винокурова и А.П. Суходолова 
«Города Иркутской области», 2010 год 

На сайте "Прибайкалье" (www.pribaikal.ru) 
публикуется с разрешения авторов

 

Киренск был основан как небольшое поселение в 1630 г. казаками из отряда Василия Бугра. Место оказалось очень удачным. Здесь были построены зимовья для жилья, часовня, склады и лабазы. Через десять лет начала действовать первая в регионе соляная варни­ца, построенная Ерофеем Хабаровым, была распахана первая пашня, положившая начало земледельческому освоению Приленья.

Застраиваемый вначале как крепость — со стенами и башнями — по примеру первых западносибирских поселений, которым приходилось обороняться от степных кочевников, острог никогда не видел сраже­ний. Наоборот, выгодная торговля притягивала к новому поселению коренные племена, занимавшиеся охотой.

Первое время поселение назы­валось Никольский погост, и только в 1665 г. его переименовали в Усть-Киренск — по названию реки*.

Здесь организовали ярмарку и таможню. Начали развивать хлебо­пашество и огородничество, кузнеч­ное дело и судостроение. В начале XVIII в. Киренск представлял уже достаточно обжитое поселение, где была Спасская церковь и съезжая изба, располагались гостиный двор, таможенный дом, амбары, лавки, около 40 жилых домов и часовня.

Стратегическое месторасположение Киренска, ставшего плац­дармом русского продвижения на восток, было использовано при под­готовке ряда важнейших экспедиций, осуществлявшихся Хабаровым, Дежневым, братьями Лаптевыми, Чириковым и Берингом, другими первопроходцами и исследователями новых северных и восточных тер­риторий. В те годы именно Киренск был последним опорным пунктом на пути в Якутию, на Камчатку и Чукотку, в Северную Америку.

Расположенный на перекрестке двух рек, он улучшал также транспортную доступность близлежащей территории, позволял осваи­вать новые богатые пушниной районы.

Статус города и название — Киренск — поселение получило в 1775 г. Еще через восемь лет Киренск стал уездным городом, а в 1822 г. — окружным городом Иркутской губернии. В то время в нем насчитывалось 140 домов, 5 церквей и 10 торговых лавок.

Открытие золота в бассейне Витима и развитие во второй по­ловине XIX в. пароходства в бассейне Лены дали новый импульс для роста Киренска. Здесь был организован крупный отстойный пункт, где на зимний ремонт останавливалось около десятка пароходов и столько же грузовых барж. В районе затона располагались кузница, паровой молот, механическая мастерская, лесопилка и литейка. Группа этих предприятий стала прообразом первого производственного объедине­ния на Лене. Обслуживание водного транспорта превратилось в очень важную статью городского дохода.

В начале XX в. в городе насчитывалось около 300 жилых строений (в том числе несколько каменных), а численность населения превы­сила 2 тыс. чел. Действовали судоремонтное, небольшие портняжные и сапожные производства. Основными занятиями населения были обслуживание водного транспорта, хлебопашество и огородничество, сезонная работа на золотых приисках.

До революции в Киренске проживало также несколько судо­владельцев и представителей торговых фирм, в том числе обладателей миллионных состояний. Они поставляли на Ленские золо­тые прииски сено, овощи и картофельную муку местного приготовления, занимались скупкой пушнины и отправкой ее в Иркутск. Участвовали в сезонных ярмарках (с середины мая по июль), оборот которых оценивался в 50-100 тыс. р. золотом.

В то время в городе было несколько церквей, мужской Свято-Троицкий монастырь и часовня. Из образователь­ных учреждений действовали уездное и городское училища, приходское училище для маль­чиков, женская прогимназия, церковноприходская школа. Работала больница и фельдшер­ский пункт. Имелась хорошая гостиница. Торговля велась в нескольких магазинах и 30 лав­ках. Действовали пристань, отстойный пункт для флота, имелись большие склады, в том числе винные.

После революции, в сере­дине 1920-х гг., был образован Киренский район, и город стал районным центром. В эти же годы в Киренске жил и работал будущий Председатель Сове­та Министров СССР Алексей Николаевич Косыгин (возглав­лявший правительство СССР на протяжении 16 лет— дольше всех в истории царской, совет­ской и постсоветской России). Он был направлен в Сибирь в 1924 г. после окончания Ле­нинградского кооперативного техникума, где до 1930 г. работал в системе потребительской кооперации. В 1927 г. он вступил в члены ВКП(б). Именно в Киренске Косыгин получил жизненный опыт, который затем помог ему стать блестящим премьер-министром могучей страны. Достаточно сказать, что благодаря «северному» опыту он смог инициировать строительство знаменитой Дороги жизни вдоль восточного берега Ладожского озера в период блокады Ленинграда. Косыгин также персонально отвечал за организацию водного транспорта на Ладожском озере, применяя опыт судоходства на Лене. Дух купечества и предпринимательства, который он впитал в Сибири, помог ему начать в 1965 г. в громадной коммуни­стической стране реформу по совершенствованию планирова­ния и усилению экономического стимулирования промышленно­сти. Суть ее состояла в децен­трализации народнохозяйствен­ного управления, повышении роли интегральных показателей экономической эффективности (прибыль, рентабельность) и увеличении самостоятельности предприятий. Восьмая пяти­летка (1966-1969), в течение которой проводилась реформа Косыгина, стала самой успеш­ной в советской истории и по­лучила название «золотой».

В послевоенный пери­од и вплоть до начала пере­стройки Киренск развивался очень динамично. Он сохранял свое транспортное значение и служил опорным пунктом при освоении северных территорий. Большое внимание уделялось раз­витию Киренской и Алексеевской ремонтно-эксплуатационных баз флота. Начиная с 1950-х гг. старый паровой флот постепенно замени­ли новыми, более эффективными дизельными судами повышенной грузоподъемности с более высокими технико-экономическими показа­телями. В городе строилось новое благоустроенное жилье.

В 1980 г. рассматривалась возможность прокладки железной дороги от Усть-Кута до Киренска и создания здесь крупного речного порта.

В кризисные 1990-е годы лучшая часть флота, кормившая город, ушла в «свободное плавание» в другие бассейны, в том числе за рубеж.

На гербе Киренска в верхней части щита изображен бабр (тигр), а в нижней части в золотом поле — протекающая и разделяющаяся на два устья река Киренга, по имени кото­рой назван город. Герб был утвержден 26 октября 1790 г. В то время все подчиненные Иркутску города в верхней части своих гербов имели изо­бражение бабра, как на гербе Иркутска В советское время было не­сколько попы­ток заменить исторический герб Киренска новым. Но ни одно из пред­ложенных изо­бражений обновленного герба города не при­жилось.

  

* Существует несколько версий происхождения названия города. По одной из них, Киренск назван в честь десятника Кириллова (Кири) из отряда Василия Бугра. По другой, река, а за ней и острог получили название от эвенкийского слова «кири» — грязный (галька и песок по берегам Киренги имеют черноватый налет гидроокиси марганца). Более красивая версия утверждает, что город по­лучил название опять же от эвенкийского слова «киренха», переводимого как «орлиное гнездо».

На Байкал

  • Листвянка
  • Ольхон
  • Заказ микроавтобуса в Иркутске

 

 


Иркутская область




 
 

Уважаемые господа! Копирование, тиражирование, иное использование фотографий, статей, размещенных на сайте "Иркутская область : Города и районы", возможно только с письменного разрешения НУК "Экспедиция ИнтерБАЙКАЛ"

 
© 2008-2018  All rights reserved