Керамический пленэр проходит на одном из самых живописных мест Ольхона: рядом с самым большим песчаным пляжем Сарайского залива и буквально в 400-стах метрах от самого знаменитого священного места – мыса Бурхан (Шаман)

Новости / Статьи

Третий симпозиум Байкал-КераМистика

Керамический симпозиум на Байкале

Байкал-Керамистика, 2014 год

Третий симпозиум Байкал-КераМистика изменил свой статус и стал не всероссийским, а международным. В нем, кроме российских художников, приняли участие керамисты из Литвы и Белорусси, Казахстана и Турции. На симпозиуме присутствовали искусствоведы из Иркутска, Москвы, Санкт-Петербурга и Опошни (Украина).

Как и на прошлых симпозиумах царила творческая атмосфера увлеченности работой, дружеской поддержки. Художники делились своими знаниями и находками, секретами мастерства в процессе работы и мастер-классах.

Для некоторых керамистов была возможность впервые освоить обжиг раку. Единодушный восторг вызвал старинный традиционный способ декорирования керамики - обвар.

Практическая работа дополнялась презентациями, где художники могли познакомиться с творчеством своих коллег. Искусствоведы показывали материалы о симпозиумах на Украине, ежегодной выставке «Керамика и стекло на траве», проводимой на Елагином острове в Петербурге. С большим интересом смотрели фильм о знаменитом петербургском художнике Александре Задорине, показанным Еленой Власовой.

Анна Квасова (Новосибирск) была на симпозиуме в третий раз. Видно, что она выросла как художник по сравнению с прошлым годом. Ее композиция «Семья» (три сосуда обобщенной формы) лаконична и выразительна. Тактичное использование глазури при обжиге раку дало матовые поверхности – черную, светло-серую и муаровую фактуру цвета маренго. Чистота этого минималистичного решения, выверенность пропорций были отмечены жюри с формулировкой «за чувство материала».

Второй раз на симпозиуме Юлия Зуева (Новосибирск). И снова мы видим творческий рост художника. Если в прошлом году Юлия экспериментировала с фактурами, уделяя больше внимания разработке поверхности, в этот раз ее произведения отличаются бОльшим лаконизмом формы и декора. Произведение с интригующим названием «Четыре четверти» допускает свободу толкования - от музыкального размера до размышлений о делимости и целостности окружающего нас мира. «На дно»-большая рыба, стоящая вертикально, как бы отвесно погружающаяся в воду. Снова произведение – знак с закодированным содержанием.

Татьяна Обухова (Москва) под впечатлением от окружающей природы создала «Песню о Байкале». Это композиция с такими местными мотивами как скалы, волны, лодки, чайки. Левая часть композиции – скала в виде лодки с рельефом девочки. Правая часть – человек в лодке с собакой. Он отдален от берега водой, скалами. «Эмоция печали, трагизма ожидания ушедших в море» (Т.О.) выражена повествовательно. В ответ на вопрос, что дал Татьяне симпозиум, она сказала: «умение сконцентрироваться и выдать результат за короткое время, получить хороший импульс. Не все удалось, но я прожила эту жизнь внутри себя, сделала что-то новое».

Ольга Скубченко (Москва) раньше не использовала обжиг раку и с интересом осваивала его, экспериментировала с цветными глазурями. В отличие от присущей ей сдержанной цветовой палитры здесь появились радостные, яркие «Ольхонские цветы», типичная примета Ольхона «Сэргэ» и «Байкальский ангел».

Работы Юлии Смирновой (Йошкар-Ола) очень разные по настроению. «Рыбак» и «Рыбачка» ка сказочные персонажи сидят в лодках, каждый на огромной рыбе и поводьями управляют ею. Вспоминается рыба-кит из сказки Ершова о Коньке-Горбунке. Удачна и группа «Родители». Две склоненные друг к другу фигуры держат ребенка. Одежда цвета светлой охры с коричневой каймой гармонируют с плавностью фигур. Автору удалось передать в этой лирической новелле чувство покоя, тишины.

Галина Лежнина (Екатеринбург) также первый раз познакомилась с обжигом раку. Она сумела сделать много работ в разных техниках. Наиболее удачные ее произведения - «Мой миф о Байкале» и «Симпозиум». В них она использовала диаметрально противоположные подходы. Если «Мой миф о Байкале» с различными символами и типичными для местности атрибутами решен в повествовательной манере, то композиция «Симпозиум» многословна по своим выразительным средствам. На каждом портрете участников симпозиума изображен знак, являющийся характерной чертой творчества того или иного керамиста.

Тамара Криво (Красноярск) сделала две композиции на байкальскую тему – «Хранители Ольхона» и «Байкальские самоцветы», использовав разные техники обжига. В «Байкальских самоцветах» характерный для раку медный блеск эффектно сочетается со светло- и темносерым и бордово-коричневым цветом. «Хранители Ольхона» - это две фигуры (каждая с одним крылом) на постаменте и птица. Одеяния хранителей украшает «вышивка», напоминающая местные декоративные мотивы. Композиция «Рыбный день» - удачная, на мой взгляд, шутка художника, продемонстрировавшего в этой маленькой работе разнообразие фактур, которых можно добиться в обжиге раку: матовая рельефная – рыбка, матовая гладкая – сковородка на блестящей раскаленной плите.

Особняком стоят работы Ляли Галеевой (Уфа). Живописец по образованию, последние годы она работает как скульптор. Определяющим моментом в ее творчестве является огромное влияние, которое на нее оказала Индия. Отзвуки буддийской культуры мы видим в работах «Маленький Будда» и «Хозяйка мыса Хулугуней». Ляля с интересом знакомилась с различными керамическими техниками. «Маленький Будда» выполнен в технике раку, для второй работы она выбрала редукционный обжиг. Насквозь пронизанная мифами и легендами атмосфера Байкала слилась в этом произведении с трактовкой образа, свойственной буддийской культуре.

Серия камерных работ Дмитрия Хохловкина (Москва) выглядят как продуманная концепция. Художник заранее изготовил штампики с архаической символикой (солярные, растительные и др. мотивы), нанес их на традиционные для русской керамики сосуды. Использовал и пластический декор (также в русле традиций), например ручка горшочка в виде лося. Интересным оказалось сочетание обвара и рельефной поверхности миски.

Из работ Светланы Уваровой (Иркутск) наиболее удачной кажется «Онгоны» (хранители очага в бурятской мифологии). Два сосуда - один высокий, другой низкий с широким туловом - оплетены полосками цветных масс. Благодаря редукционному обжигу, некоторая пестрота колорита была приглушена и приобрела серо-голубо-серебристый колорит. Светлана Уварова занимается преподавательской деятельностью и поэтому и практическая работа с материалом и общение с коллегами ей, по ее признанию, дало очень много.

Участник многочисленных керамических симпозиумов Артем Гориславец (Казахстан)использовал технику раку для своих сквозных объектов конической формы, но несомненной удачей явилась композиция «Ковчег» (состоящая из восьми частей; редукционный обжиг). Оригинальная форма, найденная Артемом раньше, использована здесь иначе. Разнообразие фактур и благородство колорита отличают этот хорошо продуманный и крепко построенный объект. Он был отмечен жюри «за архитектонику формы».

Лидия Лось (Иркутск) сделала изящную юмореску «Несинхронное плаванье» (шамот, глазури). По сути это графическая зарисовка в керамике. «На закат» - явная удача Лидии. Лаконизм формы и замечательный эффект, хорошо знакомый по байкальскому пейзажу. Последний блеск солнца в облаках - (только нижняя часть светила) и отблеск в воде, еще более яркий, горящий. Здесь прекрасно использованы возможности раку.

Павел Ермаков (Иркутск) сделал огромный скачок по сравнению с прошлым годом. Вместо камерных вещей (чайники и пр.) в этом году мы видим объекты. Это образцы не только другого уровня «конструктивного мышления», за что его работы были отмечены жюри, но и другого образного мышления. «Мой идол» и «ВременнАя» - интересное сочетание жесткой геометрической формы и обвара. Сложная композиция «Конструкция мира» состоит из нескольких пересекающихся рядов квадратных в сечении балок, образуя многоэтажное сооружение. Эта «архитектура будущего» имеет, очевидно, для автора свой смысл. Может быть, введение цвета, не чисто декоративный прием, а обозначение неких символов.

Ольга Семашко (Минск), также как и Артем Гориславец и Юргита Ясинскайте - участница многих керамических симпозиумов впервые на Байкале. Ольга - опытный керамист. Она смело использует разнообразные техники: обвар в «Монологе сосны» и «Вьюнке двувершинном», цветные массы в небольшой работе «Волны», редукционный обжиг, barrel nacked raku и обвар «В горах». Но в данном случае важна не только демонстрация мастерства, но и замечательный образ ольхонской коровы. Местная корова спокойна и степенна, самодостаточна и независима. Она гуляет, как «кошка, которая гуляет сама по себе». Но, если надо, скачет по горам как лань. Особенно хороши две части композиции – большая корова с лихо загнутым рогом и продукт ее жизнедеятельности. Красота сей особи (я имею ввиду колористическую тонкость поверхности) восхищает. Обобщенная трактовка тулова не мешает распознать в ней прообраз - один из живых символов Ольхона. Работы О. Семашко жюри отметило «за современность образа».

Юргита Ясинскайте (Вильнюс) тоже художник опытный и уверенный в себе. Ее перфекционизм в работе внушает уважение. Найденный ею прием - двустенные сквозные объекты - она использует по-разному. Варьируются формы, размеры, цвет, но всегда можно узнать подчерк автора. Композиция выверена, пропорции точны, колорит сдержанный, хотя это не исключает яркого цветового акцента, как в композиции «Ветер удачи». Члены жюри отметили «лаконизм модульных решений» в произведениях Ю.Ясинскайте.

Для Сейхан Илмаз (Турция) на этом симпозиуме многое - в первый раз. Впервые в России и на Байкале, первое знакомство с шамотом. В Турции Сейхан работает с фарфором и создает редкие по изяществу и красоте произведения – прорезные, сквозные, сложносоставные. Они, как бабочки, изысканы и хрупки. Здесь в камерных этюдах «Пара I» , «Пара II» и «Трио» С.Илмаз использовала этот же принцип, но другой метод исполнения - не литье, а вырезание из тонкого пласта цветной массы. В одном «Байкальском дереве» она использовала обжиг раку, в другом - восстановительный. Жесткость изящной прорезной конструкции наполнена движением. Недаром первым названием было не «Байкальское дерево», а «Ветер». Филигранная работа С. Илмаз была отмечена за «технологичность исполнения».

Излюбленный предмет Бетюль Димир Каракайя (Турция) - колокол.

Предоставим слово автору: «Я пытаюсь использовать не только наши традиционные формы, но и другие, например европейские (конические). Я впервые сделала эту форм. Предпочитаю белый цвет, но тут для меня важен контраст и я использовала разный цвет. Один вид орнамента я использую всегда. Это мой голос. Если вы смотрите на колокол, то ваш голос тоже включается в это звучание. Получается интерактивный контакт. Мы разные в группе, но находимся в гармонии. И в этом смысле мы одно целое. Я сделала плоские «лепешки» для навершия колоколов, как байкальские каменные пирамидки. В них я использовала все техники и они сочетаются друг с другом как в природе». Оригинальные произведения Б.Д.Каракайя были отмечены жюри «за разнообразие декора».

Татьяна Ерошенко (Иркутск) в этом году смогла полноценно работать наравне со всеми и сделала ряд замечательных работ. «Перволоси» стоят в том же ряду что и более ранние ее работы, например «Кочевник». Небольшие фигуры животных выглядят монументально. Пластическая трактовка напоминает зверей из наскальных росписей и архаическую глиняную игрушку. Работа «Духи предков» непосредственно связана с Ольхоном, Байкалом, его мистической аурой и духом шаманизма, который пронизывает и сегодняшнюю жизнь людей этой земли. Фигура шамана решена очень интересно по пластике и колориту. Обобщенную фигуру-знак с выступающей головой-маской завершает три головы духов-помощников шамана. Светлую почти белую фигуру с «подпалинами» глазури уравновешивают черный округлый цоколь, бубен и палка для бубна. Два других произведения «Слушая шум ветра » и «Слушая шепот звезд» - по сути лирические вариации на тему человек и природа. При взгляде на них возникает ощущение быстроты бега животных, несущих на спине женскую фигуру. Здесь все динамично и легко в противовес первым двум работам, где преобладает статика и материальность формы. Исходя из этих разных подходов к выполнению задач, жюри отметило произведения Т. Ерошенко «за соответствие пластики образному решению».

Подводя итоги симпозиума надо сказать, что огромной заслугой организаторов является выбор места проведения Байкал-КераМистики. Байкал покоряет и завораживает. Мощь и первозданная красота влияет на всех, особенно на художников. Об этом говорили все участники симпозиума, и это проявилось прямо или косвенно в их работах.

Команда организаторов симпозиума - Татьяна Ерошенко, Сергей Пуртян, Лидия Лось и Павел Ермаков - сделала все, чтобы художники чувствовали себя как дома. Эту атмосферу оценили все участники проекта. На вопрос, что дала им Байкал-КераМистика, все отвечали примерно одинаково - знание, опыт, желание работать, экспериментировать, ездить на симпозиумы. Мощный творческий заряд, который получили художники, даст, несомненно, новые интересные результаты, а воспоминания о Байкале останутся с ними навсегда.

Светлана Кавецкая, искусствовед,
Москва, 2014г.