Керамический пленэр проходит на одном из самых живописных мест Ольхона: рядом с самым большим песчаным пляжем Сарайского залива и буквально в 400-стах метрах от самого знаменитого священного места – мыса Бурхан (Шаман)

Новости / Статьи

Интервью с организатором проекта «Байкал-КераМИСТИКА» Татьяной Ерошенко

Интервью с Татьяной Ерошенко (художник-керамист, член СХ России, г.Иркутск). Беседу вела Татьяна Зиненко, искусствовед, куратор международных симпозиумов керамики (Украина)

Мастер-класс Т.Ерошенко на пленэре проекта Байкал-КераМистика

Участники пленэра во время работы. Фото Анастасии Таволжанской

Ночной обжиг керамики. Фото Анастасии Таволжанской

1. Татьяна, для художника-керамиста летняя пора исполнена путешествиями, новыми встречами, знакомствами, новыми творческими поисками. В последние годы в Российской Федерации активизировалось и симпозиумное движение в сфере керамики, и участие российских художников в симпозиумах за рубежом. Скажите, ощущаете ли вы «грядущую тотальную керамизацию»? Ощущаете ли свою нужность и «восстребованность» или создаете эту «нужность» сами?

Да, тотальная керамизация ощущается, но где-то далеко от нас, потому и захотелось сделать пленэр керамики у нас, чтобы и у нас запустить эту программу по керамизации всей страны))) Востребованность свою как художника нужно создавать самой, рассказывать людям о художественной керамике, делая различные выставки, проекты, так как у многих зрителей отношение к керамике, в основном, как к предмету функциональному типа горшка или свистульки. Конечно, горшок или свистулька тоже могут быть произведением искусства, но очень хочется, чтобы ценилась по достоинству и авторские работы из керамики, скульптуры, декоративные объекты.

2. В этом году вы с друзями организовали новый проект «Байкал КераМистика». Расскажите подробнее, как и когда родилась эта идея, кто способствовал ее реализации? Кто принял участие? Сколько было участников и откуда? Какие работы создавались (были ли изначально оговорены: тема, размеры и проч.)? Какой обжиг применялся? Какие глины использовались? Что собой представляет сама местность, в которой проводился симпозиум? Кто придумал само название «Байкал КераМистика»?

Долгая получится история…В течение последних 7 лет я преподавала в Иркутском Государственном Техническом университете скульптуру и проектирование. Постоянно со студентами участвовали в выставках и конкурсах различного уровня, пыталась как умела передать свою любовь к керамике и чувство материала молодым будущим керамистам, ощущала некую свою «нужность». В этом году мы вместе с мужем Сергеем Пуртян создали студию керамики и гончарного мастерства для взрослых и детей, и я поменяла преподавание в институте на преподавание в своей студии. Осенью же 2011 я сделала свою персональную выставку «Космос кочевника» и, как это всегда бывает после окончания большой длительной работы, наступило опустошение. Сижу в студии и думаю: а что же дальше. А еще перед персоналкой, как в подсказку для названия выставки, удалось мне съездить на фестиваль «Будь» на Малом Море на Байкале. Проходил он на турбазе «Юрточное кочевье», и место это вместе с его монгольскими юртами совершенно магическим образом наполнило меня чувствами, возможно схожими с чувствами кочевников: ветром, степью, сумасшедше звездным небом над головой, запахом земли, мхов, трав, и как-то вдруг пришла мысль, что здорово бы было сделать здесь, на Байкале, пленэр керамики. А потом, после персоналки в момент опустошения, мысль эта снова ко мне вернулась. Как потом оказалось, идея пленэра керамики на Байкале давно витала в воздухе, многие подумывали о том, как собрать керамистов на Байкале. Просто я ее глубоко вдохнула))) Сергей, муж мой, человек творческий, горящий, заразился этой идеей. Понимая, что идею эту возможно осуществить коллективно, стали искать таких же сумасшедших горящих людей, болеющих керамикой))) И очень здорово, что нашлись в Иркутске такие люди. Коллеги по проекту Игорь и Лена Таволжанские, уже ездили на выставки в Японию и в Австрию, и по России покатались, сразу подхватили идею проекта, и даже идею такую тоже уже вынашивали, оставалось только объединить усилия и дальше работать вместе. Много советовалась с друзьями и коллегами, кто уже или ездил на пленэры или сам их делал, например, Женя Лапо во Владивостоке уже не первый год делает пленэры и очень здорово помог советами и оборудованием, Елена Краснова и Наталья Самсонова из Красноярска. И всегда для хорошего дела находятся хорошие люди. Спасибо огромное всем, кто безвозмездно помог в подготовке и реализации проекта, а также оказал финансовую поддержку. Это сайт www.pribaikal.ru и его руководитель Дмитрий Ступин, издательство «Время странствий» и его директор Людмила Ерошенко, институт Изобразительных Искусств и социально-гуманитарных наук ИрГТУ, кафедра искусствоведения, заместитель директора Ольга Константиновна Лось и заведующий кафедрой Есипов Владислав Витальевич, организация «Иркутскгеофизика», министерство культуры и архивов Иркутской области, кофейня «Белая Ворона», турфирма «Байкал-Терра» и турбаза «Солнечная», где, собственно и проходил наш пленэр.

В пленэре приняло участие 25 человек (вместе с организаторами) из разных городов России: Екатеринбург, Новосибирск, Кемерово, Тюмень, Красноярск, Иркутск, Северобайкальск, Хабаровск, а также русская художница из Ирландии. Среди участников были и студенты старших курсов, и уже профессиональные художники. Темы работ были определены сразу и выложены на нашем сайте: «авторский стиль», «впечатление от Байкала». Была также номинация «традиционный гончарный предмет, как объект современного искусства». Но жюри решило, что номинация эта не состоялась. Видимо, в следующий раз. Конечно, большинство работ соединили в себе две первые темы. Размер работ определялся размером печей, которые мы привезли с собой на пленэр и, собственно, достаточно сжатым временем. Максимальный размер изделий или одной части изделия – 40х40см. Понятно, что нужно было иметь в виду, что если все слепят 40х40, то мы не в какие временные сроки не успеем все обжечь. Утильные обжиги проводились в самодельных электрических печах, дальнейшие обжиги на усмотрение участников: раку-обжиг в газовой печи (классический вариант раку-обжига, когда мы вынимали раскаленные изделия и опускали в опилки), восстановительный обжиг в газовой печи (мы создавали в печи восстановительную бескислородную среду за счет предотвращения доступа свободного кислорода и избыточного количества газа в печи), также был декоративный дровяной обжиг в бочке с медным купоросом, что позволило создать ряд удивительных художественных работ участниками симпозиума, например, Оксаной Кондрашиной из Кемерово, Гузель Фахретдиновой из Тюмени. Также были традиционные способы декорирования керамики: обвар, молочение, волосяной декор. Глину привезли из Красноярска. Это белая Уярская глина с мелким шамотом, пригодная для раку-обжигов. Гончарную глину подготовил Игорь Таволжанский из местных Иркутских глин. Также по удачному стечению обстоятельств у нас была с собой бумажная глина для запланированного мастер-класса, она здорово пригодилась Карине Абдулбанеевой, русской художнице, но с европейской школой керамики. Ее замысел удалось реализовать только благодаря бумажной глине.

Пленэр проходил на самом большом острове Байкала – Ольхоне. Ольхон, повторяющий своими очертаниями сам Байкал, - главное сакральное место озера-моря, где шаманы многих родов совершают свои ритуалы. Остров изобилует большими и малыми заливами и бухточками, таинственными гротами и пещерами. Здесь есть заповедные, священные леса и мысы, на которые не велено ступать земному человеку. Здесь растут растения-эндемики, произрастающие только здесь, низкорослые лиственницы с шагающими корнями, здесь почти о каждой скале сложены легенды. По местным верованиям, в каждом природном объекте обитают духи. Духов этих задабривали, задабривают и сейчас – не только островные жители, но и гости – на дорогах, на перевалах есть особые места, где путники останавливаются и повязывают на ветки деревьев разноцветные ленточки, бросают монетки, рис, брызгают вином, прося удачи в дальнейшем пути… Пленэр проходил на одном из самых живописных мест Ольхона: рядом с самым большим песчаным пляжем Сарайского залива и буквально в 400-стах метрах от самого знаменитого священного места – мыса Бурхан, или Шаман. По преданиям, Шаманский мыс избрали на жительство божественные, небесные духи – тенгрии, и главный из них – Гута-Бабай. Остров этот притягивает к себе и туристов, и мистиков, и ученых, и художников. Название придумывали все вместе, хотелось, чтобы в названии присутствовало и слово «керамика», и «Байкал» и как-то хотелось заострить внимание на таинственность места и непредсказуемость и волшебство газовых раку-обжигов. Вот и родилось название «Байкал-КераМистика».

3. В чем сложность организации симпозиума? Есть ли у Вас помощники, финансовая поддержка государства?

Сложность организации заключалась в отсутствии стационарной подготовленной базы на Байкале. Необходимо было организовать доставку всего оборудования, печей, гончарных кругов, полных газовых баллонов и большого количества глины за 300 км от Иркутска, а потом все это привезти обратно. Причем с преодолением переправы на остров на пароме. Это, надо сказать, очень финансово-затратное предприятие. Спасибо организации «Иркутсгеофизика» за предоставленный транспорт и людей. Необходимо было организовать место для работы: закрытую от ветра, дождей и солнца площадку с рабочими местами. В этом нам очень помог хозяин турбазы «Солнечная» Валерий Обогоев. Он специально для нас построил веранду, которую мы завесили армированной пленкой. Благодарим, кстати, участников пленэра, за понимание, что пришлось работать в достаточно спартанских условиях. Одна из сложностей – капризная непредсказуемая погода на Байкале. Мы боролись то с сильными порывами ветра, то с жарой, когда под пленкой становилось жарко, то снова с резким похолоданием. Про помощь написала во втором вопросе. Со стороны государства в этом году не удалось получить финансовую поддержку, надеемся на нее в будущем. Министерство культуры Иркутской области предоставило нам великолепные книги в призовой фонд. Также есть сложность в организации пленэра на Байкале – это недостаточная электрическая оснащенность некоторых турбаз, не все потянут нагрузку 3-х муфельных печей одновременно.

4. Татьяна, скажите, что для художника дает участие в симпозиумах? Достаточно ли у художника систематизированной информации о происходящем в сфере керамики в стране и в мире? Из какого источника вы черпаете подобную информацию? Сравните, пожалуйста, симпозиумы, на которых Вам удалось побывать и скажите, где бы еще побывать хотелось?

Участие в симпозиумах позволяет и заставляет художника иногда менять направление своего творчества, пробовать себя в новых условиях работы, в новых непривычных обжигах. Можно раскрыть в себе новые возможности, новый потенциал, новые темы. Кроме того, общение с собратьями по разуму очень полезно, не дает застаиваться, вариться в собственном соку. Систематизированной информации о происходящих симпозиумах нет. Разрозненную информацию о керамических пленэрах, симпозиумах отыскиваешь в интернете, вводя в поисковике разные сочетания слов. Иногда узнаешь у коллег. Даже в вашей группе в фейсбуке, если наткнулся на новость, то успел прочитать, а вот места, где хранится вся информация о симпозиумах в мире – такого нет. Участвовала только в одном симпозиуме. Это был симпозиум по надглазурной росписи в Красноярске. Готовясь к нашему пленэру очень внимательно изучала разные подобные мероприятия: условия, темы, обжиги, протяженность и т.д. Сравнивать разные симпозиумы, наверное, не нужно. У каждого есть своя интересная фишка, своя притягательность, свои возможности. Очень хочется побывать в Опошне, а может в Бобруйске, в Японии, в Аргентине, в Греции, в Европе где-нибудь, в общем везде)))

5.Татьяна, Вы принимали участие в своем проекте как организатор и как художник. Скажите, пожалуйста, как человек, знающий ситуацию изнутри: какие главные проблемы стоят перед художником, который хочет принимать участие в симпозиумах? Каковы пути их решения? Какие главные проблемы стоят перед организатором и каковы пути их решения?

Главная проблема, стоящая перед художником – это финансовая возможность, мне так кажется, или временная, если художник где-то, например, преподает. Осенью уже не съездишь никуда. Если говорить о непосредственно нашем проекте, то мы старались выбрать оптимальное время. Например, с июля стоимость проживания на Байкале возрастает раза в 1,5. Поэтому мы максимально смещались на июнь, но, учитывая возможности художников-преподавателей, пришлось сдвинуть немного на июль. Особенно дорого стоит на Байкале горячая вода, номера с цивилизацией внутри, т.е. индивидуальным душем, стоят немало. И иногда участники просто морально не готовы к тому, что заплатив вроде за проживание на турбазе, куда входит общественный душ, сталкиваются с тем, что в бойлере вода горячая иногда заканчивается. Тут нужно выбирать и понимать, куда ты едешь и к чему быть готовым. Кто-то жил в палатке, и все хорошо. Еще художник должен быть готов работать в любых условиях, например, в тесном коллективе. Чем помочь участникам? Как организаторы, мы думали устроить во время пленэра ярмарку, где участники могли бы как-то возместить свои расходы, но это уже другой формат. Тут или нужно думать о том, чтобы поработать качественно, и чтобы не мешал никто, и тогда время выбрано правильно, или смещать время пленэра по попозже, когда народу будет на острове много, но тогда работать будет сложно. За двумя зайцами погонишься…Тут нужно или симпозиум или ярмарку. Мы выбрали симпозиум))) А ярмарок по стране и так много.

6. Кого из художником вы считаете своими кумирами в керамике? Как произошло Ваше первоначальное общение с глиной?

Кумиров в керамике у меня нет. Есть много художников, как русских так и зарубежных, работы которых мне близки по духу или просто очень радуют, восхищают, удивляют. Первоначальное общение с глиной произошло у меня на вступительных экзаменах в Красноярский Государственный Художественный Институт. Было задание слепить автопортрет в глине. Ну, в общем слепила. Меня даже уговаривали перейти на скульптуру, но я осталась верна кафедре художественной керамики, ну и не жалею об этом.

7. Какая из созданных Вами керамических работ самая знаковая, самая главная? Часто ли Вы повторяете излюбленные художественные приемы или предпочитаете поиск новых решений?

У меня есть любимые мои работы: это скульптурная композиция «Над городом (по мотивам М.Шагала)», скульптура «Кочевник» и композиция «Ольхон/Острова». Вообще у меня сложилось определенное формообразование в глине – это текучие бионические формы, мне нравятся пластически сложные формы. Еще мне нравятся светильники, но светильники тематические, когда свет несет смысловую нагрузку. Сейчас у меня в творчестве период газовых экспериментальных обжигов, потом, наверное, будет другой период))

8. Как по Вашему, нужны ли современному художнику своеобразные менеджеры, продюсеры, люди, занимающиеся околотворческой работой? Есть ли такие у Вас? Кто может исполнять эту роль?

Было бы хорошо, конечно, если бы кто-нибудь твои работы продвигал. Фотографировал, обрабатывал, на сайты выкладывал, организовывал выставки, может быть, выставки-продажи, писал статьи, помогал собирать прессу вокруг какого-либо творческого действа, издавал каталоги, делал рекламу выставкам. Есть ведь такие люди, которые берут на себя такую роль. У нас в Иркутске активно продвигаются бурятские художники, сейчас в мире очень популярно особое отношение к этносу. Активно продвигается бронза. А керамика, кроме сувенирки, не пользуется большой популярностью. Роль такого продюсера, как мне кажется, могут брать на себя галереи. Возможно, частные галереи. Но здесь очень важно, чтобы галерейщик был человеком всесторонне в искусстве образованным и внутренне заинтересованным, а не просто торгашом от искусства. Что касается Иркутска, то я сталкивалась с мнением одной галерейщицы, которая сказала мне, что керамика должна стоить дешево. Хочется дать в руки лопату и поговорить с ней после того, как она сначала глину накопает, приготовит, слепит и обожжет хотя бы одно изделие. Становится обидно не только за керамику, но и за все искусство, ведь галереи формируют вкусы и настрой зрителя. В глобальных целях нашего проекта – создание музея современной керамики на территории Байкальского региона. Дело за малым…

9. Что главное в жизни художника, посвятившего себя керамике? Что помогает жить и побеждать?

Важно - очень хотеть заниматься керамикой. Керамика требует не только большого трудолюбия, терпения, упорства, но и технической базы, оборудования. Многие поэтому начинают искать другие пути самореализации. Но по своему опыту я поняла, что мысль материальна, и если человек упорно чего-то хочет, ему будет дано. Я начинала в Иркутске с того, что покупала глину, лепила дома и обжигала на чужой базе, потом меня пригласили преподавать туда, где есть большая печь. Естественно, без постоянной самоотдачи ничего не добьешься. Керамика любит упорных. Кроме того, лично в моей жизни очень важна оказалась поддержка моего мужа. Здесь важна и моральная поддержка, и физическая, конечно же. Вот и проект наш состоялся, потому что в команде нашей двое настоящих мужчин))) Кстати, проект наш, кроме всего прочего, направлен как раз на возможность реализоваться молодым керамистам, у кого еще нет технической базы, но есть большое желание заниматься керамикой. Можно у нас подсмотреть, как возможно самостоятельно изготовить печи, и нужно начинать с малого. Большое само придет. А побеждать приходится только свою ленность и пессимизм)))

10. Ваша работа по организации и проведению симпозиума на Байкале произвели на меня мощное впечатление смелостью воплощения идеи и оригинальностью подхода к ее реализации. Что вспоминается, какие ассоциации напрашиваются? Изменилась ли Ваша жизнь после симпозиума?

Если честно, никаких ассоциаций не напрашивается и как-то особо ничего не изменилось. Только как-то радостно, что теперь в стране есть керамисты, с которыми я знакома чуть ближе. Есть некое чувство единения. Это поддерживает и вдохновляет. Вспоминается фраза одного из участников проекта Константина Гречанова, когда в один из последних дней пленэра мы доставали и отмывали очередные работы, и он устало так сказал: «Боже, как я уже устал от всей этой красоты», развернулся и пошел. Для меня – это высшая похвала от участников пленэра))) Уже настолько переполнились все впечатлениями, эмоциями, восторгами.

11. Планируют ли организаторы продолжать в будущем реализацию этого проекта? Как попасть на «Байкал КерамМистику» художнику и как критику?

Продолжать проект хочется. Чтобы попасть на наш проект участником, нужно заполнить анкету и пройти конкурс. Даже в этом году был небольшой конкурс на участие в пленэре. Количество участников – 25 человек. Требование к участникам – профессиональное образование. В зависимости от того, удастся ли нам в следующем году получить субсидии от государства - будет или нет оргвзнос за участие. Критики, искусствоведы, зрители могут попасть к нам без конкурса и оргвзнос будет меньше, без учета материалов. В этом году я заранее бронировала места на турбазе для участников. В следующем году будем еще думать. Возможно, что участники сами будут искать себе место для проживания, питания, мы организуем только приезд и выезд с Ольхона, если, конечно, в таком случае нам удастся договориться с арендой веранды для работы и места для обжига. И нужно быть готовым к иногда немного экстремальным условиям работы и возможно жизни (смотря кто что выберет). Это ведь Байкал…А может повезет, и лето будет теплым…

Всю информацию о прошедшем и предстоящем пленэрах будем выкладывать на сайте www.cerama.pribaikal.ru. Еще есть фотоотчет в контакте в группе http://vk.com/baikalceramistika

 

Спасибо!!! Вопросы задавала Татьяна Зиненко

Спасибо Вам за внимательные и глубокие вопросы и за Вашу любовь к керамике и керамистам и Ваш труд, направленный на популяризацию искусства керамики в мире.