Общество «РОССИЯ–ЯПОНИЯ». Иркутское областное отделение Общества «СССР-Япония» образовано 7 сентября 1959 года. В соответствии с изменившейся политической ситуацией в 1995 году преемником Иркутского областного отделения Общества «СССР-Япония» стало Иркутское отделение общества «Россия-Япония», в настоящее время именуется «Байкал-Япония»

Статьи

Появление ремесел в древней Исикаве. Гончарное мастерство и производство соли – ремесла, порожденные самой жизнью

«От Исикавы – сибирякам. Занимательная история Исикавы». Глава 6

Изготовление украшений из полудрагоценных камней, на протяжении двухсот лет бывшее одним из самых развитых ремесел древней Исикавы, в конце 5 века прекращается. А на смену ему приходят ремесла, непосредственно связанные с бытовым укладом, а именно производство соли и обжиг глиняной посуды. Эти оба мастерства, постоянно совершенствуясь, пройдя сквозь века, станут культурным достоянием родной земли, нынешней Исикавы.

Уже с древних времен человечество знало и использовало соль в качестве вкусовой добавки к пище, а также как компонента для переработки и долговременного хранения съестных припасов. Научились и добывать ее: люди, жившие у моря, выпаривали ее из морской воды, те же, кто проживали далеко от моря, в материковой части суши, добывали ее из соленых озер либо находили каменную соль.

Естественно, что в окруженной со всех сторон морями Японии в качестве сырья использовали морскую воду. Процесс строился по следующим этапам: морская вода – концентрированная морская вода – рафинированная соль. Из них самым трудным был этап концентрирования морской воды. Вначале для этого использовали морские водоросли. Их высушивали, затем снова размачивали в морской воде и снова высушивали. Так повторяли несколько раз, все увеличивая содержание соли в водорослях. Затем их калили над огнем, полученный пепел разводили водой и вываривали в глиняных горшках до появления кристаллов соли. Подобный процесс солеварения нашел свое отражение в сборнике самых древних японских песен под названием «Десять тысяч листьев». Так, там можно найти стихи со словами «свисают соленые водоросли», «калить соленые водоросли» и др.

Однако затем на смену примитивному способу получения соли из водорослей приходит новый, позволяющий более эффективно добиваться концентрирования морской воды и получать большее количество конечного продукта. Этот способ существует в двух вариантах, которые называют «наносным заливным» и «естественно-заливным», и сводится к разбивке солевых полей и использованию естественной солнечной энергии.

При «наносном заливном» способе недалеко от берега разбивают песчаные солевые поля, на которые наносят воду из моря. Под действием солнечным лучей вода испаряется, а соль остается. Этот способ пригоден в местах с неровной береговой линией. По другому способу, «естественно-заливному», в качестве солевых полей используют само побережье. Морю дают залить его, затем огораживают, и далее выпаривают воду под солнцем. Этот способ удобен для районов с широкой и ровной прибрежной полосой.

Когда именно и кто конкретно придумал этот способ естественного выпаривания морской воды, неизвестно. Вероятно, это результат мудрости и смекалки народов южных кровей, жизнь которых исстари неразрывно связана с морем.

Вышеописанный первый способ получения соли путем прокаливания соленых водорослей, который предполагает на последнем этапе процесса использование глиняной посуды, окончательно сложился к последнему периоду эпохи «яëи» (конец 2-го и весь 3 век).

Несколько поселений людей эпохи «яëи», уже занимавшихся выпариванием соли, обнаружены на полуострове Ното на побережье залива Нанао. А уже в 5 и 6 веках люди заселяют и северную оконечность Ното: на побережье залива Анамидзу найдено древнее поселение с большим количеством пришедших в негодность глиняных горшков, которые, как полагают, использовались при выпаривании соли. Вероятно, это поселение – первое селение солеваров, занимавшихся преимущественно своим ремеслом и производящих соль в больших количествах.

К 7 веку появляется особая форма горшков для солеварения. Дно у этих горшков, получивших название «хадзики» странным образом вытянуто и заострено. При обнаружении подобных горшков ученые не сразу поняли их предназначение, лишь спустя некоторое время догадались, что в них наливали концентрированную морскую воду и ставили в угли для выпаривания. Всего на полуострове Ното известно около 250 древних поселений, в которых найдены вышеописанного типа горшки и следы крупных угольных очагов. Можно утверждать, что полуостров Ното в древности был настоящим комбинатом по производству соли.

К концу 7 века был найден и более эффективный способ рафинирования: горшки принимают форму ведра с плоским дном. В 8 веке начали разбивать солевые поля, перейдя на «наносной заливной» способ получения соли. Этот способ хорошо подходит для прибрежных районов полуострова Ното. Выпаривание соли уверенно идет по пути все большего увеличения масштабов производства. Данный прогресс осуществляется на фоне совершенствующейся политической системы, новых законов страны Ямато, стремящейся к объединению всех земель Японии. Местные власти Ното, и назначенные центром, и независимые, заботились о развитии поселений и о совершенствовании технологий. В древней Исикаве 7-9 веков производство соли, сосредоточенное в основном на полуострове Ното, охватило уже и равнину Кага. Процесс развития данного производства наглядно доказывает, что в нем было заинтересовано само государство, и полуостров Ното, без сомнения, считался ключевым пунктом в области солеварения.

Мастерство изготовления глиняной посуды, необходимой как в быту, так и при богослужении, так же претерпело большие изменения. На смену технологии первобытных людей, которые  мяли глину, лепили из нее посуду и затем просто высушивали ее на солнце, пришла новая технологий обжига. И если вначале процесс производства был довольно примитивен, то с течением времени гончарное мастерство стало усложняться, обосабливаться от других работ и, наконец, превратилось в самостоятельное ремесло. Это произошло в конце эпохи курганов (с 3 по 6 век) с появлением гончарных изделий, которые именуются «суэки». До этого гончарные изделия, привезенные переселенцами с материка, не менялись с эпохи «яëи», начавшейся еще до новой эры. Но с наступлением эпохи курганов Японию омывает новая волна переселенцев, преимущественно с Корейского полуострова, а с ними Япония получает и новые технологии. Так, резко совершенствуется гончарное мастерство. Появляется глиняная посуда «суэки». До того времени в Японии не было печей, гончарные изделия обжигали при температуре до 800 Сº, отчего изделия получались грубыми и хрупкими одновременно. По сравнению с ними «суэки», обжигавшиеся в огромных печах при температуре более 1000 Сº, отличались высоким качеством. Воистину, это стало рождением искусства печного обжига.

В Западной Японии производить «суэки» начали уже в начале 5 века, а в районе Хокурику, или бывшей стране Коси, оно стало известным лишь к концу того же века. При производстве «суэки» требовались и огромные печи для обжига, и профессионализм мастеров, а значит, создание условий для группового проживания. Поэтому можно утверждать, что именно власти осуществляли контроль и поддержку этого ремесла.

Гончарное мастерство печного обжига, основу которому положили «суэки», продолжало развиваться. Ремесленные общины гончаров со временем вышли из-под контроля властей и обрели самостоятельность, обогатились новыми технологиями изготовления фарфора и керамики. Гончарное мастерство, отвечая все повышающемуся спросу, способствовало развитию торговли, а в настоящее время является одной из отраслей современного производства. Гончарное мастерство древней Исикавы послужило благодатной почвой, которая взрастила на территории Кага искусство керамики «кутани», до сих пор пользующейся большим спросом, а на полуострове Ното – искусство керамики «судзу», бывшей как в древности, так и в средние века товаром для торговли по Японскому морю.

Здесь нельзя не упомянуть о морском пути, благодаря которому Исикава во все времена продолжала обогащаться новой культурой, привносимой выходцами как с севера, так и с юга. Этот путь принес не только технологии таких ремесел, как производство соли и гончарное мастерство, но и познакомил Исикаву с использованием и изготовлением железных инструментов, шелковых тканей, лакированных изделий.

Трудно утверждать, с какого времени в Исикаве начали использовать железо. Однако точно известно, что в качестве сырья применяли железистый песок: от западного побережья полуострова Ното и до самого побережья Кага находится множество поселений 7-10 веков, в которых занимались добычей железистого песка. Все эти поселения характеризуются обилием различных печей и свалками железистого шлака. Только в южном Кага подобных поселений насчитывают около 60. В некоторых из них дома оборудованы по корейскому принципу: дымовые трубы от печей проведены под полом с целью обогрева дома. Это означает, что переселенцы с Корейского полуострова, основавшие эти поселения, владели мастерством изготовления железа. К тому же, кроме печей, в которых плавили железистый песок, найдено множество печей для углежжения, поскольку в процессе изготовления железа необходимо большое количество угля.

В поселениях 10 века уже находят формы для отливки и кузнечные горны, то есть кузнечное дело достигло высокого качества во всех процессах, начиная от выплавки и до получения готовых изделий.

На западном побережье полуострова Ното до сих пор сохранились географические названия, связанные с кузнечным делом: «Оружейное» (Цуруги-дзи), «Кузнечное» (Кадзия), «Железная река» (Канакава). Среди местных легенд есть одна под названием «Черт-оружейник». Ее содержание таково. Откуда-то из дальних мест приходит молодой человек и поселяется у кузнеца. В скором времени он начинает пользоваться славой отличного оружейника, однако он никому не разрешает подсматривать за ним во время работы. Но однажды его молодая жена не выдержала, заглянула в мастерскую и увидела, что там работает не человек, а черт. Этот черт, тайна которого раскрылась, убегает по морю в сторону противоположного берега, оставив в качестве памяти о себе все выкованные им изделия... В этой легенде можно усмотреть связь между кузнечным делом и переселенцами, прибывшими в Японию морским путем.

Шелковые ткани и натуральный лак (сок лакового дерева) также относились к изделиям местного производства еще со времен страны Ямато: ими платили дань, а также торговали с другими территориями. Существует предание, что прядению шелка и получению натурального лака древних людей Исикавы научил один из корейских богов по имени Караками.

Таким образом, древняя Исикава умело использовала и развивала разнообразные ремесла, появившиеся благодаря переселенцам как с севера, так и с юга. Солеварение требовало гончарных изделий высокого качества. Те, в свою очередь, породили необходимость строительства печей с регулируемой температурой. Печи же способствовали развитию кузнечного мастерства. Открывать двери истории одна за другой – что может быть интересней?

 

 

Книга публикуется
на сайте
www.pribaikal.ru
с разрешения авторского коллектива,
общества "Исикава-Россия"
мэрии города Канадзава и администрации
префектуры Исикава