Иркутский район Иркутской области. Общая площадь территории, находящейся в ведении муниципального образования 1132,4 тыс. га. Расположен района в юго-восточной части Иркутской области.

Статьи

Артель "Тальцинская керамика"

Игрушка-свистулька «Лошадки».

Игрушка-свистулька «Лошадки». Мастера Голендеевы. Фото А. Голендеева, 2006 г.

Тунгуска с рыбой.

Тунгуска с рыбой. Мастера Таволжанские. Фото И. Таволжанского, 2006 г.

Ангара с шаман-камнем в руке.

Ангара с шаман-камнем в руке. Мастера Таволжанские. Фото И. Таволжан-ского, 2006 г.

Коза и семеро козлят.

Коза и семеро козлят. Мастера Таволжанские. Фото И. Таволжанского, 2006 г.

Игрушка-свистулька «Мужички».

Игрушка-свистулька «Мужички». Мастера Голендеевы. Фото А. Голендеева, 2006 г.

Семейство домовых.

Семейство домовых. Мастера Таволжанские. Фото Д. Ступина, 2006 г.

В связи с активно развивающейся в нашем регионе сферой туризма и вхождением музея в ее структуру необходимо обеспечить на его территории возможность проведения досуга посетителей. Турист, приехавший в музей, всегда рассчитывает не только получить от этого посещения положительное впечатление, узнать что-то новое для себя, но и приобрести оригинальный сувенир, присущий только этому месту. Ассортимент сувенирной продукции, представленный на территории музея, по нашему мнению, должен соответствовать его имиджу. Все, что противоречит концепции музея, его культурно-просветительской деятельности и имеет только коммерческую основу, необходимо отделять от имиджевых изделий работающих на территории музея ремесленников, которым нужно отводить приоритетное место в экспозиции. Наличие соответствующей месту сувенирной продукции повышает престиж музея.

Гончарная мастерская «Тальцинская керамика», расположенная на территории музея, как нельзя лучше выполняет эту функцию. Посетитель, приобретая глиняные изделия изпервых рук, знает, что изготавливаются эти работы только здесь, и, не посетив музея, он не сможет приобрести их где-либо еще.

На всей территории Прибайкалья никто больше не создает изделий с колоритной местной тематикой в столь широком ассортименте и на достаточно высоком художественном уровне, как в керамической мастерской Тальцинского музея, что подтверждается активным участием мастеров артели «Тальцинская керамика» в художественных выставках городского, областного и регионального значения и выставках народного творчества. При этом мастера артели обеспечивают большое разнообразие керамических изделий, предоставляемых посетителям музея. Артель не практикует перепродажи чужих изделий и своими силами организует весь сложный технологический процесс изготовления керамики.

В настоящее время в гончарной мастерской музея «Тальцы» постоянно работают две семейные пары художников-керамистов — Марина Черметовна и Андрей НиколаевичГолендеевы и Елена Анатольевна и Игорь Владиславович Таволжанские. Семьи Голендеевых и Таволжанских явились тем творческим и партнерским содружеством, на основе которого сформировалась и действует много лет артель «Тальцинская керамика» в Архитектурно-этнографическом музее «Тальцы». За это время сложилось отношение мастеров к проблеме народных промыслов и видение своего места в данном виде деятельности. Они зарабатывают на жизнь исключительно глиняной игрушкой, которую изготавливают на глазах посетителей музея. Мастера Голендеевы и Таволжанские разработали единый стиль Тальцинской игрушки, сохранив при этом индивидуальность работ каждой семьи.

Андрей Голендеев изготавливает свои игрушки методом традиционной ручной лепки, Марина покрывает их после обжига яркой росписью.

В основе изделий Таволжанских лежат формы, сделанные Игорем на гончарном круге, которые затем Елена видоизменяет и дорабатывает, создавая различные образы и декорируя их тисненым орнаментом, либо расписывает после обжига.

Две семьи, составляющие ныне коллектив гончарной мастерской, удивительно совпали по взглядам, интересам, мировоззрению и культуре. Если бы не энтузиазм Голендеевых и Таволжанских, в настоящий момент гончарная мастерская могла бы и не существовать.

Чтобы гости музея и гончарной мастерской лучше поняли суть гончарного промысла, необходим краткий, но интересный и содержательный рассказ о направлении творчества,главных образах глиняных персонажей, истории изделия в свете народных традиций, его прообразе. В гончарной мастерской мастер, продавец и рассказчик являются одним лицом. Работа с посетителями обязывает не только уметь делать глиняную игрушку, но и быть немного артистом, находиться всегда в хорошем настроении, чтобы каждый посетитель почувствовал себя желанным гостем гончарной мастерской, уметь красиво, интересно рассказать об истории возникновения игрушки, гончарного ремесла, предания и легенды, связанные с керамикой, сообщить об исторических фактах. Не удивительно, что у посетителей возникает ощущение сказки, навеянное общей атмосферой музея, далеким прошлым и возможностью прикоснуться к ожившему старинному ремеслу. При этом мастера органично выглядят в народных костюмах, охотно фотографируются с посетителями на память, демонстрируют на глазах у публики изготовление изделий на гончарном круге, расписывают обожженные работы, организуя, таким образом, яркое и запоминающееся «шоу» для посетителей гончарной мастерской.

Работа гончара за гончарным кругом — едва ли не самое любопытное для посетителя музея зрелище. Около работающего мастера собираются десятки людей, завороженно следяза рождением новой работы. В это же время хозяйка мастерской рассказывает об истории керамики и керамической русской игрушки, о традициях и способах лепки, демонстрируетразнообразные звуки тальцинских свистулек. Работа, требующая большой самоотдачи и душевных сил, — далеко не каждый художник может работать при постоянном присутствии ивнимании отдыхающей публики. Поддержкой становятся сами же гости мастерской музея, их благодарность за все увиденное и услышанное. Самыми заинтересованными посетителями мастерской являются наши соотечественники, сказывается традиционная любовь россиян к глиняной игрушке. Основной своей задачей мастера считают напоминание о народной истории и культуре, традиционных народных ремеслах, рассказ об игрушке-свистульке как части русского народного творче-ства. Ремесленник, изготавливающий изделия только для заработка, всегда проиграет тому, кто занимается своим творчеством с душой. Покупатель точно определяет энергетику работ. Мастера Елена и Игорь Таволажские уже давно заметили: если во время лепки игрушки что-то или кто-то подпортит настроение — она либо потрескается во время обжига, либо будет стоять на прилавке очень и очень долго, пока сам мастер с досадой не уберет ее куда-нибудь в сторону. И напротив — разговариваешь с игрушкой во время лепки, иногда и шутейное четверостишие про нее сочинишь, улыбаешься — и она очень скоро запросится к какому-нибудь заезжему гостю в руки. Тот взял — глядишь, и отпускать не хочет. Так вот и передается людям частичка души мастера, его тепло.

Расход энергии при таком напряженном многочасовом общении очень велик, поэтому совершенно естественно желание мастеров по окончании рабочего дня музея спокойнорешать свои рабочие, творческие и бытовые проблемы. По завершении работы музея рабочий день художников-керамистов продолжается иногда до глубокой ночи. Все необходимоедля обеспечения нормального функционирования мастерской готовится по вечерам. Заготовка глины — дробление, замес, процеживание, сушка, проминка глиняной массы — занимает большую часть вечернего времени. Делать это нужно в нерабочее музейное время, чтобы посетителям досталась лишь самая зрелищная часть — демонстрация лепки и работа на гончарном круге. Мастерице, все дневное время занятой общением с посетителями, рассказом об истории игрушки, реализацией изделий, заниматься изготовлением работ вдостаточных количествах невозможно. Поэтому в вечернее время она занята изготовлением игрушек из заготовок, выкрученных на гончарном круге днем.

Сколько игрушек сделано за эти годы, наверное, не счесть. Ангара, Байкал, байкальские ветра — сарма, култук, баргузин, тунгусы, байкальская нерпа, медведи, домовики, персонажи русских сказок — вот наиболее характерные образы тальцинских мастеров. Техника декора изделий у мастеров гончарной мастерской разнообразна: дымление, глазури, роспись акриловыми красками. Дымление, которому мастера отдают предпочтение, придает терракотовым изделиям некоторую суровость и монументальность. Выполненные в этой технике работы очень широко представлены в мастерской. По мнению художников, работы в технике дымления наиболее полно демонстрируют природное, тектоническое начало керамики, связь с окружающим ландшафтом, в котором отсутствует буйство красок; связь с красотой сибирской природы, магию которой нужно уметь разглядеть сквозь кажущуюся суровость и неприступность. Использование цветных глазурей достаточно скупо и лаконично, только чтобы подчеркнуть естественность фактуры. Игрушки, изготовленные по темам русских сказок, расписанные акриловыми красками, напротив, выглядят ярко и празднично. В своих образах мастера опираются на исторически сложившиеся традиции в русской народной керамике, привнося авторское видение, активно используя в творчестве колорит местных байкальских легенд и сказок. Работы гончаров из музея «Тальцы» развозятся по всему миру. Часто приобретением игрушки знакомство с тальцинскими мастерами не заканчивается — многие посетители становятся их хорошими друзьями, завязывается переписка, обмен идеями. Самым важным в своей работе художники считают то, что она приносит им радость. Наверное, без этого чувства нельзя работать над игрушкой; ведь при выборе глиняного изделия на память человек подсознательно ищет то, что будет и много лет спустя напоминать ему о Сибири, Байкале, «Тальцах», напоминать о положительных эмоциях, связанных с посещением музея.

Современные музеи под открытым небом являются своеобразными заповедниками, где можно создать условия для сохранения и развития традиционных ремесел, как это сложилось в гончарной мастерской на территории Архитектурно-этнографического музея «Тальцы». Нужно организовывать выставки, посвященные творчеству тальцинских ремесленников. Мастерам нужно обзаводиться учениками и сподвижниками, которые столь же органично впишутся в музейную среду. Говоря об учениках, мастера прежде всего, конечно, имеют в виду своих детей, тем более что они, с детства воспитываясь в творческой атмосфере создания новых образов, участвуя в работе мастерской, как никто другой понимают и сложности, и радости гончарного творчества.

Нужно учитывать, что возникновение подобной мастерской по изготовлению глиняных изделий с прибайкальской тематикой было возможно только на территории музея, так как подобная тема вряд ли родилась бы в городских условиях. В этом случае мы имеем пример органического сочетания колорита музея под открытым небом с уникальными деревянными архитектурными ансамблями и действующей творческой мастерской, в которой мастера являются частью экспозиции музея, оживляя и одухотворяя ее. Недаром мастера часто слышат восклицание посетителей: «Вот настоящие русские умельцы!»

 

Елена Анатольевна Таволжанская,
Игорь Владиславович Таволжанский,
художники-керамисты, мастера артели
«Тальцинская керамика», г. Иркутск

 

Журнал "Тальцы" №2 (29), 2006 год