Иркутский район Иркутской области. Общая площадь территории, находящейся в ведении муниципального образования 1132,4 тыс. га. Расположен района в юго-восточной части Иркутской области.

Статьи

Дом сельского псаломщика в музее "Тальцы"

Дом-одноколок в деревне Ёдарма Усть-Илимского района Иркутской области. Фото из архива АЭМ «Тальцы», 1987 г.

Дом-одноколок в деревне Ёдарма Усть-Илимского района Иркутской области. Фото из архива АЭМ «Тальцы», 1987 г.

Икона «Преподобный Серафим Саровский» (начало ХХ в.) из экспозиции «Дом сельского псаломщика». Фото Т. Крючковой, 2003 г.

Икона «Преподобный Серафим Саровский» (начало ХХ в.) из экспозиции «Дом сельского псаломщика». Фото Т. Крючковой, 2003 г.

Сотрудник музея «Тальцы», одетый в рясу и скуфью Фото М. Никифоровой, 2003 г.

Сотрудник музея «Тальцы», одетый в рясу и скуфью Фото М. Никифоровой, 2003 г.

Экспозиция «Дом сельского псаломщика» в Архитектурно- этнографическом музее «Тальцы» открылась в 1994 году. Она знакомит посетителей с бытом сельских церковнослужителей конца XIX – начала ХХ века, которые наряду со священнослужителями* [* Священнослужители – служители церкви, имеющие степень священства (священники
и дьяконы); церковнослужители – низшие служители церкви, не имеющие степени священства (псаломщики, пономари, чтецы, певцы, сторожа и др.).] играли значительную роль в духовном окормлении и просвещении крестьян.

В начале ХХ века типичный причт** [** Причт – состав лиц, служащих при одном храме.] на территории Иркутской губернии состоял из священника и псаломщика.

Священников готовила Иркутская духовная семинария. Псаломщиком мог быть человек как окончивший семинарию, так и без образования. Обязательным для псаломщика былоналичие сильного, звучного голоса. Как правило, в псаломщики шли грамотные верующие крестьяне. В их обязанности наряду с чтением и пением на клиросе входило еще и ведение церковного делопроизводства. Часто кроме выполнения своих прямых обязанностей и священники, и псаломщики должны были преподавать в сельских школах Закон Божий,церковно-славянский язык и церковное пение. За труд псаломщикам полагалось жалованье, которое было невелико, в 90-е годы XIX века оно составляло около 100 рублей и 84 пуда руги*** [*** Руга – плата прихожан причту в виде хлеба.] в год. Такого жалованья было недостаточно, поэтому псаломщики занимались огородничеством, скот обыкновенно не держали, так как не имели для этого времени.

Музейная экспозиция расположилась в доме-одноколке* [* Одноколок – небольшая изба-четырехстенок.]. вывезенном из деревни Ёдарма Усть-Илимского района Иркутской области. Эта деревня до советского времени относилась к Киренскому уезду Иркутской губернии. От уездного города Киренска она находилась в 751 версте, а от города Иркутска — в 1 196. В 1911 году в ней было 17 дворов счислом жителей 36 человек мужского пола, 32 — женского и 14 детей в возрасте от 8 до 12 лет. Крестьяне занимались хлебопашеством, рыболовством и звероловством. Ближайшая школа и церковь во имя Пророка Илии располагались в четырех верстах — в селе Кеуль. В 1906 году в Ёдарме была построена часовня во имя Николая Чудотворца.

В 1987–1988 годах в связи со строительством Богучан-ской ГЭС проходили экспедиции по обследованию селений и находившихся в них памятников, попадавших в зону затопления. Дом-одноколок, который относится к типичным жилым постройкам XIX века в данном регионе, был обнаружен в центре деревни Ёдарма. По архитектурно-планировочномуоблику дом датируется концом XIX – началом ХХ века.

В плане он представляет собой практически ровный квадрат размерами 5,8 х 5,7 м, с поздним приделом сеней со стороны главного входа у восточного фасада. Срублен дом из бревен в технике в «обло». Сруб по традиции был поставлен прямо на землю без фундамента, только в некоторых местах были подложены большие камни.

На фасаде дома сохранились элементы декора: торцы двух верхних бревен, значительно выпущенные за плоскость стены, обработаны топором в виде резных зубцов.

Небольшой по размерам, скупо декорированный дом удачно подошел для строительства в музее «Тальцы» экспозиции «Дом сельского псаломщика». Известно, что дома и надворные постройки для служителей церкви строило и содержало сельское общество, поэтому, как правило, такие усадьбы были небогатыми. Дом-одноколок с надворнымипостройками отреставрировали в музее в 1994 году. Он вошел в состав комплекса «Волостное село», расположившись недалеко от Казанской церкви и церковно-приходской школы.

Внутренняя экспозиция дома знакомит с бытом церковного служки. Дом разделен на две половины — избу и куть (кухню). В кути — все то, что можно было увидеть в обычномкрестьянском доме: деревянная посуда, туеса, крынки и т. п. Отличительная особенность убранства дома состоит в большом количестве икон. Божница установлена в красном углу от потолка до столешницы. Иконы на ней расположены в четыре ряда. Традиционно присутствуют иконы с изображением Иисуса Христа — «Спас Нерукотворный», Богоматери —«Казанская» и «Знамение», и Николая Чудотворца. Кроме того, на божнице присутствуют образа особо почитаемых на Руси святых: Серафима Саровского, Сергия Радонежского,Дмитрия Солунского, святителя Иннокентия Иркутского и др. Часть икон была приобретена музеем в 1994 году в иркутском магазине «Антиквар» специально для экспозиции.

В интерьере дома представлена горка с книгами и журналами конца XIX века, среди них: «Живая старина», «Странник», «Христианские чтения», «Записки Сибирского отделения Императорского Русского географического общества».

Хотя псаломщикам не полагалось специального одеяния, за хорошую службу некоторые из них награждались рясой и скуфьей. Музейная экспозиция рассказывает о псаломщике,имевшем такие награды.

В силу того что о церковной одежде известно мало, рассмотрим этот вопрос подробнее. Повседневное одеяние духовенства и монашества всех степеней — подрясник и ряса.«Подрясник представляет собою длинное, до пят, с наглухо застегнутым воротником одеяние с узкими рукавами». «Ряса — верхнее одеяние с длинными ниже ладоней, широкими рукавами» (3, с. 110–111).

Свободная длинная одежда с широкими рукавами имеет восточное происхождение. Она была распространена и в иудейской среде времени земной жизни Спасителя, который сам носил такую одежду, о чем свидетельствуют предание и иконография. Поэтому подрясник и ряса считаются одеянием Господа Иисуса Христа. Древность одежды этого типа косвенно подтверждается тем, что и поныне у многих восточных народов в качестве традиционной национальной одежды употребляется широкое длинное одеяние с широкими рукавами. Слово «ряса» происходит от греческого прилагательного «то рáсон», что значит «оскребанная, вытертая, лишенная ворса, поношенная». Именно такую почти нищенскую одежду полагалось носить в Древней церкви монашествующим. Из монашеской среды ряса со временем вошла в обиход всего духовенства.

Как греческие рясы появились в России? В Русской церкви до XVII века рясы не были обязательны. В обыденной жизни духовенство носило длинные однорядки особого по-кроя из сукна и бархата зеленого, фиолетового и малинового цветов (однорядки светских лиц своим внешним видом уже тогда во многом отличались от одеяния священнослужителей). Расширявшиеся связи с православным Востоком во второй половине XVII века способствовали проникновению в русскую церковную среду одеяний греческого духовенства. Большой Московский собор 1666–1667 годов постановил благословить для русских священнослужителей и монахов духовные одеяния, принятые в то время на православном Востоке. Однако свободная прямая ряса, удобная для стран с жарким климатом, оказалась неприемлемой на Руси, где внешние условия создали привычку носить одежды, плотно облегающие тело, ктому же просторные одежды с разрезом в середине, спереди, носили в то время турки. Поэтому русские рясы стали запахиваться и ушиваться в талии, рукав из прямого был сделан в виде раструба.

С XVIII века мирские одежды высших классов стали совершенно отличными от традиционных русских одежд. Постепенно все классы общества стали носить короткие одежды, часто европейского типа, так что одеяния духовенства оказались в особенно резком отличии от мирских. В то же время в XVIII веке повседневные одежды духовенства приобрели большее единообразие и устойчивость покроя и цвета. Монашествующие стали носить в основном только черные подрясники и рясы (тогда как в древности они носили зеленые однорядки), белое духовенство также сузило цветовую гамму своих одежд.

Общее символическое значение подрясника и рясы — это свидетельство отрешенности от мирской суеты, символ духовного покоя. Мир и покой сердца в его постоянномдуховном пребывании с Богом есть высшая цель усилий любого верующего человека, но особенно духовенства и монашествующих лиц как посвятивших всю жизнь служению Богу. Внешнее одеяние духовенства соответствует этому состоянию, напоминает о нем, призывает к нему, помогает достичь его, будучи образом того верхнего одеяния, которое носил Иисус Христос во время своей земной жизни. Длинное одеяние духовенства является знамением Божией благодати, облекающей служителей Бога, покрывающей их человеческие немощи.

Особенно примечателен черный цвет подрясников и ряс: черный цвет — это по существу отсутствие цвета, то, что лежит за пределами светового спектра. В применении к одеянию духовенства и монашества это означает цвет совершенного покоя как отсутствия движений страсти, как бы духовной смерти для греха и отрешения от всего суетного, от внешней плотской жизни, сосредоточенность на неведомой жизни, внутренней. Повседневные одеяния духовенства имеют значение и для окружающих верующих людей как свидетельство того духовного состояния, к которому должны стремиться верующие, чающие спасения в Боге.

В повседневном употреблении духовенство и монашество имеют различные головные уборы. Среди них и скуфья. В древности скуфья представляла собой небольшую круглуюшапочку, похожую на чашу без подставки. Такой шапочкой издревле прикрывалась у священнослужителей выбритая верхняя часть головы. Обычай духовенства брить волосысохранялся в России вплоть до середины XVII века, после он был упразднен, но скуфья до сих пор осталась в качест-ве головного убора духовных лиц всех званий и степеней. Со временем изменился покрой скуфьи. Она приобрела вид фигурной мягкой складывающейся шапочки, покрывающей голову глубоко, до бровей, сшитой при этом так, что складки надетой скуфьи образуют над головой знамение креста. Скуфья носится только вне храма, при входе в церковь она должна сниматься. Этот обычай соблюдается и поныне.

Кроме перечисленных предметов в интерьере горницы дома псаломщика представлен аналой с лежащей на нем книгой «Апостол»; его присутствие в экспозиции свидетельствует о времени поста, когда верующие, а церковные служащие в особенности, после службы в церкви дома также проводили время в молитве и чтении псалмов.

Таким образом, экспозиция, расположившаяся в небольшом музейном доме-одноколке, вывезенном из приангар-ской деревни Ёдарма, дает довольно полное представление о церковном служении и домашнем быте сельского псаломщика, призванного являться примером для простого народа.

 

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. — М., 1993 (репринтное воспроизведение издания 1913 г.). — Т. 1.

2. Калинина И.В. Православные храмы Иркутской епархии. — М., 2000.

3. Настольная книга священнослужителя. — М., 1983. — Т. 4.

4. Оглезнева Г.В. Сельская церковь Иркутской губернии во 2-й половине XIX – начале ХХ в. — Архив АЭМ «Тальцы», ф. 1, оп. 1, ед. хр. 78.

5. Полный церковно-славянский словарь. — М., 1993.

6. Список населенных мест Иркутской губернии. — Иркутск, 1912.

7. Усадьба псаломщика. Одноколок. Предварительные работы. Комплексные научные изыскания. — Архив АЭМ «Тальцы», ф. 1, оп. 1, ед. хр. 99.

 

Марина Леонидовна Никифорова,
заведующая русским отделом
Архитектурно-этнографического
музея «Тальцы»,
г. Иркутск


Журнал "Тальцы" №1 (28), 2006 год