Художественная школа Иркутска. 100 лет
Категория: Иркутск : История
Предыдущая статья | Следующая статья
Наша художка
На центральной улице Карла Маркса (так и хочется сказать - Большой), в старом здании, напоминающем петербургские строения рубежа веков, привычно расположилось училище искусств. Слегка истертые ступени; ровесник здания - пол на лестнице и в рекреации; отрывки музыкальных фраз, доносящиеся из классов; легкий запах краски, мольберты, картины на стенах и в кабинетах... Это сегодняшняя художка: старейшее художественное образовательное учреждение Сибири и Дальнего Востока. Ее история - тема интереснейшей книги, изданной к юбилею училища. Авторы реализуют «двойную оптику»: И. Г. Федчина, искусствовед, заместитель директора училища по творческо-просветительской работе, досконально знает всю «кухню» художественного образования, организовывает выставки студентов и педагогов, инициирует международные курсы, мастер-классы и практику. Для В. С. Федчина, профессора и заведующего кафедрой культурологи и управления социальными процессами института социальных наук ИГУ, естественно рассматривать социально-культурный контекст художественного образования, его влияние на атмосферу в городе и роль в художественной жизни Иркутска. Так рождается синтетический взгляд на историю художественного училища, его прочную укорененность в менталитете горожан. Много раз от разных людей я слышала, что без художки город был бы уже не тот: наверное, не было бы художественного образования в вузах, и театры по-другому оформляли бы свои спектакли, и дизайн развивался бы иначе. Прочная связь творческой работы и преподавания, участие в учебном процессе известных мастеров (не только художников-станковистов, но и оформителей, дизайнеров, архитекторов; так, некоторое время в 60-е годы XX века в училище преподавал В. А. Павлов), открытость училища ветрам времени - все стало предметом тщательного изучения и темпераментного рассказа. Книгу И. и В. Федчиных можно использовать как учебное пособие: в ней подробно и интересно излагаются оригинальные методики преподавания специальных дисциплин разными педагогами, своеобразие учебных программ и творческой практики.
Особая тема - рассказ об основателе художественной школы Иване Лавровиче Копылове, его жизни, особенностях и значении для становления художественного образования. Дополняют содержание «Истории» ссылки на архивные материалы, периодические издания и рукописные источники, использованные авторами, а также подробный биографический словарь педагогов общепрофессиональных и специальных дисциплин. Книга удивительно соответствует духу училища: текст развивается совместно с изобразительным рядом. Множество архивных (подчас весьма редких) и современных фотографий, портреты педагогов и художников, пленэры и мастер-классы, выставки и концерты создают визуальную основу для истории. А графические работы студентов и художников, находящиеся в фондах училища, дают наглядное представление о высоком качестве студенческих работ и художественной ценности фондовой коллекции. Фотокопии документов, мемуаров и писем, насыщающие текст, образуют особое, пульсирующее пространство живой жизни, продолжающейся, насыщенной и интересно-необходимой.
В заключение - об оформлении книги. Проект верстки и его реализация осуществлены группой дизайнеров из Красноярского художественного института. Без их фантазии, требовательности и скрупулезности не состоялось бы это элегантное, необходимое для понимания городской культурной истории и красивое издание.
Марина Ткачева
Проект «байкал/ project baikal»
№26 2010 год стр. 160