В Иркутске сосредоточен основной научный потенциал Иркутской области. Девять академических институтов города Иркутска входят в состав Иркутского научного центра СО РАН , пять институтов Иркутска представляют Восточно-Сибирский научный центр СО РАМН.

Художественная школа Иркутска. 100 лет

Наша художка

На центральной улице Карла Маркса (так и хочется сказать - Большой), в старом здании, напоминающем петербургские строения рубежа веков, привычно расположилось училище искусств. Слегка истертые ступени; ровесник здания - пол на лестнице и в рекреации; отрывки музыкальных фраз, доносящиеся из классов; легкий запах краски, мольберты, картины на стенах и в кабинетах... Это сегодняш­няя художка: старейшее художествен­ное образовательное учреждение Сибири и Дальнего Востока. Ее исто­рия - тема интереснейшей книги, изданной к юбилею училища. Авторы реализуют «двойную оптику»: И. Г. Федчина, искусствовед, заместитель директора училища по творческо-просветительской работе, досконально знает всю «кухню» художественного образования, организовывает выстав­ки студентов и педагогов, инициирует международные курсы, мастер-классы и практику. Для В. С. Федчина, про­фессора и заведующего кафедрой культурологи и управления социаль­ными процессами института социаль­ных наук ИГУ, естественно рассмат­ривать социально-культурный кон­текст художественного образования, его влияние на атмосферу в городе и роль в художественной жизни Иркутска. Так рождается синтетиче­ский взгляд на историю художествен­ного училища, его прочную укоренен­ность в менталитете горожан. Много раз от разных людей я слышала, что без художки город был бы уже не тот: наверное, не было бы художественно­го образования в вузах, и театры по-другому оформляли бы свои спектак­ли, и дизайн развивался бы иначе. Прочная связь творческой работы и преподавания, участие в учебном процессе известных мастеров (не только художников-станковистов, но и оформителей, дизайнеров, архитек­торов; так, некоторое время в 60-е годы XX века в училище преподавал В. А. Павлов), открытость училища ветрам времени - все стало предме­том тщательного изучения и темпера­ментного рассказа. Книгу И. и В. Федчиных можно использовать как учебное пособие: в ней подробно и интересно излагаются оригинальные методики преподавания специальных дисциплин разными педагогами, свое­образие учебных программ и творче­ской практики.

Особая тема - рассказ об основате­ле художественной школы Иване Лавровиче Копылове, его жизни, осо­бенностях и значении для становле­ния художественного образования. Дополняют содержание «Истории» ссылки на архивные материалы, периодические издания и рукописные источники, использованные авторами, а также подробный биографический словарь педагогов общепрофессио­нальных и специальных дисциплин. Книга удивительно соответствует духу училища: текст развивается совместно с изобразительным рядом. Множество архивных (подчас весьма редких) и современных фотографий, портреты педагогов и художников, пленэры и мастер-классы, выставки и концерты создают визуальную основу для истории. А графические работы студентов и художников, находящиеся в фондах училища, дают наглядное представление о высоком качестве студенческих работ и художественной ценности фондовой коллекции. Фотокопии документов, мемуаров и писем, насыщающие текст, образуют особое, пульсирующее пространство живой жизни, продолжающейся, насыщенной и интересно-необходимой.

В заключение - об оформлении книги. Проект верстки и его реализа­ция осуществлены группой дизайне­ров из Красноярского художественно­го института. Без их фантазии, требо­вательности и скрупулезности не состоялось бы это элегантное, необходимое для понимания город­ской культурной истории и красивое издание.

 

Марина Ткачева     

Проект «байкал/ project baikal»
№26 2010 год стр. 160