В Иркутске сосредоточен основной научный потенциал Иркутской области. Девять академических институтов города Иркутска входят в состав Иркутского научного центра СО РАН , пять институтов Иркутска представляют Восточно-Сибирский научный центр СО РАМН.

Амурские ворота в Иркутске – символ обретения Приамурья Россией (Возвращаясь к теме восстановления памятной триумфальной арки)

Рис. 1. «Вид на г. Иркутск с колокольни Креста» (с колокольни Крестовоздвиженской церкви). Запечатлено завершение Амурской улицы, слева – Амурские ворота, замыкающие перспективу улицы и обозначающие въезд в город со стороны Байкала-моря, на дальнем плане – Городской театр. Почтовая карточка, фрагмент, съемка 1898–1900 гг.

Рис. 2. Амурские ворота в Иркутске в конце Амурской (ранее – Заморская, ныне – Ленина) улицы. Почтовая карточка, фрагмент, съемка 1906 г.

Рис. 3. Амурские ворота. На втором плане слева – старое (первое) лютеранское (в народе – немецкое) кладбище, на дальнем плане – деревянная застройка 129-го и 130-го кварталов. Почтовая карточка, фрагмент, съемка 1909 г.

Рис. 5. План Иркутска 1887 года, фрагмент. Недалеко от лютеранского кладбища (небольшого овала, выше слева) обозначены Амурские триумфальные ворота.

Рис. 4. Место старого лютеранского кладбища, сегодня – городской скверик. На втором плане – камень, установленный в предзнаменование размещения здесь (на костях?!) памятника, посвященного пребыванию в Иркутске декабристов. Явно поспешное, необдуманное решение. Фото 2009 г.

Рис. 6. Современный план. Синим (1) нами нанесено предлагаемое место восстановления Амурских ворот, красным (2) – памятник культового зодчества, шедевр сибирского барокко, градостроительная доминанта – здание Крестовоздвиженской церкви.

Рис. 8. Амурские триумфальные ворота – на своем родном месте. Компьютерный монтаж 2010 года.

При обсуждении проекта реконструкции исторического квартала № 130 в Иркутске, состоявшемся 21 января 2010 года на заседании президиума Иркутского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, возник вопрос в форме замечания: «Почему проектом не предусмотрено восстановление Амурских ворот?» Журнал уже освещал эту тему, опубликовав дипломный проект восстановления Амурской триумфальной арки архитектора-реставратора Надежды Муравьевой (ПБ14, с. 64–67).

Вопрос восстановления Амурских (Айгунских) триумфальных ворот в Иркутске актуален по многим причинам.

Во-первых, историческую значимость того далекого события – официального присоединения амурских земель к России – невозможно переоценить. Во-вторых, в Иркутске Амурские ворота были единственным объектом, который: а) являлся свидетелем того грандиозного для России события, непосредственным участником встречи этой новости столицей Восточной Сибири; б) оставался долгое время – на протяжении более чем полувека  – памятным знаком, символизирующим то событие.

В-третьих, ворота непосредственно связаны с главным участником тех событий, без которого могло и не случиться присоединения Приамурья к России, – генерал-губернатором Восточной Сибири Николаем Николаевичем Муравьевым, получившим от государя за заслуги в том дипломатическом славном деле соответствующую приставку к фамилии и графский титул, после чего он стал именоваться не иначе как графом Муравьевым-Амурским. Именно в честь возвращения победной миссии с Востока, возглавляемой генерал-губернатором Н. Н. Муравьевым, и были воздвигнуты ворота благодарными иркутянами, и, заметим, по собственной инициативе, а не по указанию свыше, например того же генерал-губернатора. То есть, по сути, Амурские ворота являлись еще и своеобразным памятником этому выдающемуся деятелю, талантливому администратору нашего края, 14 лет служившего на этом поприще. Кроме прочего, Амурские триумфальные (в отличие от иркутских Московских ворот) абсолютно соответствовали своему предназначению – были установлены в честь триумфа Российской державы, русской дипломатии, блестяще справившейся со столь сложной задачей мирного урегулирования пограничного вопроса с воинственным когда-то соседом.

В-четвертых, ворота являлись не только интересным архитектурным деревянным сооружением. Их установили как преемника Амурской заставы, и так удачно, что они стали важнейшим для этого места – на границе центра города и Нагорной части – градостроительным акцентом (рис. 1), притом не спорящим с расположенной рядом доминирующей над всем окружением Крестовоздвиженской церковью. Триумфальная арка визуально замыкала Амурскую улицу на выезде путников из столицы Восточной Сибири в сторону моря-Байкала, недвусмысленно обозначая «Дорогу к Великому Океану» (рис. 2), то есть в сторону той самой обретенной Россией «амурской страны». (А на обратном пути – на въезде в город с Востока). Одновременно арка была безупречной точкой сборки, композиционно организовывая сложный транспортный узел (он и сегодня остается, пожалуй, самым сложным в центре города), образованный слиянием пяти улиц, ныне – Ленина, Тимирязева, Седова, Третьего Июля, Красного Восстания.

На президиуме ИРО ВООПИК от представителей общественности, историков прозвучало настоятельное предложение восстановить этот замечательный памятный знак. Дискуссия возникла по вопросу места их привязки. Было предложено установить ворота не на первоначальном месте, что сегодня, по мнению выступавших, проблематично, а хотя бы в структуре квартала № 130, на стрелке улиц Седова и Третьего Июля. Подразумевалось два варианта: 1) размещение на месте участка старого лютеранского (немецкого) кладбища, на острие треугольника квартала; 2) установка в узком торце квартала, рядом с местом кладбища, по линии сохранившегося поперечного кварталу проулка (или прямо на нем, ранее проезжего, сегодня – пешеходной зоны) – исторического продолжения Казарминской (Красного Восстания) улицы.

С таким предложением не согласны авторы проекта реконструкции квартала, по концепции которых квартальная застройка сохраняется как ценная историческая среда с характерной своей планировкой, усадебным членением, масштабом. Установка в этом месте подобных общественно значимых, «нежилых», крупных размерами объектов проектом не предусмотрена, так как они несовместимы с деревянной застройкой.

Эту точку зрения полностью разделяет и автор данной статьи. По нашей аргументации, нет ни одного повода в пользу размещения Амурских ворот на территории 130-го квартала.

Вариант размещения ворот на месте участка старого лютеранского (немецкого) кладбища

Проектом реконструкции квартала № 130 сохранившийся участок кладбища (рис. 3, 4) справедливо предлагается объявить мемориальным сквером, с увековечиванием памяти выдающихся общественных деятелей, главных администраторов Восточно-Сибирского края протестантского вероисповедания, захороненных здесь, установив соответствующий камерный памятный знак. Возводить памятный монумент (ворота) на могилах? Сделать доброе дело, надругавшись при этом над святым местом? Как-то, извините, по-большевистски. Поэтому без комментариев…

Вариант размещения ворот в северно-западной части квартала

А) Если в историческом проулке, в створе Казарминской (Красного Восстания) улицы, тогда ворота навязчиво встают по оси благоприятного видового коридора вдоль этой улицы на памятник культового зодчества федеральной категории охраны – Крестовоздвиженскую церковь, перекрывая один из наиболее важных секторов обзора шедевра сибирского барокко. И это будет, в том числе, противоречить режимам зон охраны объектов культурного наследия города, утвержденным в 2008 году1, где требуется «обеспечение благоприятных условий зрительного восприятия» памятников.

Б) Если в границах квартала, – значит, со сносом исторических усадеб № 2 и № 4 по улице Седова, с грубым нарушением сложившихся масштаба и композиционных характеристик деревянной застройки, тогда это будет не планируемая регенерация квартала (т е. восполнение, возобновление) и не реабилитация (т. е. восстановление статуса, имиджа, социальной значимости) ценной исторической среды, а кардинальная ее модернизация, существенное изменение. А это противоречит законодательным принципам охраны объектов культурного наследия. Кроме того, в этом случае ворота также встанут в обозначенном видовом коридоре, с некоторым смещением от его оси, Крестовоздвиженского храма. При этом, установив триумфальные ворота здесь, будет обеспечен конфликт функций соседствующих самоценных объектов, вызванный несовместимостью памятного монумента российской значимости и обывательской, по сути, застройки, а это недопустимо ни методически, ни градостроительно.

Нами предлагается другой сценарий.

Вариант размещения Амурских ворот на первоначальном месте

Если восстанавливать Амурские триумфальные ворота, то только на своем первоначальном месте. Точнее, учитывая сложившуюся градостроительную ситуацию, почти на родном месте – с небольшим смещением от него в сторону квартала № 130. Это старое-новое место находится в конце той же Амурской улицы (кстати, почему-то до сих пор носящей имя вождя большевиков В. И. Ульянова (партийная кличка – Ленин), который никогда не был ни в нашем городе, ни в Прибайкалье), на островке-треугольнике безопасности, в широкой его части (рис. 5, 6, 7). Этот островок даже в сегодняшних габаритах позволяет разместить такое сооружение. Восстановленный таким образом на своем родном месте памятный монумент, значимый исторический символ (и не только для Иркутска), опять станет важным градосвязующим акцентом, опять композиционно организует пятикресток улиц (рис. 8).

Действительно, в этом случае возникает серьезный вопрос, связанный с транспортной развязкой этого проблемного узла. Все известные нам варианты проектного решения (а их было более 10) транспортной организации перекрестка улиц Ленина, Тимирязева, Седова, Третьего Июля, Красного Восстания не предусматривали восстановление триумфальной арки. При принятии решения о восстановлении Амурских ворот необходимо будет выполнить такой вариант. По нашим предварительным, предпроектным исследованиям это вполне осуществимо. Напомним, высота ворот составляла 10,65 метра, длина (ширина в поперечнике улицы) – 11,36 метра. Ширина меньшей стороны существующего треугольника безопасности, в который предлагается «вписать» Амурскую триумфальную арку, составляет примерно те же 11 метров с небольшим.

Подобный вариант историко-градостроительной реновации осуществлен в соседней столице Республики Бурятия – Улан-Удэ. Там не так давно, в 2000-х, поперек улицы Ленина (опять он (!), хотя ни в Бурятии, ни в Забайкалье он не бывал, не живал), также как и в Иркутске – на въезде в исторический центр, установлена повторно триумфальная арка. В Верхнеудинске она появилась поначалу (всего-то!) в честь приезда в город во время путешествия по Сибири цесаревича Николая, будущего последнего, свергнутого в 1917-м, российского царя. Первые те ворота были деревянные и существенно меньших размеров. Сегодня это уже каменное сооружение, стало больше и в высоту и в ширину, зачем-то изменили пропорции, обеспечивая, по-видимому, ширину нормативного проезда сквозь арку современного транспорта (рис. 9, 10). Можно спорить с такой интерпретацией восстановления утраченных исторических символов, но в Улан-Удэ такой факт случился, а в Иркутске – нет.

Будут ли восстановлены Амурские триумфальные ворота?

Для большинства специалистов – историков, архитекторов, профессионально занимающихся проблемами сохранения объектов культурного наследия Иркутска, регенерации исторической застройки, активистов Иркутского отделения ВООПИК – ответ на этот вопрос очевиден: это однозначно надо сделать. И единственной площадкой для возвращения памятных ворот на «родину» должно быть, по нашему глубокому убеждению, их исконное место. Именно такой вариант размещения ворот – в конце Амурской (Ленина) улицы, в треугольнике безопасности, – предусмотрен «Проектом планировки территории исторического центра (Кировского района) города Иркутска», выполненным в 2008 году по заказу администрации города институтом «Иркутский Промстройпроект» (находится в стадии утверждения).

Остается это исторически важное решение принять и исполнить властью города Иркутска, имеющего, между прочим, статус исторического поселения. А если брать во внимание деревянное исполнение сооружения (поэтому несложное и относительное недорогое), и то, что эскиз арки уже есть (дипломный проект архитектора-реставратора Н. Муравьевой, получивший, кстати, золотой диплом на фестивале «Зодчество Восточной Сибири – 2008»), то к празднованию 350-летнему юбилея Иркутска в 2011 году это вполне может быть осуществимо.

P. S.

В геополитическом смысле восстановление Амурских триумфальных ворот в историческом центре столицы Восточной Сибири будет действенным шагом к дальнейшему укреплению политических, гуманитарных, торговых связей между Россией и Китаем. Они будут напоминать о том судьбоносном событии межгосударственной важности в истории двух стран, которое позволило, несмотря на серьезные разногласия в отдельные периоды, сохранить до сего времени паритет. Триумфальная арка может стать своего рода символом, эмблемой в развитии добрососедских отношений двух великих культур – российской и китайской.

     

Алексей Чертилов
Фото Надежда Муравьева, Алексей Чертилов, компьютерный монтаж Анна Сидоренко

Исторические фото (почтовые открытки) Амурских ворот из книги: Медведев С. И. Иркутск на почтовых открытках 1899–1917. – Москва, 1996. – С. 74, 78, 81.

журнал "проект байкал/project baikal"
№24 2010 год стр. 133-137